МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТУХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
КОНСПЕКТ
открытого занятия по развитию речи «Знакомство со звуком /Т,Т*/»
Средняя группа
Воспитатель:
Боева Н.В.
2010 год
Программные задачи:
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков /Т-Т*/.
Учить детей выделять изучаемые звуки в словах, изменять слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Активизировать словарь глаголов.
Воспитывать отзывчивость .
Оборудование:
Кукла мальчика, щенка; молоточек; билеты; тетради «Маленький помощник»; гуашь; штампы; торт.
- Ребята, сегодня у нас занятие по развитию речи. На нем мы с вами познакомимся с новым звуком. Для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Пора покупать билеты. Стоимость билета – одно слово которое начинается на звук /Б/. (Потом воспитатель говорит, что остались билеты стоимость которых слово на звук /В/, слова на звук /М/. Детям которые не могут выполнить задание помогают их товарищи).
- Уважаемые пассажиры, купившие билеты, просим занять свои места( дети строятся друг за другом).
Воспитатель: Загудел паровоз
Дети: Ту – ту, ту- ту.
Воспитатель: И вагончики повез.
Дети: Чу – чу- чу, чу- чу- чу.
Далеко их укачу.
Ту- ту, ту –ту.
- Ребята, смотрите там на поляне дом с садом, а в саду мальчик. Мальчик что- то мастерит молоточком из гладких дощечек.
Тук – тук, тук – тук.
- Сделаем остановку и познакомимся с мальчиком.
- Здравствуй мальчик. Давай познакомимся? Я, воспитатель Наталья Владимировна(дети называют свои имена).
- А меня зовут Толя.
- Что ты делаешь Толя?
- Я делаю конуру для своего щенка.
- Мне тоже хочется помочь тебе и постучать этим звонким молоточком.
Тук – тук, тук – тук.
- Конечно, забей несколько гвоздей (молоточек запел тук- тук).
- Дети, как запел молоточек? (Дети повторяют)
- Ребята, какой первый звук в слове т-т-тук? ( звук /т/)
- Это очень интересный звук. Давайте познакомимся с ним поближе.
Артикуляция звука:
- Возьмите зеркала и произнесите звук /т/
- Когда мы произносим звук /т/, то губы у нас раскрыты, зубы сближены, кончик языка прижат к верхним зубам, при произнесении звука язык отталкивается от верхних зубов.
( Вдруг воспитатель услыхал откуда то из глубины сада: тяв - тяв. Это щенок звал своего хозяина.
- Как лает щенок? ( тяв – тяв)
- Какой первый звук вы слышите в тявканье щенка?(звук /Т*/)
- Повторите еще раз в зеркало и произнесите звук /Т*/, (обращает внимание, что губы, как и при произнесении звука /Т/ раскрыты, зубы сближены , а вот кончик языка упирается в нижние зубы.
- Произнесите звук /Т/, где язычок? (вверху) Произнесите звук /Т*/, где язычок? (внизу)
Игра на развитие фонематического слуха.
- Толиного щенка звали Том. Только вот беда, Том к никак не может привыкнуть к своей кличке. Щенок откликается на любую кличку начинающуюся на звуки /Т –Т*/. Давайте поможем Толе. Будем хлопать в ладоши если услышим слово Том, а если услышим другие слова будем сидеть тихо. Послушает нас щенок и научится откликаться на свою кличку.
( Воспитатель произносит слова: Том, Тим, Там, Том, Там, Тим, Том, Тим, Том, Там, Том). дети хлопают в ладоши когда слышат слово Том. Воспитатель имитирует тявканье щенка и говорит, что теперь Том запомнил свою кличку, и в этом ему помогли дети.
Игра на активизацию словаря глаголами.
- Ребята, посмотрите, что делает щенок?( Воспитатель берет собачку и манипулирует ею и задает вопрос . Дети отвечают на вопросы педагога, используя глаголы действия).
- (собака лежит) Что делает Том ? (лежит)
- (собака бежит) Что делает Том ? (бежит)и т.д.(прыгает, грызет, ловит, крутит хвостом.) Воспитатель перечисляет, что делает Том, обращает внимание детей на то, что во всех этих словах есть знакомый им звук /Т/.
Игра « Скажи ласково»
Толя предлагает детям поиграть в игру «Скажи ласково». Толя выбрал предметы в названиях которых есть звук /Т-Т*/, а дети должны назвать их ласково(торт, брат, зонт, мост, кот, рот, лист, пакет, хвост).
- Ребята, я же совсем забыл, я ведь испёк для вас торт, но еще не украсил его.
- Толя, не волнуйся, ребята тебе помогут его украсить. У каждого будет свой кусочек. ( Работа в тетрадях штампами)
- Ой, ребята, какая красота! Я отдам этот торт вам в детский сад.
- Толя мы очень хорошо провели время с тобой и твоей собакой Томом. Но настало время прощаться. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в вагоне.
Загудел паровоз
Ту- ту, ту – ту.
И вагончик повез
Чу- чу, чу- чу, чу – чу.
Далеко их прокачу.
Ту – ту, ту – ту, ту- ту.
Остановка. Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось путешествие?(ответ) С какими же звуками мы с вами познакомились /Т- Т*/; научились изменять слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; помогли Толе в украшении торта. Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.