3анятие
на тему: «Знакомство с театром» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных средств обучения
Цель:
Развивать интерес к театрализованной деятельности, используя новые технологии: презентация «Знакомство с театром».
Задачи:
Образовательные:
• Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний.
• Познакомить с понятием «мимика», «жесты».
• Знакомить детей с правилами поведения в театре.
Развивающие:
• Развивать артикуляционные навыки детей.
• Развивать пантомимические навыки, воображение.
• Развивать способность понимать собеседника.
Воспитывающие:
• Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Словарная работа: мимика, жест, режиссер, занавес, оркестровая яма, актер, грим, антракт, буфет.
Предварительная работа: посещение детьми театрализованного представления.
Ритуальная часть (проводит педагог-психолог)
Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
Приветствие: «Колокольчик наш поет. Всех ребят театр ждет!
Шире, шире, шире круг много здесь друзей вокруг»
(дети встают в круг вместе со взрослыми).
Игра "Назови ласково свое имя"
Ход игры:
Дети по очереди звонят в колокольчик, произнося свое имя ласково, передают его по кругу.
Колокольчик ты возьми.
Свое имя, ласково, ребятами назови.
Основная часть.
Подвижная игра в кругу «Эхо»
Собирайся, детвора! Ра! Ра! – дети, стоящие в кругу, хлопают по ладоням соседей
Начинается игра! Ра! Ра! – дети, стоящие в кругу, хлопают по ладоням соседей
Да ладошек не жалей. Лей! Лей! – отбивают ритм ладонями
Бей в ладошки веселей. Лей! Лей! – отбивают ритм ладонями
Сколько времени сейчас? Час! Час! – кисти рук поворачиваются вправо-влево
Сколько будет через час? Час! Час! – кисти рук поворачиваются вправо-влево
И неправда: будет два! Два! Два! – показывают указательный и средний пальцы на руке
Дремлет ваша голова. Ва! Ва! – обхватывают голову с двух сторон и делают наклоны вправо-влево
Как поет в селе петух? Ух! Ух! – руки в замок и подняты над головой, делают наклоны вниз с произнесением слов
Да не филин, а петух? Ух! Ух! – руки в замок и подняты над головой, делают наклоны вниз с произнесением слов
Вы уверены, что так? Так! Так! - погрозить указательным пальцем
А на самом деле как? Как! Как! – протягиваем ладони вперед в круг
Педагог-психолог: Ребята, но я думаю, что теперь у всех хорошее настроение и мы можем отправиться с вами в путешествие. А вы мне не подскажите, куда же мы с вами собрались, куда нас приглашал волшебный колокольчик.
Дети: В театр.
2) Речевая гимнастика (проводит учитель-логопед)
Учитель-логопед: А вы знаете ребята, что актерам в театре приходится очень много говорить, напрягая голосовые связки. А еще, произнося различные слова, актеры должны уметь правильно дышать. А научиться правильному дыханию можно с помощью специальных речевых упражнений или игр. Давайте с Вами поиграем.
Цель. Развитие речевого дыхания
Игра: Мыльные пузыри
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Читаю стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно — пузыри!
1. Ой, какие! – дети берутся за руки и делают круг
2. Ой, смотри!- разводят руки в стороны
3. Раздуваются! – дети берутся за руки и делают широкий круг
4. Блестят! – выбрасываю кисти рук одновременно вверх
5. Отрываются! – разжимают сжатые кулачки
6. Летят! - кружатся вокруг себя
7. Мой — со сливу! – большой и указательный палец соединяем в кольцо
8. Мой — с орех! -– большой и указательный палец соединяем в щепотку
9. Мой — не лопнул дольше всех. – надуваем щеки и держим, считая до 1О
Беседа в кругу «Мимика и жесты»
Цель: • развивать способность понимать собеседника;
• познакомить детей с понятием «мимика», «жесты».
Конечно, театр дарит не только хорошее настроение, учит правильному дыханию и красивой речи, но и может даже научить общаться без слов.
Но прежде чем мы узнаем, умеете ли Вы общаться без слов, я бы хотела узнать, а что вы еще знаете о театре.
Вопросы для беседы с детьми:
- Ребята, как вы узнаёте друг друга? (По лицу, по голосу, одежде, причёске и т. д).
- Как называется здание, где актёры играют спектакль? (Театр).
- Что отделяет сцену от зрительного зала? (Занавес.)
- Как называют людей, которые, изменяя внешность, играют разные роли? (Актёры).
- Как артист изменяет свою внешность для того, чтобы сыграть роль? (Гримируется, наряжается в костюмы и т. д.)
- Кто раздаёт роли, руководит актёрами и постановкой спектакля? (Режиссёр.)
В театре, чтобы выразительно передать какое-либо действие используют жесты. Жест – это движение рук, тела, головы.
Ребята, давайте немножко поиграем, я Вам буду называть слова, а Вы мне будете их показывать с помощью жестов.
Игра «Изобрази с помощью жеста»
Кто из вас может с помощью жестов сообщить: «Иди сюда! », «Нельзя! », «До свидания», «Здравствуй! » (Дети показывают жестами.)
- С помощью мимики, жестов и одежды можно изменить себя. Мимика – это движение мышц лица, которое выражает настроение, внутреннее состояние человека. Изобразите, что вас обидели, вам печально. А теперь сделайте радостное выражение лица.
Русская народная игра «У Маланьи, у старушки»
3) Моделирование коммуникативных ситуаций (проводит педагог-психолог)
Педагог предлагает детям подумать над такими ситуациями «В театре»:
• Случилось, что вы опоздали к началу спектакля. Что вы будете делать?
- разыскивать в темноте своё место и пробираться к нему;
- сесть до перерыва на свободное место с краю.
• Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями. Как пройдёте к своему месту?
• Друг угостил вас конфетой или яблоком. Что будете делать?
• Спектакль закончился. А что дальше?
4) Упражнение на развитие мимики (проводит учитель-логопед).
Теперь у нас антракт. И мы отправляемся с Вами в буфет.
А в буфете чего только нет. Представьте себе, что у Вас в руках…
Цель: развивать пантомимические навыки, воображение.
• У вас в руках яблоко большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берёте второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берёте третье яблоко. Кусаете – сладкое.
• Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!
• Посмотрите, сколько конфет лежат на тарелочке! Берите. Разворачивайте, пробуйте. Эта конфета кислая. А эта – сладкая.
• А как Вы пьете чай? Вы берёте чашку в руки и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай.
Презентация «Знакомство с театром»
Цель:
Познакомить с историей театра. Продолжать знакомить детей с разными видами театров.
(Приложение.)
5. Заключительная часть.
Ритуал прощания Педагог-психолог:
«Колокольчик наш поёт. Всех ребят домой зовёт», дети передают колокольчик друг другу называя имя соседа.