Тема урока: Золотое правило этики
Цель урока:
дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики,
усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения,
дать представление об этике, этичном поведении
Задачи урока:
познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать Евангельском контексте этого правила; усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Воспитывать чувство любви к ближнему, научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Развивать логическое мышление, память, речь; уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.
Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение
Оборудование: презентация к уроку, пословицы, учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», словарь русского языка С.И. Ожегова, листы с заданиями
Ход урока
I. Выявление восприятия, мотивация.
1.Работа с пословицами и поговорками.
Перекличка между командами, чтение по очереди пословиц и поговорок.
- Послушайте внимательно эти пословицы и подумайте, что у них общего.
Сам себя губит, кто других не любит.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Доброе дело – великое счастье.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
(Все они говорят о человеческих взаимоотношениях).
(На доске записана пословица)
Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?
« Чего в другом не любишь, того и сам не делай»
- К этой пословице мы с вами еще вернемся.
- Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой.
- Давайте поразмышляем как философы и постараемся придумать правило, которое бы сделало жизнь людей друг с другом радостней.
(Слайд №1)
Для того, чтобы другие люди нас
любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....
нужно, чтобы мы сами
любили, прощали, не осуждали, помогали им.
- Это правило есть в Евангелие. Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд №2)
Называется оно золотым правилом этики. Это и есть главное правило человеческих отношений. (Мф. 7: 12)
2. Запись золотого правила этики (записывают на индивидуальных листах)
Теперь мы с вами будем следовать словам Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (чтение хором)
В другом виде оно может звучать так: « Не делай другим того, чего не хотел бы для себя».
(Слайд №3)
II. Изучение нового материала.
Учитель: Мы можем приступить к изучению нового материала. Тематическое поле новой темы предлагаю определить вам. Для этого вы можете поработать в группах со словарями, чтобы дать определение словам «этика» и «этикет».
(Учащиеся работают с источниками.)
Значения слов.
В переводе с греческого, этика - это «обычай». Наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.
«Этика» - система норм нравственного поведения человека. (Слайд №4)
«Этикет» - установленный порядок поведения где-либо.
Учитель: Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение». Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек». У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам получить нравственный урок.
III. Моделирование ситуации.
(Слайд №5)
(На слайде часть текста).
1.Учитель: Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их нравственную культуру. ( Читает учитель)
Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».
Из другого окна о том же прохожем подумали: …
(Предположения и рассуждения детей.)
2. Чтение продолжение текста в учебнике на стр.46 [4]. ( Читают дети)
Учитель: Действительно, каждый человек увидел в прохожем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках, недостатках и грехах.
Кто сможет мне объяснить, что такое «грех»?
(Учащиеся зачитывают краткое значение понятия «грех» - дурной поступок)
Учитель: Молодцы! Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения детей.)
IV. Исследовательская работа по тексту.
Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть в картину В. Поленова «Христос и грешница».
(слайд №6)
(Сюжет этой картины описан в учебнике на странице 46 [6])
Чтение учителем
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. «Христос не стал призывать людей
к нарушению закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не согрешил». (Слайд №7)
- Как вы думаете, сколько камней полетело? (Ответы детей)
- Чтение учителем: «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…
Учитель: Как вы думаете, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Ответ учащихся.) Осуждение других людей плохо тем, что оно слишком упрощает мир и человека. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Разве человек, который однажды поступил некрасиво, больше никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану, верить в него и не осуждать.
VI. Чтение врезки из учебника « Это интересно» (подготовленный ученик)
Учебник стр.47
-Как вы понимаете цитату из Евангелия: « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»
Ответы учащихся.
(Слайд №8)
Иисус сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден. Прощайте, и прощены будете»
V. Беседа.
- А что вы будете делать, если увидите в зеркале, что личико ваше испачкано?
Неосуждение-это проявление милосердия.
Неосуждение — это различение оценки поступка и оценки самого человека.
Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению.
Сегодня мы с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и, то же. Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». (Слайд №9)
- Что значит «любить грешника»?
А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.
VI. Итог урок. ( чтение стихотворения детьми)
М.П.Розенгейм
…Не осуждай.…Чтоб ближних быть судьею,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других!
Не осуждай.…Ведь слову нет возврата!
Смотри, чтоб как сказал Спаситель, неравно
Увидишь спицу в глазе брата,
А проглядишь в своем бревно.
Не осуждай – затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжелый камень осужденья,
Которым в брата бросишь ты.
Не осуждай!...Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла;
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечен?
НЕ осуждай! Ты можешь ошибиться.
НЕ осуждай! Не будешь осужден!
- В чем главный смысл стихотворения?
- Почему нельзя осуждать других?
- Подумай, всегда ли ты правильно ведешь себя в школе и дома?
VII. Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю образовать круг доверия и поделиться с нами, какие выводы для себя вы сделали.
Как увидеть в « другом» ближнего и не унизиться до сплетни?
Назовите золотое правило этики. Почему оно золотое?
В русском языке оно предстает в виде пословицы – мудрости народной: « Чего в другом не любишь, того и сам не делай» (Слайд №10)
VIII. Домашнее задание:
— Узнайте мнение членов своей семьи о золотом правиле этики.
М.П.Розенгейм
…Не осуждай.…Чтоб ближних быть судьею,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других!
Не осуждай.…Ведь слову нет возврата!
Смотри, чтоб как сказал Спаситель, неравно
Увидишь спицу в глазе брата,
А проглядишь в своем бревно.
Не осуждай – затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжелый камень осужденья,
Которым в брата бросишь ты.
Не осуждай!...Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла;
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечен?
НЕ осуждай! Ты можешь ошибиться.
НЕ осуждай! Не будешь осужден!