СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомьтесь, РОМАШКА БЛУМА!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАКОМИТ С ТЕХНОЛОГИЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ.

Просмотр содержимого документа
«Знакомьтесь, РОМАШКА БЛУМА!»

Знакомьтесь,  ромашка Блума! Мастер-класс Учителя высшей квалификационной категории ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга Гусаковой Юлии Александровны 24 февраля 2015 года

Знакомьтесь, ромашка Блума!

Мастер-класс

Учителя высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназия №446

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Гусаковой Юлии Александровны

24 февраля 2015 года

Вам на помощь придёт Т о л ь к о с л и о т и т е о в о е б ъ я с н и т ь о г и ч н о, р и г и н а л ь н о, р а м о т н о н т е р е с н о и р к о! Е Х Н О Л О Г И Я

Вам на помощь придёт

Т

о л ь к о

с л и

о т и т е

о в о е

б ъ я с н и т ь

о г и ч н о,

р и г и н а л ь н о,

р а м о т н о

н т е р е с н о и

р к о!

Е

Х

Н

О

Л

О

Г

И

Я

? Педагогическая технология Как наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения Как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и как реальный процесс обучения

?

Педагогическая

технология

Как наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения

Как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении

и как реальный

процесс обучения

Уровни технологий:

Уровни технологий:

В своей работе применяю  Элементы технологии проблемного обучения Элементы технологии развития критического мышления  Технологию продуктивного чтения  Моделирование  ИКТ  Игровые технологии Элементы технологии С.Н.Лысенковой

В своей работе применяю

  • Элементы технологии проблемного обучения
  • Элементы технологии развития критического мышления
  • Технологию продуктивного чтения
  • Моделирование
  • ИКТ
  • Игровые технологии
  • Элементы технологии С.Н.Лысенковой
ФГОС – это требования к …    СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ УСЛОВИЯМ основной образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования » Личностные  Метапредметные ценностно-смысловые установки  личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные  и  коммуникативные ) - основа умения учиться … Предметные  опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Катя: Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше. НО ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ! СМ.ДАЛЬШЕ 2

ФГОС – это требования к …

СТРУКТУРЕ

РЕЗУЛЬТАТАМ

УСЛОВИЯМ

основной образовательной программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

« РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования »

Личностные

Метапредметные

  • ценностно-смысловые установки личностной позиции,
  • основы российской и гражданской идентичности …
  • универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться …

Предметные

  • опыт

получения, преобразования и применения предметных знаний …

Катя: Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше. НО ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ! СМ.ДАЛЬШЕ

2

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально» Дж. Гилфорд

«Жить — значит

иметь проблемы,

а решать их —

значит расти

интеллектуально»

Дж. Гилфорд

Знакомьтесь,  ромашка Блума! Творческие вопросы Уточняющие вопросы Объясняющие вопросы Простые вопросы Оценочные вопросы Практические вопросы Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления, поэтому можно сознательно управлять мышлением.

Знакомьтесь, ромашка Блума!

Творческие вопросы

Уточняющие вопросы

Объясняющие вопросы

Простые вопросы

Оценочные вопросы

Практические вопросы

Каждый тип вопроса

актуализирует,

вовлекает в работу

какую-то сторону

мышления,

поэтому можно

сознательно

управлять мышлением.

Из истории  Систематика вопросов создана на основе таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности американского психолога и педагога Бенджамина Блума ( знание , понимание , применение , анализ , синтез и оценка ) . Она достаточно популярна в мире современного образования.

Из истории

Систематика вопросов создана на основе таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности американского психолога и педагога Бенджамина Блума

( знание , понимание , применение , анализ ,

синтез и оценка ) .

Она достаточно популярна в мире современного образования.

Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем , с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем , с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Кто же автор?  При работе с вопросами иногда сложно отнести его к какому-либо одному типу (по Блуму), поэтому в России в конце ХХ века учителя усовершенствовали идею и создали РОМАШКУ ВОПРОСОВ  (но БЛУМ можно перевести с немецкого как «цветок», поэтому закрепилось название РОМАШКА БЛУМА ).  Сам же перечень вопросов на её лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

Кто же автор?

При работе с вопросами иногда сложно отнести его к какому-либо одному типу (по Блуму), поэтому в России в конце ХХ века учителя усовершенствовали идею и создали РОМАШКУ ВОПРОСОВ

(но БЛУМ можно перевести с немецкого как «цветок», поэтому закрепилось название РОМАШКА БЛУМА ).

