СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знатоки истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Знатоки истории" -  программа дополнительного образования по истории для обучающихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки истории"»

Рассмотрена

на заседании Методического совета

Протокол №____

от «___» ____ 201__г.




МКОУ «Васильевская СОШ»

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол №____

от «___» ____ 201__г

Согласована

с зам. директора по ВР _____

«___» _________201 г.


Утверждена

Директор МКОУ «Васильевская СОШ»

Л.Н. Росихина

Приказ № ____

от «___» ____ 201 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Дороховой Светланы Владимировны



Кружок «Знатоки истории»

Направленность программы - туристско-краеведческое

Возраст обучающихся 12-15 лет

Срок реализации программы -1 год





с. Васильевка, 2016.-2017. учебный год

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Знатоки истории» направлена на то, чтобы расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности дополнительного образования – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия во внеурочное время способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности обучающихся.

Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.

Цели дополнительной образовательной программы:

- Обеспечение обучения, воспитания, развития детей;

- Создание условий для развития личности ребёнка;

- Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

-Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;

- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

- Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

- Расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

- Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

- Воспитывать патриотизм.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие:

- изучить особенности Курской области, Конышевского района:

- проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

- повысить уровень самостоятельной работы детей;

Воспитательные:



- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.



Развивающие:



- развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

- создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

- формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 12-15 лет. Программа рассчитана на годичный курс обучения. Годовой объём программы – 76 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей.

Формы занятий:

- индивидуальные;

- фронтальные;

Формы работы на занятиях:

Возраст обучающихся кружка - 12-15 лет.

Формы работы – практические занятия, самостоятельная работа, беседы, лекции, исследования, поисковая работа.



В процессе реализации данной программы обучающиеся должны знать:

- Историю родного края и села

- Традиции народов России.

- Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Уметь:

  • Провести беседу об интересном земляке

  • Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

  • Собирать материал, систематизировать и обобщать

Ожидаемый результат

  • Знать особенности родного края

  • Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные статьи, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение





Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Выставки, учебно-исследовательская конференция.









































Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

Раздел 1. Введение.



1.1

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

1

1

-

Раздел 2. Древо жизни.


2.1

Знакомство с генеалогией. Лекция.

1

1

-

2.2

Составление «Древа жизни» своей семьи. Сбор материалов. Конкурс работ.

2

-

2

Раздел 3. Моя семья в истории страны.




3.1

Традиции моей семьи. Круглый стол.

2

2

-

3.2

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

4

-

4

3.3

Семейные гербы. Конкурс рисунков

3

1

2

Раздел 4. «Малая родина - моя деревня»




4.1

История Никольского храма .Исследовательская работа.

2

1

-

4.2

Знаменитые люди нашего села. Беседа

3

3

-

4.3

Знакомство с историей своего края. Лекция.

3

3

-

4.4

Написание эссе на тему «Я родину вижу такую…»

2

-

2

4.5

Мой двор, моя улица. За что люблю. сочинение

2

2


Раздел 5. Конышевцы – Герои Советского Союза





5.1

Иван Дмитриевич Татаринов. Беседа

2

2

-

5.2

Филипп Петрович Лютиков. Беседа

2

2


5.3

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

1


Раздел 6. Символика Курской области




6.1

Знакомство с историей символики Курской области. Герб. Мини- исследование

2

1

1

6.2

Знакомство с историей символики Курской области. Флаг. Мини-исследование

2

1

1

6.3

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации и Курской области».

3

-

3

Раздел 7.

Конышевский район в годы войны




7.1

Оккупационный режим в нашем районе. Лекция

3

3

-

7.2

Освобождение района. Вклад в победу жителей нашего села. Лекция

2

-

2

Раздел 8. Наш край родной.




8.1

Знакомство с историей своего края. Беседа

2

3

-

8.2

История праздников и народных гуляний. Мини-исследование

4

4

-

8.3

Работа над проектом «Наш край родной».

4

2

2

Раздел 9. Курская область




9.1

Знакомство с историей Курской области.Лекция

4

4

-

9.2

Фотовыставка «Мой родной край»

1

1

-

9.3

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

3

-

3

Раздел 10. Выдающиеся люди нашего села.




10.1

Наши земляки – участники афганской войны. Круглый стол

3

-

3

10.2

Труженики тыла. Беседа

3

-

3

Раздел 11. Наши ветераны.




11.1

Встреча с А.А. Швецовым, участником Вов.

1

-

1

11.2

Встреча с И.И. Торхининым, ветераном труда.

1

-

1

Раздел 12. История школы




12.1

История школы. Мини -исследование

3

2

1


12.2

Наставники-учителя. Беседа

2


2


Раздел 13. Итоговое занятие.





13.1

Учебно-исследовательская конференция


2



2

13.2

Итоговое занятие. Выставка.




1


1


Итого.

76

40

36

















Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел 2. Древо жизни.

Теория.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел 3. Моя семья в истории страны.

Теория.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел 4. «Малая родина - моя деревня»

Теория.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Васильевка. История села.

Раздел 5. Конышевцы – Герои Советского Союза

Теория.

Биография Ивана Дмитриевича Татаринова, Филиппа Петровича Лютикова

Практика.

Работа с историческими источниками и литературой, связанными с жизнью и деятельностью Героев Советского Союза Ивана Дмитриевича Татаринова, Филиппа Петровича Лютикова

Раздел 6. Символика Курской области

Теория.

