1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Ребята, всё ли у вас готово к уроку, проверьте, пожалуйста, свою готовность, у всех на парте должен быть учебник, лист зоолога и пишущие принадлежности: ручка или карандаш. Послушайте небольшой отрывок Н. Сладкова о природных зонах нашей страны. Не успеет солнце зайти на западе -как на востоке уже восходит. На севере ещё зима белая, а на юге уже лето красное. И жизни мало, чтобы всюду успеть побывать и всё увидеть. Но мы самым краешком глаза взглянем на этот простор. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. Р: учащиеся научатся определять учебную задачу. | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) | -Кто помнит, в каком направлении сменяются природные зоны? С запада на восток? С востока на запад? Или с севера на юг? -Из-за чего они сменяются? -Почему так происходит? -Молодцы, ребята, а по каким природным зонам мы уже совершили путешествие? Давайте вспомним, где же они расположены, посмотрите на карту природных зон в ваших листах исследователя(1 задание), обведите и подпишите эти зоны. -На какой зоне мы остановились? -Как вы думаете, а куда мы отправимся сейчас? | -С севера на юг. -Из-за неравномерного нагревания Солнцем разных участков Земли -В северных районах солнечные лучи будто бы скользят по поверхности Земли. А чем южнее, тем сильнее они нагревают земную поверхность. -Арктические пустыни, тундра, тайга, лес и зона степей Работают в листах исследователя самостоятельно. -Зона степей -Ещё южнее | | К.: владеть диалогической формой речи. П:учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам. | |
3.Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Давайте посмотрим видео и скажем, в какой природной зоне мы с вами побываем на сегодняшнем уроке. (видеозапись с пейзажами пустыни) -Что вы увидели? - Почему вы так решили? - О чем мы сегодня поговорим? -Откройте учебник на странице 96 и проверьте, правильно ли мы ее определили. -Какова будет цель нашего сегодняшнего урока? | Смотрят видео -Пустыни - Пески, значительное отсутствие растительности и т.д. - О природной зоне пустыни -В жаркой пустыне -Познакомится с зоной пустыни | | К: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других. Р.: принимать и сохранять учебную задачу | У учащихся будет сформирован интерес к изучению пустыни. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | -Чтобы нам достичь поставленной цели, нужно составить план действий. 1. О чём мы должны узнать? 2.Чему должны научиться? 3.Что мы должны определить? -Это будет основной план наших действий, которые мы должны выполнить в ходе урока. | -Узнать, где расположена зона пустыни, а также о её климате, растительном и животном мире. -Научиться объяснять черты приспособления растительного и природного мира к условиям проживания в пустыне. -Определить экологические проблемы. | | П: осуществлять поиск выборочной информации; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) Словесный(беседа) Словесный(беседа) | -Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по зоне пустыни, но для начала нам нужно узнать, где она расположена. Обратите внимание на карту, что вы видите? -Посмотрите на иллюстрации на стр.96 и сделайте вывод, какие виды пустынь нам могут встретиться. -Верно, можете обратить внимание на иллюстрацию на слайде. Какие различия вы увидели? -Верно, глиняные пустыни характеризуются высокой долей глинистых и илистых отложений и чрезвычайно твердого верхнего грунта -Считается, что около 80% территории пустынь не покрыты именно песком, чаще всего это трещины из глины или коренные породы. Все же песок в пустыне — это ничто иное, как очень мелкие камушки, которые появились в результате неустанной работы ветра и погодных условий. -Посмотрите на картинки на стр.96 и сделайте вывод, какие виды пустынь нам могут встретиться. -Верно, можете обратить внимание на картинку на слайде. Какие различия вы увидели? -Также на странице 96 вам могут встретиться новые термины. Кто их нашёл? -Как вы думаете, что это может быть? -Давайте проверим себя с помощью слайда. -Также, как вы уже могли обратить внимание, на фотографиях пустыни нигде нет обильной растительности и рек или же морей. Это связано с