Сам же перечень вопросов на её лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

Ромашка  Блума Творческие вопросы Практические вопросы Уточняющие вопросы Объясняющие вопросы Оценочные вопросы Простые вопросы  «Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» Алисон Кинг

Ромашка Блума

Творческие вопросы

Практические вопросы

Уточняющие вопросы

Объясняющие вопросы

Оценочные вопросы

Простые вопросы

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив

«Умеющие мыслить

умеют задавать вопросы»

Алисон Кинг

Воспроизведение Фактические вопросы – требуют знания конкретного материала, ориентированы на работу памяти, воспроизведения определённой информации Простые вопросы ЧТО? КТО? КОГДА? ГДЕ? КАК?

Воспроизведение

Фактические вопросы – требуют знания конкретного материала, ориентированы

на работу памяти, воспроизведения определённой информации

Простые вопросы

ЧТО? КТО?

КОГДА?

ГДЕ? КАК?

Понимание Насколько я понял ….? То есть ты говоришь, что …? Если я правильно понял, то …? Задают для получения подразумевающейся информации. Уточняя, совершенствуются речемыслительные способности. Уточняющие вопросы

Понимание

Насколько я понял ….?

То есть ты говоришь, что …?

Если я правильно понял, то …?

Задают для получения

подразумевающейся

информации.

Уточняя, совершенствуются

речемыслительные

способности.

Уточняющие вопросы

Анализ и синтез Объясняющие вопросы ПОЧЕМУ? Зачем? Что из этого получилось?  Интерпретирующие  вопросы – это установление причинно-следственных связей. Развивают вариативность мышления .

Анализ и синтез

Объясняющие вопросы

ПОЧЕМУ?

Зачем?

Что из этого получилось?

Интерпретирующие вопросы – это установление причинно-следственных связей.

Развивают вариативность мышления .

Синтез  В таком вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Творческие вопросы Если бы… Предположи, что ….     Как вы думаете, что …

Синтез

В таком вопросе есть частица «бы»,

элементы условности, предположения, прогноза.

Творческие вопросы

Если бы…

Предположи, что ….

Как вы думаете, что …

Применение Как можете использовать…? Как бы вы поступили…? Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Практические вопросы

Применение

Как можете использовать…?

Как бы вы поступили…?

Устанавливают

взаимосвязь

между теорией и

практикой.

Практические вопросы

СРАВНЕНИЕ Чем отличается…? Почему хорошо одно, плохо другое…? Как вы относитесь ? Правильно ли поступил…?   Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Оценочные вопросы

СРАВНЕНИЕ

Чем отличается…?

Почему хорошо одно, плохо другое…?

Как вы относитесь ?

Правильно ли поступил…?

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Вовлекают в работу

эмоциональную сторону мышления.

Оценочные вопросы

Где? На любом уроке и не только, где необходима работа с текстом (информацией), его перечитывание и осмысление Индивидуально, в парах и в группах, фронтально Как?

Где?

На любом уроке и не только, где необходима работа с текстом (информацией), его перечитывание и осмысление

Индивидуально,

в парах и

в группах,

фронтально

Как?

На стадии

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы,

а затем на стадии «Осмысления» ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Когда?

На стадии «Рефлексии» по вопросам, на которые получил или не получил ответ,

можно понять достигнут ли результат урока

В проектной деятельности Выбор темы Постановка цели и задач Что? О чём..? Животные Арктики Выявление заинтересованности Ты думаешь…? Гипотеза Почему…? Могут ли выжить растительноядные животные на крайнем севере? Могут жить и в других местах? Почему не могут встретиться пингвин и белый медведь в природе? Есть ли что-то общее? Чем питаются, если вокруг снег и лёд? Как выживают в холод? Работа над проектом Что будет, если...? Что будет, если переедут жить южнее? Почему…? Как…? Практическое значение работы Почему нет растительноядных животных? Как питаются? Как приспосабливаются к холоду? И другие Где можешь применить…? Где могу применить знания о животных Арктики?

В проектной деятельности

Выбор темы

Постановка цели и задач

Что? О чём..?

Животные Арктики

Выявление заинтересованности

Ты думаешь…?

Гипотеза

Почему…?

Могут ли выжить растительноядные животные на крайнем севере? Могут жить и в других местах?

Почему не могут встретиться пингвин и белый медведь в природе?

Есть ли что-то общее? Чем питаются, если вокруг снег и лёд? Как выживают в холод?

Работа над проектом

Что будет, если...?

Что будет, если переедут жить южнее?

Почему…? Как…?

Практическое значение работы

Почему нет растительноядных животных? Как питаются? Как приспосабливаются к холоду? И другие

Где можешь применить…?

