Слайд №1.
Тема урока: Зональная специализация сельского хозяйства
Цель: сформировать представление учащихся о зональной специализации сельского хозяйства России, анализируя статистические данные и тематические карты.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания учащихся о сельском хозяйстве;
- определить значение знаний о сельском хозяйстве в жизни человека;
- формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, интерес учащихся к изучению географии;
- приобщать школьников к национальным ценностям - земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Основные термины и понятия, ключевые слова: зональная специализация, мелиорация, земельные ресурсы, экстенсивный путь развития сельского хозяйства, интенсивный путь развития сельского хозяйства
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, тесты, учебники, раздаточный дидактический материал, атласы, тематические карты, коллекция с/х культур, рисунки.
Вид урока: комбинированный.
Комплекс использованных методов и приемов:
Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.
Практические:
- составление схемы АПК;
- работа со статистическим, дидактическим материалом;
- работа с атласом, картой, тестами, табличным материалом;
- заполнение таблицы.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.
- Все готовы к уроку, необходимое лежит на партах, тогда начнем наше занятие.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
1А. Фронтальный опрос: Слайд №2. Ответить на вопросы.
1. Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)
2. Что такое АПК? (Примерные ответы учащихся: Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)
3. Какова главная задача АПК? (Примерные ответы учащихся: Обеспечение населения страны продовольствием)
4. Какие звенья входят в состав АПК?
5. Каков состав первого звена АПК?
6. Каков состав второго и центрального звена АПК и что его отличает от других отраслей хозяйства?
7. Что можно сказать о третьем звене АПК?
8. Каковы основные проблемы агропромышленного комплекса?
9. Приведите примеры взаимосвязи между звеньями (это и есть отрасли АПК).
2А. Коллективная работа: построить схему АПК. (Учащиеся строят на доске схему АПК) Слайд №3.
3А. Дополнительные вопросы для повторения:
- Найдите и покажите по карте центры:
а) с/х машиностроения и тракторостроения;
б) производства минеральных удобрений;
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и задач урока.
1А. Выявление проблемы. Выдвижение гипотезы.
1. Какими площадями земель располагает Россия?
2. Назовите и покажите территории, наиболее благоприятные для ведения сельского хозяйства и объясните их размещение. Слайд №4.
3. Какие районы наиболее мелиорированы?
4. Чем отличаются сельскохозяйственное и промышленное производство? (Примерные ответы учащихся: Сельское хозяйство представлено двумя направлениями: земледелием и животноводством.)
5. Скажите, какова главная задача сельского хозяйства? (Примерные ответы учащихся: Обеспечить продуктами питания население страны, сырьем - легкую, текстильную промышленность).
6. Поднимите руки, кто из вас любит ананасы, бананы, киви, крупный и сладкий виноград? Насколько часто эта продукция бывает на ваших столах? (Примерные ответы учащихся: 1. Каждый день. 2. По праздникам. 3. В неделю раз. 4. Раз в месяц. 5. Не часто)
7. А почему? (Примерные ответы учющихся: В нашей местности она не растет - климат не благоприятный для этих культур в нашей местности, а покупать привезенную - дорого).
8. То есть, вы хотите сказать, что для сельского хозяйства характерна сильная зависимость от природных условий. Так? (Примерные ответы учащихся: да, нет) Слайд №5. Проблема
9. Но природные условия в России разнообразны и зональны, а значит, можно сказать, что зональна будет и сельскохозяйственная деятельность? (Примерные ответы учащихся: да, нет)
10. А что это означает? Как иначе можно сказать, что сельское хозяйство зонально? (Примерные ответы учащихся: Разные природные зоны специализируются на выращивании разных культурных растений и разведении разных пород животных).
11. Но возникает вопрос: Как узнать, на выращивании, каких растений и разведении, каких животных специализируется каждая природная зона в стране?
12. Какую проблему вам нужно разрешить на уроке? (Примерные ответы учащихся: Специализация природных зон на отраслях растениеводства и животноводства.) Слайд №5. Пункты
13. Какую гипотезу - предположение вы можете выдвинуть для решения сложившейся проблемы. (Примерные ответы учащихся: Узнать требования растений к природным условиям, условия разведения разных пород домашних животных, разнообразие природных условий, а затем установить соответствие между природными факторами и условиями, необходимыми для отдельных растений и животных).
14. Гипотеза: если отрасли сельского хозяйства не требовательны к определенным природным условиям, то они могут быть развиты во всех регионах Росси).
- В ходе работы мы попробуем доказать или опровергнуть это предположение.