географическими и климатическими особенностями данной зоны. Чем дальше от экватора, тем суше становится климат. Если в субэкваториальном поясе еще есть дождливый сезон, то в странах тропического климата, куда она не доходит, такого сезона нет и весь год длится как бы одна непрерывная засуха. -А теперь попробуйте найти самостоятельно на странице 96-97, какая же температура зимой и летом на данной природной зоне. -Теперь возьмите в руки лист исследователя, выполните самостоятельно третье задание. | -Зона пустыни занимает небольшую площадь на юге страны, вдоль побережья Каспийского моря 1 ученик показывает. Выполняют задание в листе исследователя -Песчаные и глинистые -Одна покрыта песком, а вторая нет Бархан – большой вал из песка Такыр - глинистый участок, покрытый трещинами Слушают учителя Летом температура на солнце достигает +70 градусов, в тени до +40, а зимой падает максимум до – 10 Выполняют задание в листе исследователя | Учащиеся получат возможность находить зону пустыни на карте природных зон. -Учащиеся научатся объяснять, что такое Пустыня. Учащиеся получат возможность находить зону пустыни на карте природных зон. Учащиеся получат возможность научиться определять приспособленческие черты животных, живущих в зоне пустыни. | К: владеть диалогической формой речи; К.: строить монологические высказывания П: осуществлять обобщение. К: владеть диалогической формой речи. | -У учащихся будет сформирован интерес к изучению пустыни. -У учащихся будет сформирован интерес к изучению пустыни. -У учащихся будет сформирован интерес к изучению пустыни. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический(упражнение) | -Как вы можете обратить внимание, в пустыни практически не бывает осадков, при этом там сильнейшие ветра, температура летом очень высокая, а зима в пустыне довольно холодная, как вы думаете, какие растения смогли бы приспособиться к жизни в таких условиях? -Сейчас поработаем в парах, на странице 98 нам рассказывается об особенностях приспособления этих растений, первый вариант ищет особенности приспособления растения верблюжья колючка, а второй колосняка и джузгуна, а после расскажите о них друг другу. -Возьмите в руки лист исследователя, выполните самостоятельно четвёртое задание. -Как вы думаете, какие же животные поселились в пустыни? -Посмотрите на картинку на стр 89, какие животные нам встретились? -Как вы думаете, какими особенностями приспособления к таким природным условиям они будут обладать? -Давайте посмотрим небольшой видеоролик о жителях пустыни, и сравним наши догадки. -Какие особенности приспособления вы увидели? -Верно, животный мир пустынь отличается чрезвычайной приспособленностью к суровым условиям существования. -Нередко можно наблюдать, как среди скудно растущей травы быстро бегают птицы величиной с голубя. Почувствовав опасность, они на глазах вдруг куда-то исчезают. Ни одна из них не убежала, ни одна не улетела, а между тем их нет. Они точно растаяли. Оказывается, птицы доверились земле, надеясь на одинаковый цвет почвы и своих перьев. Они распластались на песке, плотно прильнув к нему, и в ту же минуту перестали быть видимыми, точно превратились в камушки или кучки песка. Имеют склонность к миграции при сильной жаре, могут впадать в спячку, часто имеют ночной образ жизни. Обязательным атрибутом являются стельки на ногах, чтобы не повредить кожный покров о раскаленный на солнце песок, у верблюда, к примеру, таковыми являются - ороговевшая кожа и мозоли -Кто знает, что же «храниться» в горбах у верблюда? Одно из специфических приспособлений верблюда для жизни в пустыне — горбы, представляющие собой жировые отложения. Горбы служат своеобразной «крышей», защищающей спину верблюда от палящего солнца. Кроме того, концентрация всех жировых запасов организма на спине способствует лучшей теплоотдаче. -Теперь опробуйте отгадать, про чьи особенности приспособления говорится (Н. Сладков). (Картинки животных на слайде) -Может в одну секунду в песок зарыться. Прижмётся к песку животом, задрожит, затрясётся и... «утонет»! -Может проспать в году восемь месяцев. -Может учуять сквозь песок даже маленькую луковичку тюльпана. А как учует-раскопает и съест. -Может съесть самую ядовитую