СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: Знаменитые места столицы Республики Башкортостан "МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТемаЗнаменитые места столицы

               Республики Башкортостан»

               « Монумент Дружбы».

 

Цели:

          - расширить, углубить знания учащихся о    

                                           своей   Республике

          - прививать любовь к Родине, родному краю;

          - формировать чувство патриотизма;

          - развивать интерес к историческому прошлому

                                                         страны                                                                              

          - формировать бережное отношение к культурно-

            историческим ценностям своего народа. 

 

 

 

Список литературы:

 1. Ж.«Башкортостан укутыусыҺы», №1,3,4,5,6. 2006г.

 2. Журнал «Уфа», № 10, 2006 г.

 3.Журнал «Ватандаш», №1,3,4,5,6. 2006г. 

 4.Журнал «Бельские просторы» №3,2006г.       (С.Лаврентьев,    Р.Хажитов «Исторический выбор народов».

5. Фотоальбом «Башкортостан» 2010 г. Изд. «Башкортостан».

6.Мустай Карим. Сборник стихов и статей. Изд. «Совет-

  ская Россия», 1990г.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Знаменитые места столицы Республики Башкортостан "МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан









КЛАССНЫЙ ЧАС

«Знаменитые места столицы

Республики Башкортостан

«МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ»









Гильманова Н.С.

учительница

начальных классов

МБОУ СОШ №4 г.Бирска











ТемаЗнаменитые места столицы

Республики Башкортостан»

« Монумент Дружбы».


Цели:

- расширить, углубить знания учащихся о

своей Республике

- прививать любовь к Родине, родному краю;

- формировать чувство патриотизма;

- развивать интерес к историческому прошлому

страны

- формировать бережное отношение к культурно-

историческим ценностям своего народа.




Список литературы:

1. Ж.«Башкортостан укутыусыҺы», №1,3,4,5,6. 2006г.

2. Журнал «Уфа», № 10, 2006 г.

3.Журнал «Ватандаш», №1,3,4,5,6. 2006г.

4.Журнал «Бельские просторы» №3,2006г. (С.Лаврентьев, Р.Хажитов «Исторический выбор народов».

5. Фотоальбом «Башкортостан» 2010 г. Изд. «Башкортостан».

6.Мустай Карим. Сборник стихов и статей. Изд. «Совет-

ская Россия», 1990г.



Оборудование:

1.Плакаты: «На глобусе страна не велика-

Размер обыкновенного листка.

А если в глубь времён заглянешь ты_-

Узришь народного величия черты»

М.Карим.

«Пусть же единство народы ведет!

Дружба надёжная вечно живет»

С.Кудаш.

2.Аудиозаписи с мелодиями курая.

3.Картины с изображением быта и жизни башкирского народа.

4.Плакаты, фотографии (Монумент Дружбы, портреты скульпторов, прообразов женщин и т.д.)



Учитель:

Башкортостан!

Мой край родной!

Моя земля и небо.

Моя любовь.

Мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того,

Кому не пел курай.

Башкирия.

Моё второе сердце,

Второе сердце у меня в огне!

(Г.Молодцов)


Слово учителя:

Наш классный час: «Знаменитые места столицы Республики Башкортостан» посвящён Монументу Дружбы в столице Республики.

Ребята! Мы с вами, когда ездили в Уфу, были у Монумента Дружбы, фотографировались возле него. Сегодня я расскажу вам о нем более подробно.

Мы живем в Республике Башкортостан, в политически стабильной благополучной Республике. Столица нашей Республики – город Уфа. Он был основан в 1574 году как крепость. С 1586 года Уфа -уже город. Сейчас Уфа-это большой красивый город с дворцами, учебными заведениями, заводами, парками, фабриками, музеями, театрами, площадями, Академиями и мн. др.

Одно из красивейших мест столицы нашей Республики– место, где стоит Монумент Дружбы.(Показываю). Он создан в 1965г. в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в Российское государство. Его создали скульпторы ( показываю портреты) М.Ф.Бабурин, Г.П.Левицкая, архитекторы Г.И.Гаврилов и Е.И.Кутырёв.

В 1556-1557 годах к русскому царю Ивану 4 в Москву прибыли башкирские послы, князья: Бикбау, Искеби, Мусавали, Каракузяк, Шагали, Шакман (они приняли решение с прицелом на будущее) с просьбой о воссоединении башкирских племён с русским государством.

До присоединения к России башкирский народ испивал горькую чашу разделенного народа, поскольку будучи единым этносом, жил разрозненно, в разных государствах того времени, которые возникли после распада ханства Золотой Орды: Казанском, Ногайском, Сибирском и Астраханском. Башкирский народ должен был постоянно защищаться от нападения врагов.

