СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотой век русской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс - урок по окружающему миру дает возможность получить представления  о выдающихся деятелях русской культуры 19 века.

Просмотр содержимого документа
«"Золотой век русской культуры"»

Кейс - урок по окружающему миру

Тема: "Золотой век русской культуры - 19 век"

Цель: продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

  создать у учащихся представление о российской культуре XIX века.


Планируемые результаты:

предметные: получить представления о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, познакомить с творчеством литераторов, художников и музыкальными произведениями композиторов.


метапредметные:

познавательные: отбирать среди предложенных учителем источники информации, перерабатывать информацию ( анализировать, обобщать, сравнивать, группировать), преобразовывать информацию из одной формы в другую.


регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную цель, удерживать поставленную цель, планировать учебную деятельность, определять степень успешности выполнения работы, учиться работать по предложенному учителем плану


коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика);


личностные: осознать ценность дружбы, единства, взаимовыручки, проявлять к собеседнику внимание, формировать мотивацию к обучению.

Ход урока

1. Организационный момент.

(звучит тихая музыка)

Снег летает и сверкает 
В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает 
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

- 19 век. Россия. Время славы, открытий, дуэлей, побед.

Время пышных балов, где чего только нет…

19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их сложно. Культура этого времени достигла небывалого расцвета в литературе, музыке и живописи. Поэтому время высочайшего взлёта сравнивают с драгоценным металлом - золотом.

- Давайте определим цели и задачи нашего урока. ( Варианты ответов детей).

- Итак, наша задача - познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими. А тема урока звучит так …

Тема урока: XIX век – золотой век русской культуры.



-         Ребята, для выяснения темы нашего урока, давайте, раскроем компоненты, из которых и будет состоять наша тема.

(На доске нарисована блок-схема и заранее прикрыта бумагой).

-         Итак, внимание, я называю определение, а вы должны вспомнить какое слово я характеризую.

-     Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. (Живопись). Учитель открывает на доске запись с названием живопись.

-         Произведения письменности, имеющие общественное значение. (Литература). Учитель открывает запись на доске с названием литература. 

-         Исполнение произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. (Музыка). Учитель открывает запись на доске с названием музыка.

-         У нас открыты все компоненты нашей схемы, еще закрыто самое главное слово, которое включает в себя эти все компоненты.

-         Что это за слово? (культура).

-         Правильно.

(Учитель полностью раскрывает схему.)

3. Организация работы с кейсами.


- Мы выделили три основных направления, которые должны сегодня рассмотреть на уроке.

- Какие это направления? (живопись, литература, музыка). Для получения более полной информации об этом веке, вы разобьетесь на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа - "Поэты". Она познакомит нас с поэтами и писателями 19 века.

2 группа "Музыканты". Она расскажет нам о великих композиторах 19 века.

3 группа - "Художники". Эта группа оформит картинную галерею и расскажет нам о великих художниках.


На столах у вас лежат несколько источников информации и карточки - "помогайки" с заданиями.

Изучив источники, вы должны будете подготовить ваше выступление. Ваша работа будет оцениваться по трем пунктам: 1. слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика; 2. полнота информации; 3.прзентация выступления, т.е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступать.


4. Кейсы

Кейс №1.

Карточка - "помогайка"

1.Определи великих поэтов 19 века

2. Расскажи об интересных фактах из жизни поэта

3. Познакомь с творчеством

Источник 1. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2-х частях. /Виноградова Н.Ф..-М.: Вентана-Граф, 2014, с. 104 -112.

Источник 2. Хрестоматии по чтению для начальной школы

Источник 3.

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

  • Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.

  • Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать — Александр удержал коня.

  • Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.

Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich#ixzz3tXnvhMG2

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво — не все считали его произведения гениальными.

  • Страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.

  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Подробнее: http://all-biography.ru/nekrasov-nikolay.html#ixzz3tXq63DYi

Лев Николаевич Толстой

  • Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.

  • Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой порой недолюбливал и называл «многословной дребеденью».

  • Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа.

  • После смерти, у Толстого осталась жена и 10 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям, но только 10 из них пережили младенчество.

Подробнее: http://all-biography.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich#ixzz3tXqt3eP6

Кейс №2

Карточка - "помогайка"

1.Определи великих музыкантов 19 века

2. Расскажи об интересных фактах из их жизни

3. Подготовьте музыку для прослушивания

Источник 1. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2-х частях. /Виноградова Н.Ф..-М.: Вентана-Граф, 2014, с. 113 -116.

Источник 2.

Михаил Иванович Глинка

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом крайтко биографии Глинки явлеятся тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после ее смерти.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.


Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/g/glinka-mixail-ivanovich-glinka-mikhail-ivanovich#ixzz3tXsC9Xos

Петр Иванович Чайковский

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.


Подробнее: http://all-biography.ru/alpharu/ch/chajkovskij-petr-ilich-tchaikovsky-petr-ilyitch#ixzz3tXsa0Chx

Кейс №3.

Карточка - "помогайка"

1.Определи великих художников 19 века

2. Расскажи об интересных фактах из их жизни

3. Подготовьте картинную галерею

Источник 1. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2-х частях. /Виноградова Н.Ф..-М.: Вентана-Граф, 2014, с. 117 -125.

Источник 2.

Тропинин Василий Андреевич (1776— 1857)

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.

http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/1621-tropinin-vasiliy-andreevich.html

Илья Ефимович Репин

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.


Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/r/repin-ilya-repin-ilya#ixzz3tXuUp3sO

Исаак Ильич Левитан

Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем. В 1870-х годах  состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве.


Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/l/levitan-isaak-levitan-isaac#ixzz3tXuoM4I4


5. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

6. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7. Презентация выступлений.

- Теперь, когда завершена работа над выступлением, прошу одного представителя от каждой группы.

8. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводят после выступления каждой группы.

- Наш урок подошел к концу. С каким веком русской культуры мы познакомились?. Почему он так назван7. Понравилось вам работать в группе?.

Обратная связь в форме синквейна, выполняется на отдельных листах.

Синквейн " Русская культура 19 века"

1строка: существительное, обозначающее тему;

2 строка: два прилагательных, описание темы;

3 строка: три глагола, относящихся к теме;

4 строка: фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме;

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.


- Оцените свою работу на уроке:

  • Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.

  • Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.

  • Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.

9. Домашнее задание (по выбору)

1. Прочитайте текст учебника

2. Попробуйте побыть в роли художника или поэта, порадуйте нас своими работами.