СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство со звуком и буквой З з.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке идет знакомство учащихся со звуком и буквой З.Учащиеся учатся правильно произносить звук З, выделять звук З из различных позиций в слове.. Развивается фонематический слух, память, внимание, мышление, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком и буквой З з.»

Тема: «Знакомство со звуком и буквой З з.»

Цели. Образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой З з;

Научить правильно произносить звук З; определять местонахождение звука З в словах; упражнять учащихся в чтении слогов и слов с буквой З.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух учащихся; обогащать словарный запас, речь учащихся; развивать и корригировать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к чтению.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационная карточка; слоговая таблица; касса букв; предметные картинки; буквари.



этапы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Примечания

I.Организованное

Начало урока


-Здравствуйте, ребята!

-Тихо садитесь.

- Урок чтения.

-Ребята, сегодня к нам на урок заглянуло солнышко, но оно почему-то очень печальное, грустное. Давайте его развеселим, сделаем так, чтобы оно улыбалось, светило ярко.

- А для этого вам, ребята нужно хорошо поработать на уроке, активно отвечать, чтобы солнышку понравилось

Учащиеся приветствуют учителя.



На доске грустное солнышко









II.Артикуляционная гимнастика


-Выполняем артикуляционную гимнастику

1упражнение. Открываем и закрываем ротик.

2упражнение.

Язычок стал маляром

Аккуратно красит дом.

-Рот открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем по внутренней стороне щёк.

3упражнение.

Надоели превращенья

Лижет язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом

Стараться « обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

-Молодцы, ребята, хорошо выполняете артикуляционную гимнастику.


Учащиеся выполняют артикуляцион-

ную гимнастику































III.Повторение изученных звуков и букв


-А сейчас повторим изученные звуки и буквы.

-Я показываю, вы называете.

А у м о с х ш л ы н р к п т и

А у о ы и

М с х ш л н р п т

-Назовите буквы верхнего ряда?

-Какие звуки они обозначают?

-Как произносим гласные звуки?

-Назовите буквы нижнего ряда?

-Какие звуки они обозначают?

-Как они произносятся?


-Молодцы, ребята, вы очень хорошо произносите звуки и буквы, знаете гласные и согласные звуки. Солнышко вами очень довольно.





А у м о с х ш л ы н р к п т и


А у о ы и

-Гласные.

-Поём.

М с х ш л н р п т

-Согласные.

-Быстро, кратко, звонко, глухо.









Слайд

№1


Слайд

№2











IV.Игра «Добавь

недостающую часть, чтобы получилась буква».


-А сейчас поиграем в игру и проверим, как хорошо вы знаете изученные буквы.

-Нужно добавить недостающую часть, чтобы получилась буква.

-Молодцы, справились и с этим заданием.

Учащиеся выходят к доске и дорисовывают недостающую часть к букве.


Буквы на карточках






V.Чтение слоговой таблицы


-Солнышко посмотрит, как вы умеете читать слоги.

-Молодцы! Солнышку понравилось ваше чтение.


Учащиеся читают слоги в слоговой таблице.



Слайд№3




VI.Читаем слог и договариваем недостающий.


-А теперь следующее задание.

-Нужно прочитать слог, договорить недостающий, чтобы получилось слово.

УМ.. Ма..

У.. ра..

НО.. ша..

-Итак, какие слова получились?

-Давайте прочитаем их.

-Молодцы! Правильно!


Учащиеся по очереди договаривают недостающий слог и читают получившиеся слова.


Слайд№4










VII. Физминутка.


Девочки и мальчики

прыгают как мячики, ножками топают, ручками хлопают, глазками моргают, после отдыхают.


Дети выполняют движения









VIII.Знакомство со звуком и буквой З з.


1.Знакомство со звуком З.
















































2.Знакомство с печатной буквой Зз большой и маленькой.


-Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой З з.






-Дети, давайте представим себе, что мы с вами пошли в лес.

-В лесу много насекомых.

-Какие насекомые живут в лесу?

-Подлетели к нам комарики и запели песни.

-Кто знает песенку комара?

З-З-З-З-З

- Комар звенит, зудит.

З-З-З-З-З

-Подлетел большой комар и сердито звенит.

-Как сердито звенит большой комар?

З-З-З-З-З

-Какой звук мы слышали?

-Давайте вместе произнесём этот звук.

-Приложите ладошку к горлышку.

-Какой это звук?


-Как мы обозначим его на схеме?

-А вот подлетел к нам маленький комарик и ласково зазвенел.

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

-Какой звук услышали сейчас?

-Какой это звук?


-Так какой же звук услышали в песенке комара?

-Молодцы, ребята! Вы все правильно произносите звук З.

-Звук З может находиться в начале слова, в середине и в конце.

-Послушайте и определите место звука З в слове.

Зоя азбука зебра роза

-Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!


-Звуки [з] и [з′] обозначаются буквой З з

-Из каких частей состоит буква З з ?

-Обведите пальчиком букву З з












Комары, мухи, жуки, муравьи.




З-З-З-З-З




З-З-З-З-З



-Звук З

З-З-З-З-З



-Согласный, твёрдый, звонкий.

-Синим кружочком.





ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

-Согласный, мягкий, звонкий.

-Звук З.















Из двух полуовалов

Дети обводят букву З и з из наждачной бумаги на карточках


Слайд№5
















Картинка большого комара









Картинка маленького комара

























IX.Работа с кассой букв.


-Давайте найдём букву З в большой кассе.