Где могу применить знания о животных Арктики?

Вариант задания при работе с текстом «Перед тем, как читать текст о ….., самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить» «В ходе чтения сформулируйте … вопрос для друга»

Вариант задания при работе с текстом

«Перед тем, как читать текст о ….., самостоятельно сформулируйте

по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить»

«В ходе чтения сформулируйте … вопрос для друга»

Воспроизведение Понимание Простые Кто? Когда? Где? Как? Уточняющие Применение Правильно ли я понял..? Практические Анализ Синтез Как можно применить..? Интерпретационные Оценка Что можно сделать из..? Творческие вопросы Почему? Что будет, если..? Оценочные Как вы относитесь ?

Воспроизведение

Понимание

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Уточняющие

Применение

Правильно ли я понял..?

Практические

Анализ

Синтез

Как можно применить..?

Интерпретационные

Оценка

Что можно сделать из..?

Творческие вопросы

Почему?

Что будет, если..?

Оценочные

Как вы относитесь ?

Тип вопроса Простой Примеры вопросов (начинаются со слов) Уточняющий Кто…? Что делал? Где это происходило? Когда…? При каких обстоятельствах…? Интерпретационный (объясняющий) Если я правильно понял, то…? Почему? Творческий Я могу ошибаться, но, Оценочный Зачем? (вопрос-предположение) Что бы изменилось, если бы…? по-моему, вы сказали о…? Правильно ли поступил…? Что из этого получилось? Практический То есть ты говоришь, что…? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Как бы вы поступили на месте героя рассказа? Чем один герой отличается от другого? Понравилось ли вам, как…? Прочитайте текст и составьте вопросы, используя предложенную схему (или ромашку)

Тип вопроса

Простой

Примеры вопросов (начинаются со слов)

Уточняющий

Кто…? Что делал? Где это происходило? Когда…? При каких обстоятельствах…?

Интерпретационный (объясняющий)

Если я правильно понял, то…?

Почему?

Творческий

Я могу ошибаться, но,

Оценочный

Зачем?

(вопрос-предположение)

Что бы изменилось, если бы…?

по-моему, вы сказали о…?

Правильно ли поступил…?

Что из этого получилось?

Практический

То есть ты говоришь, что…?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Почему что-то хорошо, а что-то плохо?

Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Чем один герой отличается от другого?

Понравилось ли вам, как…?

Прочитайте текст и составьте вопросы, используя предложенную схему

(или ромашку)

Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Что изменилось, если бы…? Как будут развиваться события дальше? Правильно ли я понял, что…? Я могу ошибаться, но…? Творческие вопросы Почему? Зачем? Что из этого получилось? Уточняющие вопросы Кто? Где? Когда? Как? Объясняющие вопросы Правильно ли поступил…? Чем отличается….? Чем один хорош, а другой плох? Как ты относишься…? Простые вопросы Как можно применить…? Что можно сделать…? Оценочные вопросы Практические вопросы

Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».

Что изменилось,

если бы…? Как будут развиваться события дальше?

Правильно ли я понял, что…? Я могу ошибаться, но…?

Творческие вопросы

Почему? Зачем? Что из этого получилось?

Уточняющие вопросы

Кто? Где? Когда? Как?

Объясняющие вопросы

Правильно ли поступил…? Чем отличается….? Чем один хорош, а другой плох? Как ты относишься…?

Простые вопросы

Как можно применить…? Что можно сделать…?

Оценочные вопросы

Практические вопросы

Преимущества Способствует интеллектуальному развитию учащихся; Формирует и воспитывает вдумчивого читателя; Учит грамотно задавать вопросы.

Преимущества

  • Способствует интеллектуальному развитию учащихся;
  • Формирует и воспитывает вдумчивого читателя;
  • Учит грамотно задавать вопросы.
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос  к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. На гранях кубика написаны начала вопросов : Кубик Блума Назови Почему Объясни Репродукция (воспроизведение) Процессуальные знания (причинно-следственные) Применение в новых ситуациях Активизация мыслительной деятельности (выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Предложи Придумай Поделись

Учитель (или ученик) бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос

к учебному материалу по той грани,

на которую выпадет кубик.

На гранях кубика написаны начала вопросов :

Кубик

Блума

Назови

Почему

Объясни

Репродукция (воспроизведение)

Процессуальные знания (причинно-следственные)

Применение в новых ситуациях

Активизация мыслительной деятельности (выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует,

оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Предложи

Придумай

Поделись

Как может помочь данная технология на вашем предмете?

Как может помочь

данная технология

на вашем предмете?

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!