История символов Курской области. Герб. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о символах Курской области. Составление презентации.

Раздел 7. Конышевский район в годы войны

Теория.

Изучение военной истории района, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов.

Практика.

Тематическая выставка.

Раздел 8. Наш край родной.

Теория.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел 9. Курская область

Теория.

История образования Курской области.

Практика.

Заочное путешествие по памятным местам

Раздел 10. Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы.

Раздел 11. Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны. Беседа.

Раздел 12. История школы.

Теория.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.



















Календарно-тематический план работы

кружка «Знатоки истории»

на 2016-2017уч.год, 76 часов



занятия

Тема занятия

Количество часов



Сроки проведения



Примечания




Раздел 1. Введение.


1



1.

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

1



Раздел 2. Древо жизни.

3



2.

Знакомство с генеалогией. Лекция

1



3-4

Составление «Древа жизни» своей семьи. Сбор материалов. Конкурс работ.

2



Раздел 3. Моя семья в истории страны.

9



5-6

Традиции моей семьи. Круглый стол

2



7-10

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

4



11-13

Семейные гербы. Конкурс рисунков.

3



Раздел 4. «Малая родина - моя деревня»

12



14-15

История Никольского храма. Исследовательская работа.

2



16-18

Знаменитые люди нашего села. Беседа

3



19-21

Знакомство с историей своего края. Лекция.

3



22-23

Написание эссе на тему «Я родину вижу такую…»

2



24-25

Мой двор, моя улица. За что люблю. Сочинение.

2



Раздел 5. Конышевцы – Герои Советского Союза


5



26-27

Иван Дмитриевич Татаринов. Беседа.

2



28-29

Филипп Петрович Лютиков. Беседа

2



30

Экскурсия в районный краеведческий музей

1



Раздел 6. Символика Курской области

7



31-32

Знакомство с историей символики Курской области. Герб. Мини-исследование.

2



33-34

Знакомство с историей символики Курской области. Флаг. Мини-исследование.

2



35-37

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации и Курской области».

3



Раздел 7.

Конышевский район в годы войны

3



38-40

Оккупационный режим в нашем районе. Лекция.

3



41-42

Освобождение района. Вклад в победу жителей нашего села. Лекция.

2



Раздел 8. Наш край родной.

10



43-44

Знакомство с историей своего края. Беседа.

2



45-48

История праздников и народных гуляний. Мини-исследование.

4



49-52

Работа над проектом «Наш край родной».

4



Раздел 9.. Курская область

8



53-56

Знакомство с историей Курской области. Лекция.

4



57

Фотовыставка «Мой родной край»

1



58-60

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

3



Раздел 10. Выдающиеся люди нашего села.

6



61-63

Наши земляки – участники афганской войны. Круглый стол.

3



64-66

Труженики тыла. Беседа.

3



Раздел 11. Наши ветераны.

2



67

Встреча с А.А. Швецовым, участником Вов.

1



68

Встреча с И.И. Торхининым, ветераном труда.

1



Раздел 12. История школы

5



69-71

История школы. Мини-исследование.

3




72-73

Наставники-учителя.Беседа.

2




Раздел XII. Итоговое занятие.

3




74-75

Учебно-исследовательская конференция


2




76

Итоговое занятие. Выставка.




1




Итого.

76











Методическое обеспечение образовательной программы

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Курской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач кружка «Знатоки истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Беседа -

Викторина -

Конкурс -

Экскурсия -

Эссе –

Сочинение –

Круглый стол –

Презентация –

Лекция –

Исследовательская работа –

Мини – исследование –

Проект –

Конференция –

Выставка -















































Список использованной литературы

1.Большая курская энциклопедия. Т. 1. Кн. 1, Курск, 2004.

2.Большая курская энциклопедия. Т. 1, Кн. 2. Курск, 2005

  1. Большая курская энциклопедия. Т. 1. Кн. 3, Курск, 2005

  2. Бирюкова И. Воспевая родину свою. «Трибуна». 18.07.1997, №58.

  3. Была война народная. Курск, 1992.

  4. Гришков И. Г. Курская область в годы Великой Отечественной войны, Курск, 1993.

  5. Гусев П. Партизанское движение в Курской области

  6. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

  7. История и современность Курского края. Учебное пособие, Курск, 2004.

  8. Козырев А. Это нужно не мертвым – это нужно живым.


  1. Курские учителя в военном лихолетье. Курск, 2000.



  1. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

  2. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

  3. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  4. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  5. Была война народная. Курск, 1992.


  1. Гришков И. Г. Курская область в годы Великой Отечественной войны, Курск, 1993.

  2. . Гусев П. Партизанское движение в Курской области


  1. История и современность Курского края. Учебное пособие, Курск, 2004.

  2. Козырев А. Это нужно не мертвым – это нужно живым.


  1. Курские учителя в военном лихолетье. Курск, 2000.






Литература для обучающихся

  1. Анатольев А. Для чего же создавали район. «Трибуна» 21.10.2005г., №87 Фалалеева А.История района в документах. «Трибуна», 1.12.2000, №26

  2. История Конышевского района Курской области/ составитель – Челенков С.Н..- Курск, 2008.-156с.

  3. Фалалеева А.История района в документах. «Трибуна», 1.12.2000, №26

  4. Челенков С. Образование района. «Трибуна», 2.02.03г., №42