СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Золотая рыбка К.Бальмонт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Золотая рыбка К.Бальмонт»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»



Конспект урока литературного чтения

проведенного в Сокольской средней

общеобразовательной школе в 3 «В» классе

обучающейся 412 группы, специальности 44.02.02

Преподавание в начальных класса

Опрятовой Екатериной Алексеевной




Тема: «Золотая рыбка» К. Бальмонта



Учитель: Муравьева М.А

Оценка: ________________________________________

Дата:






Тема: «Золотая рыбка» К. Бальмонта

Класс: 3 «В»

Цель : создать условия для знакомства учащихся с творчеством К.Д. Бальмонта, со стихотворением «Золотая рыбка» Планируемые результаты:

Предметные:

Знают: стихотворение «Золотая рыбка» К.Д. Бальмонта, биографию поэта

Умеют: находить олицетворения, сравнения, выразительно читать стихотворение

Метапредметные:

Личностные:

  • воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся;

  • ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • обобщать полученную информацию;

  • извлекать информацию, представленную в различных видах

  • умение аргументировать своё мнение

  • умение сравнивать, анализировать информацию, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

  • организация своего рабочего места

  • определение цели и темы урока

  • умение работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • умение оценивать свою работу

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, портрет К.Д. Бальмонта; карточки с именами русских поэтов.

Образовательные ресурсы: учебник литературного чтения , УМК «Планета знаний»









Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где обязательно откроем для себя много нового и интересного.

Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество.


Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.
















П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.











Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи






К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.













Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.




П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений.



Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.


К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.



Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело.


П – ориентируются в своей системе знаний.


Р – оценивают свою деятельность.


Л – проявляют интерес к предмету.


Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились в течение года. На доске вы видите карточки с их именами.

(на доске размещены карточки с именами русских поэтов: Ф.Тютчев, А. Пушкин, А. Фет, И. Бунин, К. Бальмонт.)

«Угадай стихи».

Я буду вам читать первые строчки из стихотворения, а вы должны будете продолжить , назвать втора и название стихотворения

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.


  1. Чародейкою зимою околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой…


  1. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно…


  1. Еще светло перед окном, в разрыве облак солнце блещет,

И воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса,

Как будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса.



Спасибо, вы молодцы! Что общего в этих стихах?

(По ходу игры карточки с угаданными поэтами убираются. По окончании игры остается карточка с именем К. Бальмонт)



















И. А. Бунин «Листопад»














Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»









А. С. Пушкин «Зимнее утро»












А.А. Фет «Весенний дождь»













Эти стихи о природе. В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы.


Определение темы и цели урока

Итак, чье имя осталось на доске? Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

Да, урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, поэту серебряного века.

К. Бальмонт

Творчество Константина Дмитриевича Бальмонта








Планирование достижений намеченной цели

Какие задачи поставим перед собой на уроке?



Познакомится с лирическим стихотворением, будем говорить о его поэтических особенностях, обмениваться мнениями

Открытие нового знания

Сейчас я вам расскажу немного об авторе.


Бальмонт  родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека. Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт провёл в деревне.

Эти места на всю жизнь остались в жизни поэта . «В родных местах, - рассказывал Бальмонт в одном из писем, - цветут купавы на затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом тем поэтом, которым я был, которым буду, которым я умру».

Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой, музыкальной, прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой Баха, Шопена, Глинки.

Мать веселия полна,

Шутками прекрасна,

С ней всегда была весна

Для зимы опасна.

Только вздумаешь взгрустнуть,-

У нее лекарство:

Мысль послать в лучистый путь,

В радостное царство.

Ты чего там приуныл?

Морщить лоб свой рано.

И смеётся, смех тот мил,

Плещет фортепиано…

Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.

К сожалению, усадебный дом в Гумнищах не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.


Открывайте учебник на с. 40; читаем по строфам .

Куда мы попали вместе с лирическим героем стихотворения?

В какое время года и суток происходил бал? Найдите строки, содержащие ответ на этот вопрос.



Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?


А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.

Как вы думаете, о чем же поет музыка?



Как чувствуют себя гости замка?



Найди в этом стихотворении олицетворения.




«Бабочки, словно вырезные» чем будут являться?

Итак, какие средства выразительности мы нашли?


Что мы видим? Какие образы создал поэт?


Где она живет? В какое время суток появляется?


Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей? Строфы 6,7







В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?


Похожи ли эти две рыбки?



А видел ли кто – нибудь золотую рыбку на балу?


Что говорится об этом в стихотворении?



Итак, рыбку никто не видел.

Она невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:

«Пруд качал в себе звезду»



Почему же никто не видел рыбку?


Как вы думаете, в каких строчках содержится основная мысль стихотворения «Золотая рыбка»?





Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

Сделаем вывод:

Слушают внимательно учителя



































































Читают по цепочке



На бал



И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной,

Бабочки ночные.





Танцуют





Пела, пела скрипка; Музыка звучала; Снова скрипка зазвучит




Музыка поёт о том, что пришла весна, все рады, в сердцах любовь


Весело, радостно, легко. Может, быть, гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.


Находят олицетворения.

Весна смеется, ветерок качал качели, пела скрипка, гнулись травы, взор ко взору шепчет, опьяненные весной, бабочки ночные, пруд качал


Сравнением


Сравнение и олицетворение



Поэт создал образ бала, ночных бабочек, ветра, луны, звезд. А еще рыбки!

Она живет в пруду и появляется вечером



Читают

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздаётся.

И в сердцах любовь журчит

И весна смеётся.


А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Нет. Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта помогает людям быть счастливыми, помогает любить.


Нет.


Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё,

Музыка звучала.




Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Вода движется, и кажется, что звезда качается. Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.


Потому что, пруд качал звезду





В 7 и 8 строфах.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздаётся.

И в сердцах любовь журчит

И весна смеётся.

Взор ко взору шепчет «Жду!»

Так светло и зыбко1,

Оттого что там в пруду







Делают вывод:

Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной!


Применение знаний – развитие умений

Давайте сейчас с вами выразительно прочитаем стихотворение «Золотая рыбка »

Как бы вы прочитали его?




Прочитайте стихотворение выразительно про себя несколько раз, а потом мы с вами попробуем прочитать выразительно стихотворение на оценку.


Мы слышали, что стихи К. Бальмонта музыкальны, на них написано 150 романсов. Стихотворение «Золотая рыбка», тоже привлекло композиторов.

Послушаем песню на стихи Бальмонта «Золотая рыбка».




Тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова







Читают







Слушают песню на стихи Бальмонта «Золотя рыбка»


Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Наш урок закончен. Всем спасибо. Пусть у всех будет хорошо на душе, всем желаю весеннего настроения!


Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – поднимите красный кружок

Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтый .


Оценивают свою работу