В 1556-1557 годах осуществилось присоединение Башкирии к русскому государству, произошло государственно- административное воссоединение башкирского народа. Уже в то далёкое время башкиры с потрясающей точностью заложили все основные параметры федерализма, основы государственного существования с Россией. Они вошли в состав Российского государства не как покоренный силой и оружия народ, а вошли на правах автономных друзей и союзников. Башкиры не были ни рабами, ни людьми второго сорта в России. Башкиры, пользовались определенными правами и имели определенную автономность, а также наличие законности в государственных платежах и сборах, т.е.это национально- культурная автономия, фиксированность платежей в центр (оговоренные размеры ясака. Ясак- выделение части бюджета на управление и оборону),вотчинное право на землю предков,(т.е. основа основ государственного существования любого народа- право иметь в коллективной собственности и свободном распоряжении свою землю)

Башкиры каждого рода получили специальные царские жалованные грамоты, которые выдавались «навечно» за землю. Копии грамот фиксировались в специальных административных книгах Казани и Москвы. Это один из первых примеров цивилизованных отношений Москвы и регионов. В составе русского государства башкиры впервые обрели национальное единство и национальную государственность. Они сохранили независимый, самобытный образ жизни, свободу религии, право на землю, платили фиксированный ясак (подать) русскому государству, за свой счёт несли военную службу. Охраняли границу русского государства с востока и сами в то же время находились под защитой русского царя, русского государства. Стали устанавливаться обширные хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими.

Ученик:

Новый день над городом рождается,

И по свету катится молва:

С монумента «Дружбы» начинается

С дружбы начинается Уфа!

(Роберт Паль)

Учитель:

Величественный «Монумент» Дружбы», из бронзы и гранита, торжественно был открыт в честь 400 – летия (в 1965 г.) добровольного присоединения Башкирии к русскому государству. 35 - метровая стела обелиска представляет собой меч, вложенный в ножны, символизирующий мир. Каменные пояски делят его на 4 части - 4 столетия. У его подножия две бронзовые царственные женские фигуры – русской и башкирки, в национальной одежде (показываю). Они протягивают друг другу лавровые венки - символ мира и согласия .Женщины, сидящие вполоборота друг к другу, аллегорически изображают два народа. (Родину - мать Башкирию и Родину - мать Россию) более 4 - х веков назад соединивших свои исторические судьбы в одну.

Их зовут Зухра и Надежда. Женщин скульптор Михаил Федорович Бабурин изобразил с натуры: русскую - с дочери своей Надежды. Он долго выбирал модель для фигуры башкирки. Он много ездил по башкирским селам, чтобы в бронзе выразить национальный башкирский характер. М. Бабурин выбрал москвичку-башкирку Зухру Нигматуллину- Муратову, преподавателя-переводчика,( уроженку из города Уфы, которая закончила школу № 3 )

Монумент опоясан бронзовым барельефом, изображающим важное историческое событие: подписание мирного соглашения между Башкирией и Русским государством, то есть встреча посланцев башкирских племен и русских бояр, обмен грамотами. Об этом событии напоминают цифры и слова, высеченные на обелиске: 1557-1957, «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов.»

Слева на барельефе изображен мальчик - переводчик с грамотой в руках. Сам обелиск, вознесенный острием в небо, изображён в виде меча, вложенный в ножны, символизирующий мир.

Послы обоих государств опираются на щиты. Щит - символ защиты земли

русской. На щите русских изображен Московский Кремль, на щите башкир - всадники на конях, степной ковыль, башкирская юрта.

Рукопожатие означает дружбу, согласие.

Монумент высоко оценен общественностью Республики. М.Бабурину было присвоено звание народного художника Башкирии.

7 августа 1965 года в столице Башкортостана был открыт величественный Монумент Дружбы. На его открытие собрались десятки тысяч жителей Уфы – башкир, татар, русских и других народов, проживающих в Республике.

Участникам событий запомнилось выступление Мустая Карима (показываю портрет), выдающегося башкирского поэта: « Мы завещаем нашим потомкам: пока текут воды Агидели, пока стоят горы Урала, пока матери кормят грудью своих детей, будем верными знамени дружбы и братства, осененного общей славой».

Место, где стоит « Монумент Дружбы», одно из красивейших мест Уфы, над рекой Агиделью, где проходят большие торжественные праздники: День города, День Республики, встречи зарубежных гостей, народные гуляния. Рядом на площадке выступают с концертами талантливые певцы, артисты, народные коллективы.

Мы, потомки, тех славных людей, которые думали о будущем своего народа, всегда должны помнить о том, какие люди жили много лет назад, помнить об этом историческом таком важном событии, гордиться своей великой страной, любить её и стараться быть достойными своих знаменитых предков.

Гильманова Н.С.