-А теперь найдите место буквы З у себя в кассах.

-Молодцы, дети, солнышко очень довольно вашей работой.

Один ученик находит букву З в большой кассе, остальные

учащиеся находят букву З в маленьких кассах.



X.Конструирование буквы из шнурка.


-Как вы думаете, из чего можно сконструировать букву З?

-У вас на парте шнурок. Сконструируйте букву З из шнурка.

-Молодцы! Все справились!


Из проволоки, из ниток, из спичек.


Учащиеся конструируют букву.



XI.Работа с загадкой

-Ребята, послушайте загадку.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

-О какой букве эта загадка?

-Почему буква З сравнивается с цифрой 3?

--Чем похожа буква З и цифра 3?


-Чем они отличаются?





-Напечатайте карандашом на листочке букву З.





-О букве З.

-Они похожи.


-Состоят из 2-х полуовалов.

-У буквы З овалы одинакового размера, у цифры 3 верхний овал меньше нижнего.

Дети печатают букву.


На доску вывешиваются демонстрационные карточки.







XII. Физминутка.


Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать,

Приседать и вставать (3-4 раза)

Прыгать и скакать

(10 прыжков)


Учащиеся выполняют движения.













XIII.Работа по букварю.

-Откройте букварь и найдите на странице букву З з.

-Большую букву покажите и обведите пальчиком.

-Маленькую букву покажите и обведите пальчиком.

-Что изображено на картинке слева вверху?

-Для чего нужен замок?


-Давайте хором произнесём это слово.


-Где услышали звук З в слове?

-Прочитаем букву на странице в правом верхнем углу.

-А теперь прочитаем слоги.

-Посмотрите на картинку слева.

-Кто изображён на картинке?

-Давайте прочитаем предложение под картинкой.

-А теперь посмотрите на картинку справа.

-Кто изображён на картинке?

-Давайте хором прочитаем как её зовут?

-Почему это слово написано с большой буквы?

-Что делает Лиза?


Какие цветы изображены на картинке?

-Что сделала Лиза?

-Лизе нравится запах розы.

-А теперь прочитаем слова в столбике.

(чтение слов учителем, дети следят)



Заноза - острый кусочек чего-либо, вонзившийся под кожу и причиняющий боль.

Чтение слов хором

Чтение слов по «цепочке»


Беседа.

Ребята, посмотрите и скажите, как называется этот цветок.

-Что можно сказать о розе?


-А какого цвета бывают розы?


-Где растут розы?


-Как вы думаете, для чего люди сажают розы?


-Посмотрите, что на веточке у розы?

-Поэтому розы нужно брать осторожно, иначе может быть заноза.

Чтение текста учителем.

-О чём этот текст?





-Молодцы, ребята, солнышку понравилась ваша работа.




Большую букву обводят пальцем.

Маленькую букву обводят пальцем.

-Замок.


-Запирать дом, сарай.

Дети хором произносят слово замок.

-В начале.


З-З-З

За-зо-зу-зы


Комары.


Комары: з-з-з.



Девочка.


Лиза.


Это имя девочки.

Лиза любуется цветами.


Розы.

-Лиза сорвала розу.


Захар

Замок

Роза

Замок

Запах

Роза

Заноза



Чтение хором.

Чтение по «цепочке».



Роза.

Красивая, красная, пахучая.

Белые, жёлтые, оранжевые, красные.

Розы растут в саду, на клумбе.

Чтобы любоваться ими, дарить друг другу.

Колючки, шипы.






О розе.

Чтение текста учащимися по «цепочке» и ответы на вопросы.





























































XIII.Работа с разрезной азбукой.


-Составим в кассе букв слово За-хар

-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Солнышко радуется.







-А сейчас самостоятельно составьте слово ро-за в кассе букв.







-Молодцы!


-1-й слог- За (1-й звук[З] обозначим буквой З, 2-й звук[а] обозначим буквой а .

-2-й слог- хар(1-й звук[х] обозначим буквой х, 2-й звук

[а] обозначим буквой а, 3-й звук[р] обозначим буквой р.)


1-й слог-ро(1-й звук [р] обозначим буквой р,2-й звук[о] обозначим буквой о).

-2-й слог-за(1-й звук[з] обозначим буквой з, 2-й звук[а] обозначим буквой а).


Ученик работает у доски







Учащиеся работают самостоятельно





XIV.В названии каких предметов встречается звук З.


Зонтик, яблоко, роза, кукла, заяц, машина.


Зонтик – в начале слова.

Роза – в середине слова.

Заяц – в начале слова.

Слайд№6







XV.Игра «Хлопки»

- А сейчас солнышко посмотрит как вы умеете слышать звук З.

- Хлопните в ладоши, если услышите звуки З и З′.

Резиновую Зину

Купили в магазине

Резиновую Зину

В корзине принесли

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины –

Измазалась в грязи.

- Молодцы!



Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат звук З и З′ в словах.




















XVI.Итог урока

- Ребята, с каким новым звуком и буквой познакомились сегодня на уроке?

- Что делали сегодня на уроке?





Ребята, посмотрите на солнышко, оно улыбается. Ему очень понравилась ваша работа на уроке. Все были активными. Солнышко каждому из вас дарит свою улыбку.



- Урок окончен.

Со звуком и буквой З з.


Читали слоги, слова, выделяли звуки в словах, составляли слова в кассе букв, играли.





Учитель каждому учащемуся раздаёт маленькие солнышки с улыбкой.

















Слайд №7