МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска Имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова
Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии.
Перспективное планирование направленное на выявление развивающего потенциала изобразительного искусства родного края и организацию методически грамотного знакомства с творчеством художников Бурятии.
№ п/п | НОД | Содержание образовательной деятельности в режимных моментах | Требования к уровню подготовки | Практическая работа | Дата проведения |
1. | Республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова». | Презентация. Расширение кругозора учащихся. Развитие наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству. | Уметь внимательно слушать воспитателя, формулировать вопросы и ответы. | | Сен тябрь |
2. | Декоративная работа. «Бурятский народный орнамент». | Презентация. Знакомство с бурятским национальным орнаментом в творчестве Лубсана Доржиева. Самостоятельное рисование орнамента. | Знать правила и технику выполнения орнамента, правила работы с цветными карандашами. Уметь рисовать цветными карандашами | Нарисовать цветными карандашами понравившийся узор. Придумать дома свой узор, выбрать для него цвет, назвать его. Ответить на вопрос: «Что он символизирует?». | Октябрь |
3. | Рисование на тему «Бурятский национальный костюм». | Презентация. Знакомство с бурятским национальным костюмом по картинам Г. Эрдынийна, Ц.С. Сампилова, Ф.И. Балдаева, И.И. Старикова, Ю.А. Чиркова. Рисование мужского или женского костюма. | Знать правила работы с акварельными красками и кистью. Уметь рисовать с натуры объекты с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски. | Нарисовать акварелью по желанию мужской или женский бурятский костюм, понравившуюся часть бурятского костюма – шапку, сапоги, халат и т.д. | Октябрь |
4. | Аппликация. «Юрта – традиционное жилище бурят». | Презентация. Знакомство с устройством бурятской юрты по картинам Г. Эрдынийна, Р.С.Мэрдыгеева, Ц.С. Сампилова, Ч.Б. Шенхорова. Выполнение аппликации с изображением юрты. | Знать технику выполнения аппликации. Уметь последовательно наклеивать элементы композиции. | Наклеить на белый лист бумаги аппликацию в виде юрты, деревья, солнце и т.д. Нарисовать юрту своей мечты. | Ноябрь |
5. | Рисование. «Зимний пейзаж- Отпечатки листьями». «Природа Бурятии». | Презентация. «Декабрь» Знакомство с природой Бурятии . | Уметь рисовать «Зимний пейзаж гуашью. | Нарисовать «Зимний пейзаж гуашью. Отпечатки листьями». | Декабрь |
Рисование. «Зимний пейзаж» | Презентация. «Байкал - зимой» Знакомство с природой Бурятии . | Уметь рисовать «Зимний пейзаж» | Нарисовать «Зимний пейзаж гуашью» | Декабрь |
Рисование. «Зимняя природа Бурятии». Знакомство с Зимним пейзажем Байкала в творчестве художников Бурятии» | Презентация. Знакомство с Зимним пейзажем Байкала в творчестве художников Бурятии» Знакомство с природой Бурятии. по картинам А.В. Казанский. «Бурятская степь», «Тункинские гольцы», «Селенга», «Баргузинский хребет «Баргузин. Село Улюн», «Селенга зимой»… Дугарова Даши- Нима Дугаровича “Байкал. Вечер в Максимихе”,“Закат на Байкале”, Снежные вершины Баргузина” Солбон Раднаевич Ринчинов В серии пейзажей под общим названием «Зимние сумерки». Николай Васильевич Лодейщиков «Зимой на Ангаре» . Рисование Зимняя природа Бурятии | Уметь рисовать Зимнею природу Бурятии – ветки, деревья и т.д., передавать форму, цветовые оттенки, применять изученные техники рисования. | Нарисовать Зимнею природу Бурятии – ветки, деревья и т.д., выполнить рисунки на тему «Байкал – жемчужина мира», «Красота и величие гор», «Просторы степей», «Реки Бурятии», «Зимний пейзаж» | Декабрь |
Рисование. «Зимний пейзаж красками» | Презентация. «Снег» Знакомство с природой Бурятии . | Уметь рисовать «Зимний пейзаж красками» | Нарисовать «Зимний пейзаж красками» | Декабрь |
Рисование. «Зимней лес» | Презентация. «Путешествие в зимней лес» Знакомство с природой Бурятии . | Уметь рисовать «Зимней лес» | Нарисовать «Зимней лес» | Декабрь |
6. | Лепка. «Мир животных в искусстве Бурятии». | Знакомство с пятью традиционными видами животных бурят по картинам Г. Эрдынийна, Ц.С. Сампилова, Ю.А. Чиркова. Лепка животных. | Знать правила работы с пластилином. Уметь организовать рабочее место, пользоваться стеками, лепить фигурки животных. | Слепить из пластилина фигурку понравившегося животного и дать ему имя, нарисовать понравившееся животное. | Январь |
7. | «Творчество бурятских ювелиров, скульпторов и гобеленщиков». | Знакомство с бурятским ювелирным искусством, скульптурой, гобеленами на примере работ Б.Г. Жамбалова, С.С. Санжиева, Г.Г. Васильева, В.П. Уризченко, С.П.Ринчиновой, Т.Ц. Дашиевой. Лепка фигурки человека в костюме из разноцветного пластилина. | Знать правила работы с разноцветным пластилином. Уметь лепить фигурки людей, комбинируя пластилин разных цветов | Слепить из пластилина фигурку человека в бурятском костюме, юрту, используя пластилин разных цветов. | Февраль |
8. | Рисование на тему «Традиционные праздники бурят». | Знакомство с традиционными праздниками бурят Сагаалганом и Сурхарбаном по картинам Г. Эрдынийна, А.Н.Сахаровской, Ю.А. Чиркова, Е.И. Неволиной. | Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Нарисовать празднование Сагалгана или Сурхарбана, соревнующихся борцов, стрелков из лука и конников. | Март |
9. | Беседа на тему «Труженики земли бурятской». | Знакомство с трудом чабанов, табунщиков, работников сельского хозяйства, рыбаков по картинам Ц.С. Сампилова, А.В. Казанского, Ю.А. Чиркова, В.К. Грищенко. | Уметь рисовать объекты – людей, выражение их лиц, животных в различных позах, применять изученные техники рисования. | Нарисовать труженика за работой. | Апрель |
10 | Рисование на тему «Подвиг солдата в картинах Г.Н. Москалева». | Знакомство с темой Великой Отечественной войны, подвигом советских солдат на примере творчества Героя Советского Союза Г.Н. Москалева. Рисование сюжета по мотивам военной тематики | Знать особенности изображения элементов военной сюжетно-тематической композиции. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму предметов, передавать их пространственное расположение, пропорции, цвет. | Нарисовать советского солдата - победителя, советскую технику, салют Победы. | Май |
- основные выразительные средства искусства.
Уметь:
- узнавать отдельные произведения ведущих художников Бурятии, называть их авторов;
- для оценки произведений искусства при посещении выставок изобразительного искусства, художественных музеев.