Тема. «Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина»
Цели и задачи:
Развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решения;
привитие интереса к приобретению знаний, воспитание интереса к истории своей страны, творчеству выдающихся людей нашего Отечества;
мотивация самостоятельного приобретения знаний.
Предварительная работа (описание игры). Игра готовится и проводится по принципу популярной телеигры для одаренных детей «Самый умный».
В ход игры можно внести изменения, которые будут отражать степень подготовленности классного коллектива и общий интеллектуальный уровень детей младшего школьного возраста.
Из классного коллектива предварительно выбирается особая интеллектуальная группа учащихся в количестве 8 человек. Игра проходит в 4 тура: в первом туре учащимся предлагаются вопросы, оценивающиеся в «5» баллов, во втором – в «10» баллов, в третьем – в «15». В каждом туре ведущий задает по одному вопросу каждому ученику по очереди. Время на обдумывание отводится не более 60 секунд. За правильный ответ ученик получает балл (в первом туре за правильный ответ «5» баллов).
Если же ответ неправильный, то можно предложить ответить на него присутствующих болельщиков (остальных членов классного коллектива, присутствующих на игре). За каждый правильный ответ учеников из зала присуждается жетон с баллом данного тура. По окончании игры среди зрителей также будет определен «Самый умный» по количеству набранных баллов в ходе игры.
Из основных же восьми участников в каждом туре определяется «слабое звено», т.е. ученик набравший менее всего баллов. Он выбывает из основной игры и присоединяется к зрителям. После четвертого тура можно провести паузу (дети читают стихотворения М.Ю. Лермонтова).
Победителю игры, а также победителю из зала обязательно присуждается «титул» «Самого умного ученика класса» и вручаются подарки.
Ход занятия (игры)
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычайная встреча – сегодня мы постараемся выявить в нашем классе знатока творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Конечно же, это всего лишь игра, но победитель нашей игры хотя бы несколько дней сможет гордо носить титул «самого умного» ученика нашего класса.
Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Его имя принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
15 октября исполнилось бы 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Предлагаем вам ответить на вопросы викторины, посвящённой юбилею русского поэта.
Порядок проведения игры вам уже знаком по известной детской телепередаче.
Учитель представляет членов жюри.
Итак, мы приглашаем всех на увлекательную игру «Самый умный!»
1-ый тур игры. Пятибалльные
Как звали мать М.Ю.Лермонтова? (Мария Михайловна)
Где родился Лермонтов? (В Москве)
Какой талант наряду с поэтическим обнаружили у Лермонтова с детства?
(В живописи)
Почему он завидовал Пушкину, что у того была русская няня?
(У Лермонтова «мамушка» была немка.)
Где он провёл свои детские годы? (В своем родовом имении Тарханы)
Как звала Лермонтова бабушка, которая вырастила мальчика? (Мишель)
В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей? (Пятигорск)
Как звали бабушку поэта? (Елизавета Алексеевна Арсеньева)
За какое стихотворение М. Ю. Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ? («Смерть поэта")
За что в 1840 году М. Ю. Лермонтова вновь ссылают на Кавказ? (За дуэль с сыном французского посланника де Барантом)
Назовите дату смерти поэта. (15 июля 1841 году)
Как погиб М.Ю. Лермонтов? (На дуэли с Н.Мартыновым Михаил Юрьевич Лермонтов был убит)
Какой город России защищало русское войско на Бородинском поле? (Москва)
Горы, оказавшие большое влияние на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. (Кавказ)
Что послужило поводом для написания стихотворения "Тучи"? (Первая ссылка на Кавказ)
Назови музыкальные инструменты, на которых играл М.Ю. Лермонтов. (Скрипка, фортепиано)
Название увлечение Лермонтова. (Шахматы)
Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые названия (Пророк)
2-ой тур игры. Десятибалльные
Из каких произведений эти строки?
1. Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?..»
(«Бородино»)
2. Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем? …Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
(«Мцыри»)
3. Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
(«Смерть поэта») (Слайд)
4. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(«Парус») (Слайд)
5 . «Один я в тишине ночной;
Свеча сгоревшая трещит.
Перо в тетрадке записной
Головку женскую чертит…»
(«Ночь») (Слайд)
Из каких произведений эти строки:
6. «Увы, он счастья не имеет и не от счастия бежит» (Слайд)
7. «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу»?
(«Мцыри») (Слайд)
3-ий тур игры. Пятнадцатибалльные (Слайд)
В раннем детском возрасте Михаил Лермонтов уже занимался рисованием. "Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном, величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом", — вспоминал С.А. Раевский. С возрастом художественные склонности Лермонтова развивались. В Московском благородном университетском пансионе, где он учился с 1828 по 1830 гг., рисование преподавал А.С. Солоницкий, у которого Лермонтов брал уроки рисования и на дому.
Лермонтов - художник работал в разных жанрах и техниках: писал маслом, акварелью, пером, делал карандашные рисунки и даже автолитографии к своим картинам. Последние два года жизни поэта были настолько беспокойны, что он совсем не мог писать больших картин, но продолжал рисовать карандашом, пером, иногда акварелью. Он стремился запечатлеть все, что происходило вокруг него интересного.
Рисунки, картины, наброски — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Изобразительное творчество Лермонтова нельзя рассматривать отдельно от литературного — они сплавлены в единое целое гением великого поэта.
На выставке (в копиях) представлено 13 живописных работ М.Ю.Лермонтова – художника.
Крестовая гора (Слайд)
Воспоминания о Кавказе (Слайд)
Тройка, выезжающая из деревни (Слайд)
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой (Слайд)
Пейзаж с двумя березами (Слайд)
Вид Пятигорска (Слайд)
Вид Тифлиса (Слайд)
(Слайд)
По окончанию игры, жюри определяет победителя. Ведущий проводит игру с болельщиками.
Задание: вставить слова в стихотворные строчки, назвать, из какого они произведения и кто их автор.
Но остался влажный след в морщине ____________(старого утеса) (Слайд)
2. Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,
Немало я знаю______________ (рассказов мудреных и чудных)
(Слайд)
3. Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
с милого севера__________ (в сторону южную)
(Слайд)
4. Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим__________ (топор застучал)
(Слайд)
5. Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу _________(клюет под окном)
(Слайд)
6. Вечор ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе ____________(мгла носилась)
(Слайд)
Итоги игры. Учитель благодарит всех за активное участие и награждает победителя символической медалью «Самый умный».