Предмет: Окружающий мир
Дата: 19.10.2019 г.
Урок № 14
Тема:«Зона арктических пустынь»
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы арктических пустынь для человека, её использованием.
Формируемые УУД:
познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование: флипчарт,электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, карта природных зон.
Базовый учебник: УМК «Школа России». А.А. Плешаков. Окружающий мир 4класс
Ход урока
1.Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать
2.Актуализация опорных знаний
А) Зашифрованное слово апирдор иРсиос
Б) Блиц-опрос (2 минуты)
- Самое глубокое озеро России и мира? (Байкал)
- Самое большое озеро России? (Каспийское)
- Как еще его называют? (морем)
- Самая длинная река России? (Обь0
- Какие озера в народе называют «Онего-батюшка» и «Ладога-матушка»? (Онежское и Ладожское)
- Перечисли основные природные зоны России. ( )
- Почему происходит смена природных зон?( 5 мин)
В).Тест (1 задание в маршрутных листах)
1.Природные зоны России расположены так:
а)тундра, арктическая зона, зона лесов
б)арктическая зона, зона лесов, тундра
в)арктическая зона, тундра, зона лесов
2.Какие существуют промежуточные зоны? Зачеркните лишнее.
а)лесотундра б)лесопустыня в)лесостепь
3.Как сменяются природные зоны?
а)с запада на восток
б)с востока на запад
в)с севера на юг
4.В чём причина смены природных зон?
а)Земля вращается вокруг своей оси
б)неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли
в)Земля вращается вокруг Солнца. ( по образцу)самопроверка (5 мин)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
“Слушание грамзаписи. Песня из к/ф “Кавказская пленница”
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.
- Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.
- Почему так решили? (Ось – воображаемая линия, находится либо на Северном полюсе, либо на Южном).
- Почему выбрали Северный полюс? (На Южном полюсе находится материк Антарктида, а в песне поётся о морях. На Северном полюсе располагается океан. Медведи водятся только на Северном полюсе).
- Сегодня будем говорить о природной зоне, располагающейся в этом месте.
4.Постановка цели и задач урока.
«Арктос» в переводе с греческого МЕДВЕДЬ
Что бы вы хотели узнать об этой зоне?
Где находится, климат, живет ли там кто-нибудь.
Давайте определим цель нашего путешествия.
ИЗУЧИТЬ ЗОНУ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Давайте вспомним план изучения любой природной зоны (на флипчарте)
1 Географическое положение
2 Климат
3 Растительный и животный мир
4 Деятельность людей и экологические проблемы (5 мин)
5. Первичное усвоение новых знаний.
А)Отправляемся в путешествие. Перед вами карта нашего путешествия.(Флипчарт)
Б) Льдина географов Работа с картой природных зон в учебнике
- Найдите на карте природную зону.
- Как она называется? (Зона ледяных пустынь)
- Каким цветом изображается на карте?
- Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова)
- Прочитайте названия этих островов.
-К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
Самостоятельная работа в парах
Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края.
(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте). ( 5 мин)
В) льдина Синоптиков
Прослушайте отрывок из видеоурока и ответьте на вопросы
1.Почему здесь царство снега и льда?
2.Погодные условия зимой.
3.Погодные условия летом.
Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).
Просмотр видео «Полярная ночь и полярный день» (8 мин)
6.Физминутка ( на флипчарте)
Г) Льдина растительный и животный мир Рассматривание картинок в учебнике с 78-79
Самостоятельно прочитайте статью в учебнике с. 80 с пометками
+ -знаю об этом
-- не знал об этом
!-это интересно
1.Какие растения прижились в Арктике?
2.Почему живут только эти растения?
3.Как они приспособились к таким условиям?
1.Какие животные обитают в арктической зоне?
2.Чем они питаются?
3.Как приспособлены к таким суровым условиям?
Молодцы! Сейчас мы с вами отправимся на птичий базар в Арктике.(видео)( 10 мин)
7.Первичное закрепление.
Цепь питания.
- Восстановите цепочки.
Рачки – водоросли – рыбы – птицы;
Тюлени – рыбы – водоросли – рачки;
Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени – рыбы ( 3мин)
Оцените свою работу
Д) Льдина Человек и Арктика (возможно резерв)
-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)
-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)
-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.
7) Первичное закрепление (флипчарт)
Ученик 4 класса после урока написал такое сочинение.
Давайте почитаем.
Вы со всем согласны?Исправьте
Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир очень богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, тюленя и белку. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия. (Фронтальная проверка)
Молодцы!
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно и чтобы удачно прошел наш полет, нам предстоит ответить на ряд вопросов, каждый из вас проверит свои знания. Перед вами тест. Я говорю утверждение, а вы ставите «+», если согласны, и «-«, если не согласны с высказыванием.
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
2. В Арктике нет коренного населения (+)
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия жизни. (+)
4. В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)
5. В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи (+)
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)
Проверка по образцу (флипчарт)
Выведение итоговой отметки в маршрутном листе.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
С 76-83 прораб, сообщение об одном из животных Арктики
10) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Какую цель мы поставили перед собой? Выполнили ли мы ее?
- Какие задания понравились вам больше всего?
- Какие вызвали затруднения?
- Что понравилось во время экспедиции?
- О чем хотелось бы узнать подробнее?
- Кто испытывал трудности сегодня на уроке?
ФИ_______________________________________________________________________________________
№ | Вид работы | Самооценка + или - |
1 | Тест 1.Природные зоны России расположены так: а)тундра, арктическая зона, зона лесов б)арктическая зона, зона лесов, тундра в)арктическая зона, тундра, зона лесов 2.Какие существуют промежуточные зоны? Зачеркните лишнее. а)лесотундра б)лесопустыня в)лесостепь 3.Как сменяются природные зоны? а)с запада на восток б)с востока на запад в)с севера на юг 4.В чём причина смены природных зон? а)Земля вращается вокруг своей оси б)неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли в)Земля вращается вокруг Солнца. | |
2 | - Восстановите цепочки. __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ | |
3 | Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир очень богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, тюленя и белку. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия. | |
4 | Итоговый тест ____________________________________ | |
Итоговая отметка______________________________-