змею, скорпиона, ядовитого паука тарантула - и хоть бы что! Даже живот не заболит. -Умеет ползать под песком так же легко, как рыба плавать в воде. -Возьмите в руки лист исследователя, выполните самостоятельно пятое задание. | Растения пустыни приспособились к непростым условиям мощной корневой системой, что удерживает их в почве и питает его подземными водами, имеет мясистые листья, роль которых иногда играют зеленые побеги, чтобы удерживать добытую влагу долгое время. Также отличаются меньшей площадью листовой пластины, густым опушением листьев и их сбрасывание в сильную жару. 1 вариант: Верблюжья колючка. Её корни проникают на 20-метровию глубину и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. 2 вариант: Большую роль в жизни пустыни играют травянистое растение колосняк и кустарник джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески, не давая им двигаться под действием ветра. Интересно, что джузгун не имеет листьев, их роль играют зелёные веточки. А его плоды очень лёгкие и снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Выполняют задание в листе исследователя Животные быстро передвигаются Окраска их имитирует «цвет пустыни» Мелкие животные прижимаются к песку, точно превратились в камушки Слушают учителя Выдвигают свои предположения -Ящерица-круглоголовка -Черепаха -Тонкопалый суслик - Ушастый ёжик -Песчаный удавчик Выполняют задание в листе исследователя | Учащиеся получат возможность узнать животных, которые живут в этих районах. - Учащиеся получат возможность научиться определять приспособленческие черты животных, живущих в зоне пустыни. | П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. К.: владеть диалогической формой речи. | -У учащихся будет сформирован интерес к изучению зоны пустыни. У учащихся может быть сформирован интерес к изучению значения данной природной зоны для человека. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (слово учителя) Практический (упражнение) | - Ребята, как вы думаете, а человек может для чего-то использовать зону пустыни? -На самом деле, для человека есть ряд возможностей в использовании данной природной зоны, к примеру: 1)Постройка каналов для проведения воды 2) Поддержание домашнего скота 3) Создает оазисы -Кто знает, что же такое оазис? -Для чего создает? -несет ли его деятельность какие-либо последствия? -Да, деятельность человека несет за собой ряд возникших экологических проблем. -Такие как: 1) Засоление почвы из-за неумеренного орошения (подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы) 2) Подвижные пески из-за перевыпаса животных 3) Гроза исчезновения некоторых из видов животных с лица земли из-за браконьерства -Сейчас давайте вновь разделимся на группы, первый ряд выдвинет предположения, как исправить экологическую проблему, вызванную неумеренным орошением, второй – перевыпасом животных, а третий - браконьерством. | Выдвигают предположения - расположенный около естественного водоёма участок растительности посреди пустыни -для комфортного пребывания на данной природной зоне -Да -Слушают учителя Выполняют работу самостоятельно | | П:строить логическое рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | |
8.Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | -Расскажите о ваших идеях всему классу -Теперь выполним последнее задание в листе исследователя | 1 группа: Неумеренное орошение. Люди построили каналы, чтобы орошать землю– это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Необходимо следить за количеством поступаемого орошения, а также контролировать количество соли в почве 2 группа: перевыпас животных. Растения закрепляют и останавливают пески. Но пастбища приводит к разрушению растительного покрова (животные съедают большое количество растений при их выпасе). Песок под влиянием ветра, приходит в движение, становится подвижным. Необходимо следить за количеством скота, а также сменять территории выпаса животных. 3 группа: браконьерство. Контроль за соблюдением правил отлова животных, создание заповедников Выполняют задание в листе исследователя | | П:строить логическое рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей. К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять обобщение. | |