- Вы уже можете дать ответ, устанавливающий соответствие между природной зоной и выращиваемыми в ней растениями и животными?
ΙV. Изучение нового материала.
- Тогда нужно перейти к изучению темы «Зональная специализация сельского хозяйства». Слайд №6.
- Исходя из темы урока, скажите, какой результат мы должны получить? (Примерные ответы учащихся: Набор культурных растений и домашних животных по каждой природной зоне).
- Ребята, подумайте и сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы на уроке. (Записать в тетрадях).
- А общая цель работы звучит так.
Цель работы: Показать зональную специализацию растениеводства и животноводства в России на схеме.
- Какие мы должны решить задачи, для того, чтобы достичь поставленной цели?
Создадим модель решения проблемы. Слайд №7.
1. Вспомнить природные зоны России и их климатические особенности.
2. Определить требовательность культурных растений к теплу, влаге и почве, сопоставить требования с климатом природных зон.
Работа по таблице №1. Слайд №8. Заставка - рисунки
3. Определить:
- зональную специализацию зерновых культур;
- зональную специализацию технических культур.
Работа по таблице №2.
4. Определить факторы размещения отраслей животноводства («Зональная специализация животноводства») Работа по таблице №3.
Таблица №1. Зональная специализация сельского хозяйства
2. Работа по таблице №1. Определить требовательность культурных растений к теплу, влаге и почве, сопоставить требования с климатом природных зон.
3. Работа по таблице №2.
Определить:
- зональную специализацию зерновых культур;
- зональную специализацию технических культур.
Таблица №2. Современная география растениеводства
4. Работа по таблице №3. Определить факторы размещения отраслей животноводства («Зональная специализация животноводства»)
Таблица №3. Зональная специализация сельского хозяйства
Гипотеза: если отрасли сельского хозяйства не требовательны к определенным природным условиям, то они могут быть развиты во всех регионах России. Опровергли или доказали мы свое предположение? (Опровергли). А что именно опровергли? (Примерные ответы учащихся: Растения и животные сельского хозяйства имеют свои требования к природным условиям, поэтому не могут быть развиты по всем природным зонам одинаково, значит сельское хозяйство зонально).Слайд №9.
V. Закрепление изученного материала
1. Исправь ошибки! Слайд №10.
2. Решение теста «Проверь себя». (Учащиеся решают тестовые задания, самостоятельная работа, взаимопроверка.)
1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему):
а) зерновые б) кормовые в) технические г) овощи и картофель
2. К техническим культурам относятся:
а) чечевица б) лён и сахарная свёкла в) лён, сахарная свёкла и рожь
3. Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему):
а) оленеводство б) овцеводство в) скотоводство г) свиноводство
4. Рожь, лён и картофель выращивают в основном:
а) в чернозёмной зоне б) в нечернозёмной зоне
5. К зерновым культурам относятся:
а) соя б) пшеница и лён в) пшеница, овёс, кукуруза
Ответы: 1. г, в, б, а. 2. б. 3. в, г, б, а 4. б 5. в
VΙ. Подведение итогов урока.
1. Мы знаем, какие культуры мы можем вырастить в наших условиях, каких домашних животных разводить в той местности, в которой живем. Благодаря этому уроку, вы будете знать, откуда поступает к нам мука, крупа, фрукты, мясо, шерсть, масло, яйцо, которое не производится в нашей местности.
2. Ребята, вы сможете ответить на вопрос:
- Почему растут цены на крупу или масло? (Примерные ответы учащихся: Потому, что в районах производства культур возникли неблагоприятные явления, в результате чего урожайность снизилась).
- Как повлияет на здоровье хлеб, выпеченный из муки, выращенной в зоне повышенной радиации?
Этап рефлексии: Слайд №11.
1. Какой момент урока вам показался интересным?
2. Что вызвало затруднение?
3. Что бы вы хотели узнать более подробно?
4. Сегодня на уроке мне …
5. Меня особенно удивило то, что …
6. До начала урока я думал, что …
7. Сейчас я знаю, что ….
8. Было бы хорошо, если бы …
VΙΙ. Домашнее задание. Слайд №12.
1. По учебнику изучить §28, ответить на вопросы.
2. Повторить §6-7 (Природные условия и ресурсы России).
3. Составить таблицу зональной специализации сельского хозяйства.
4. Найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России? Творческая работа!
5. Проблема ждёт вашего решения (проблема следующей темы). В наши дни много внимания уделяется производству экологически чистых продуктов питания. Какими, на ваш взгляд, путями должна решаться эта проблема?