СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Золоте кольцо России

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего урока: «Путешествие по «Золотому кольцу России». Маршрут этого путешествия проходит по древнерусским городам и образовывает кольцо, так как начинается он и заканчивается в Москве – столице нашего государства.

Просмотр содержимого документа
«Золоте кольцо России»

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

«Золотое кольцо России»

4 класс

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о культуре и искусстве русского народа через предметы музыки и изобразительного искусства.

2. Формировать знания, умения и навыки в исполнении народных песен и игры на народных музыкальных инструментах, а также в составлении художественной композиции в коллективной работе.

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории своего народа, к его культуре и искусству, создав условия для эмоционально - эстетического восприятия учащимися материала темы урока.

Оборудование:

  • для учителя

Компьютер, мультимедиа, телевизор, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, экран, доска.

Зрительный ряд: карта «Золотого кольца России», компьютерная презентация, образцы произведений народных промыслов, музыкальных инструментов, видеофильм-сказка «Садко».

Музыкальный ряд:

Литературный ряд:

для учеников: деревянные ложки, шумовые музыкальные инструменты, заготовки архитектурных сооружений древнерусского города, образы крестьян в русских национальных костюмах, сделанные учащимися на предыдущих уроках.


Ход урока.

1. Организационный момент

- Ребята, в этой четверти на уроках музыки и изобразительного искусства мы с вами изучали культуру и искусство русского народа. Темы наших уроков перекликались между собой и дополняли друг друга. Поэтому урок «Обобщение темы четверти» мы решили провести совместно, объединив материал двух предметов.

2. «Золотое кольцо России»

Тема нашего урока: «Путешествие по «Золотому кольцу России». Маршрут этого путешествия проходит по древнерусским городам и образовывает кольцо, так как начинается он и заканчивается в Москве – столице нашего государства.

- Но почему кольцо золотое?

- Может быть, потому что золото ценилось на Руси как самый дорогой и благородный металл? А может быть, потому что настоящее кольцо бывает золотым?

  • Оставим пока этот вопрос открытым.

(Карта городов «Золотого кольца»)

Каждый город, который встречается на пути этого маршрута уникальный, каждый древнерусский город раскрывает историю Русского государства. Древнерусские города образуют своеобразное кольцо на подступах к столице государства – Москве, как бы встают на ее защиту.

«Золотое кольцо» – это не только архитектурные ансамбли – это и музейные коллекции, творения мастеров прикладного и музыкального искусства.

- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие.

История знает много случаев, когда город или селение нарекалось именем реки. На Боровицком холме поставили русичи небольшую деревянную крепость и назвали ее именем реки – Москов или Москва. Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Чтобы выжить и утвердиться деревянной Москве надлежало стать каменной.

- Как вы думаете, почему не смогла бы выжить деревянная Москва?

И забелел на Боровицком холме кремль, зазолотились над ним купола церквей и соборов. Молва нарекла Москву златоглавой и белокаменной.

(Московский кремль)

  • А что такое кремль?

  • Для чего укрепляли город?

Города возникали не вдруг, они разрастались вокруг крепости, которая звалась по-разному. Чаще это был кремль, который опоясывали крепкие крепостные стены.

- Защищали не только стены. Кто еще вставал на защиту города?

Многочисленная русская дружина выступала на защиту родного города.

(Богатырская дружина)

В русском фольклоре есть произведения, которые славят защитников родины, защитников Отечества. К ним можно отнести и песню «Солдатушки, бравы ребятушки!», которую мы предлагаем вам исполнить.

(Песня «Солдатушки, бравы ребятушки!»)

Ребята, перед тем как мы продолжим свое путешествие, мы предлагаем вам заглянуть в Великий Новгород – это древнейший и знаменитый русский город. В Новгороде кремль называли детинцем.

(Новгородский кремль)

Над детинцем-кремлем высится Софийский собор – пятиглавый храм с могучими белыми стенами.

(Софийский собор)

- Кого напоминает вам этот собор?

Пятиглавый собор напоминает древних воинов, богатырей, сплотившихся вокруг своего полководца.

Именно в этом городе родились сказания о Садко. Предлагаем посмотреть фрагмент из фильма и обратить внимание на образ города, прислушаться к пению Садко и к звону колоколов.

(Музыкальный фрагмент из фильма «Садко»)

Именно отсюда Садко отправился на корабле торговать, смотреть мир, искать птицу счастья. Но затосковал по Родине, когда понял, что только дома может быть счастье. Мы с вами тоже продолжаем путешествие по «Золотому кольцу России», но не за птицей счастья.

- Какая цель нашего путешествия?

Совсем другой город – Ростов Великий. Разновысотные церкви со множеством куполов и звонницы образуют узорчатый рисунок.

(Ростов Великий)

Их ритм создает как бы зримый перезвон колоколов.

(Ростовские колокола)

Колокола называли русским чудом. Колокольный звон – это голос нашей Родины. В каждом древнерусском городе есть соборы и церкви с колокольнями и звонницами.

- О чем рассказывали людям колокола?

Колокола рассказывали людям о тревогах и радостях, бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

- Как вы думаете, о каком событии рассказывают эти колокола?

(Звон колоколов. Фрагмент)

Ростов Великий – единственное место, где сохранился старый народный промысел – финифть. Финифть была одной из распространенных ювелирных техник на Руси. Цветное стекло толкли, добавляли воды, наносили на металлическое изделие и обжигали в печи. Иногда на эмаль наносили тончайшую роспись.

(Образцы украшений)

Для защиты подступов к Ростову Великому в 11 веке была построена крепость ростовским князем Ярославом Мудрым, которая была названа Ярославлем. Сейчас это один из городов «Золотого кольца России», это старинный город на Волге – великой русской реке, кормилице и поилице, песенной красавицы.

(Волжские просторы)

Много песен сложил народ о Волге-матушке реке. Давайте и мы споем русскую народную песню «Ой по над Волгой».

(Русская народная песня «Ой по над Волгой»)

По Волге мы плывем дальше в Кострому. Кострома встречает нас песней фольклорной группы «Ивана Купала».

(песня «Кострома» группы «Ивана Купала»)

Этот город славится не только своими соборами, монастырями, а еще и музеем деревянного зодчества под открытым небом.

(Музей деревянного зодчества, виды Костромы)

- Чем украшались на Руси деревянные постройки?

  • Вспомните и назовите элементы убранства русской избы.

(Элементы убранства русской избы)

Знаменитыми постройками славится Владимиро-Суздальская земля. Церковь Покрова на реке Нерли привлекает путников издалека своей красотой. Эта церковь словно невеста в подвенечном платье смотрится в реку и любуется своим отражением.

(Церковь Покрова на Нерли)

Среди всех храмов выделяется Дмитриевский собор. От пят до золотого шлема он заткан каменными кружевами. Ведь каждый собор имеет свое лицо и, как человек, он легко узнаваем.

(Дмитриевский собор. Рельефы)

  • Какая кружевница их плела? Какие песни пела?

Но только не кружевница это, а мастера – камнерезы зубилом и молотком, стамеской и ножом вырезали каменные украшения. У плетеного кружева учились они легкости узора.

Кого только нет на стенах Дмитриевского собора! Невиданные птицы, животные и растения.

- Откуда пришло все это?

  • Рельефами украшался собор снаружи, а чем украшали стены внутри?

(Фрески и росписи стен собора)

Красота внутреннего убранства довершалась прекрасным церковным песнопением. Послушаем, пение певчих во время церковной службы.

(Фрагмент церковного песнопения)

Музыка, слово, труд человека делают мир еще краше.

Наш маршрут поворачивает к Сергиеву Посаду.

(Сергиев Посад)

Главное святое место этого подмосковного городка – Троице-Сергиев монастырь, положивший начало городу, основанный Сергием Радонежским.

Посад – поселение ремесленников. Здесь жили и работали кузнецы и гончары, резчики и игрушечники и другие ремесленники.

(Деревянные матрешки, свистульки, птички, ложки)

Издавна славится Сергиев Посад, да и другие города Подмосковья деревянными игрушками, матрешками и разными музыкальными инструментами. Так нарядно и ярко они расписаны, что кажется, солнцем горят. С глубокой древности живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

  • Назовите народные музыкальные инструменты.

(Музыкальные инструменты)

История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но их звучание завораживает нас и сегодня. Вот, например, у деревянных ложек свой особый звук и ритм. Послушайте их.

(Выступление ложкарей)

3. Коллективная работа учащихся.

Мы сегодня многое увидели, услышали и узнали, а теперь пришло время поработать самим. Предлагаю вам создать панно на тему: «Жизнь древнерусского города». Мы сегодня попробуем составить коллективную композицию из того материала, который был выполнен вами на предыдущих уроках.

- Что такое композиция?

- Из каких зданий и сооружений состоял укрепленный древнерусский город?

  • Чем отличаются царский дворец, крепость, крестьянское жилище?

  • С чего бы вы начали составлять свою композицию?

1. Главные архитектурные сооружения – это соборы, церкви и дворцы, они находятся в центре города на возвышенности. Вертикаль соборов и церквей уводит взгляд человека вверх, рождая напряжение.

2. Впереди широкой лентой лежит, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен. Горизонтальные линии внушают впечатление величия и покоя.

3. Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие сторожевые башни. Их называли вежами – от слова «ведать» – знать, что творится вокруг. Эти башни в основе похожи друг на друга, но двух одинаковых не найти. Каждую строили с учетом особенностей ее места и назначения. Одни - высокие для обозрения всей округи, другие - крепкие на самом опасном месте.

4. Башни-ворота то неприступные, грозные, то гостеприимные, распахнутые, словно в улыбке.

5. А на окраине города и за воротами стояли деревянные избы и другие крестьянские сооружения.

6. Завершающим этапом будет озеленение и оживление города деревьями и людьми.

Сегодня на уроке у нас работает четыре группы художников:

1. Церкви, дворцы и соборы.

2. Избы и крестьянские постройки.

3. Башни, стены и ворота.

4. Деревья и люди.

(Создание панно)

  1. Анализ работы

Эстетическая оценка коллективной работы.

  1. Заключение

Мы завершаем свое путешествие и возвращаемся снова в Москву, где и замыкается наше кольцо.

- Ребята, а почему же все-таки кольцо золотое?

Потому что самая большая ценность России - это неповторимые древние города, трудолюбивый, талантливый народ, памятники культуры и память народная, а это даже ценнее золота. Все это живо и будет жить после нас, если хранить, ценить и восстанавливать. Ведь даже то малое, что мы имеем, - это наша история, наша культура, наша Родина.