МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИНАЗИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ» г. ЕССЕНТУКИ
Реферат на тему «Зорко одно лишь сердце»
Выполнила: Ищенко Елизавета Андреевна
8928 375 6926
Научный руководитель: Лященко Елена Сергеевна
8928 267 25478
2024г
Оглавление
Введение …………………………………………………………..3
Основная часть ……………………………………………………….4
Выводы и заключение ………………………………………………10
Список литературы ………………………………………………….11
Приложение ………………………………………………………….12
Введение
Целью моей работы является:
-выяснить, что повлияло на решение женщин стать сестрой милосердия.
Для достижения данной цели, нами предполагается решить следующие задачи:
1.Найти информацию о сестрах милосердия
2.Установить, какие исторические события происходили в это время в стране
3.Показать, благодаря чему Римма Иванова сестра милосердия, стала первой среди женщин георгиевских кавалеров
В природе есть главный закон-помощь страдающим. Действует он не только у людей, но и у животных. Он не требует построения взаимоотношений на основе любви. Может поэтому милосердие еще существует?
Задалась вопросом, так что же на самом деле такое милосердие? Согласно словарю Даля, слово «милосердие» означает: глубокое сочувствие, вызывающее печаль, сострадание; буквально – «страдать вместе». Есть мнение, что милосердие - это высший дар человечества, одна из составляющих любви. Сердце, способное любить уже заключает в себе наличие милосердия.
Одним из ярчайших примеров милосердия в нашей стране является деятельность женщин – сестёр милосердия, которые совершали самые разные настоящие подвиги на полях сражений.
Основная часть.
Во время своего правления Петр I законодательно утвердил за женщинами обязанности находиться при больных и раненых. В генеральном регламенте для госпиталей говорилось, что «необходимо работниц иметь для мытья платья и всего белья больных по болезням. Для надзирания над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних жен...». Не останавливался Петр I и в главе 34-й Устава воинского (1716 г.) видим строгость и сострадание: «Такоже потребно всегда при десяти больных были для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть...»
Сестры милосердия появились в Российской империи в 40-х годах XIX века. В то время стали возрождаться Свято-Троицкая и Никольская общины. Примкнуть в их ряды могли женщины, которые изъявили собственное желание, но должны были пройти медицинскую подготовку и без раздумья работать в больницах или приютах. В годы Крымской войны Великая княгиня Елена Павловна открыла Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Пройдя курс обучения, дамы отправлялись на фронт. В то время персонала не хватало, а хирургам была очень нужна помощь, нуждался в ней и Николай Пирогов.
Женщинам предстояло много работы: уход, перевязки, дежурства у кроватей раненых, кормление, помощь врачам во время операций, а также ведение хозяйства при госпиталях. Деньги женщинам платили, но, как правило, вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину. Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились; некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, сыновьями и братьями.
Быть сестрой милосердия — это было очень почетно, но ведь и требования выдвигались самые строгие. Вступить в общину могла женщина возрастом от 18 до 40 лет, обученная грамоте и не имеющая серьезных проблем со здоровьем. Прежде чем стать сестрой милосердия, необходимо было пройти двухгодичное обучение (во время войны этот срок был короче) и успешно сдать экзамены. Сестры носили темное платье, белую косынку и белый передник с красным крестом на груди, а также повязку на левой руке. В 1916 году Главноуполномоченный Красного Креста внутреннего района империи А.Д. Самарин издал по всем подведомственным ему учреждениям циркуляр о порядке ношения формы сестрами милосердия. Форму запрещалось надевать для похода в театр, кино, на концерты и «всякого рода публичные увеселения и зрелища». Нельзя было носить атрибуты своего домашнего гардероба и уж тем более украшения.
Крымская война.
Ранее я упоминала о талантливом и выдающимся хирурге Николае Ивановиче Пирогове (1810 – 1881 гг.), он то и стал создателем общин милосердия в России. При покровительстве Великой княгини Елены Павловны (1806 – 1873 гг.) в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.) он создал первое в мире сестричество, основной задачей которого было оказание помощи раненным на поле боя. Наспех была создана Крестовоздвиженская община, в которой сестры проявили свое мужество и героизм. В те трудные годы на всю империю прогремела слава Даши Севастопольской, с восхищением говорили современники о дочерях России Александре Петровне Стахович, Екатерине Михайловне Бакуниной, Екатерине Александровне Хитрово, Елизавете Петровне Карцевой, сестрах милосердия Крестовоздвиженской общины, спасших сотни солдатских жизней.
Женщины трудились не за награды и почести, а считали это своим христианским долгом. Когда после Крымской войны их поправившиеся воины с благодарностью с ними общались и говорили теплые слова — это и являлось высшей наградой для сестер. 30 ноября 1854 года первая партия сестер милосердия прибыла в Крым. Крымская война и ее первые сестры милосердия открыли всему миру, на сколько актуально именно женское участие в положении раненых. Женское чуткое сердце угадывало малейшее пожелание солдат, женские нежные руки причиняли меньше страданий, ставших вдруг совершенно беспомощными. Это и было преимущество сестер милосердия (и в окопах, и в госпиталях, и позднее в поездах), по сравнению с дюжими санитарами. Позже Пирогов писал о первых сестрах Крымской войны: "Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью"
После завершения войны возвращались домой с благородством, наградами, доказав всему миру одно, что женщины могут и должны ухаживать за ранеными и больными в военное и гражданское время.
Создание Международного Красного Креста.
В 1864 году 16 государств решили Европы и Америки подписали Женевскую конвенцию: отныне каждый, кто отмечен повязкой с красным крестом, должен был «спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести, не различая ни друзей, ни врагов». Так возник международный союз, эмблемой которого стал Красный крест на белом фоне. В России после революции общины сестер милосердия были упразднены. После войны очень востребованы стали медсестры, особенно во время чумы и голода, эпидемий. Женщин стали обучать в специализированных учебных заведениях. Слово «сестра» резало слух представителей новой власти, казалось монашеским и не соответствующем духу советской медицины. Тем не менее, привычное название в итоге осталось. Приходилось отстаивать название и подтверждать благую направленность своими действиями. К 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых – в будущем его переименуют в Российское общество Красного Креста. Советский Красный Крест был признан МККК только 15 октября 1921 года.
Первая Мировая война.
Началась Первая мировая война, и женщины оказались на передовой, не разбирая сословных различий. Сестры милосердия, прошедшие подготовку в Старо-Екатерининской больнице Москвы, отбыли в действующую армию. Дочь морского министра работала в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров оправилась на фронт сестрой милосердия. В этом же звании состояла Александра Львовна Толстая. В первые месяцы войны побывал на поле боя писатель Куприн со своей супругой - сестрой милосердия.
Изучая данную тему, я вдохновилась мужеством и отвагой молодой нашей Ставропольчанки. Хочу немного рассказать о сестре Римме Ивановой, которая была героем Первой Мировой войны. На становление личности повлиял брат, который работал врачом при Оренбургском пехотном полке. С первых же дней начала войны, Римма поступила на курсы сестёр милосердия, после окончания которых, была направлена в Старопольский епархиальный госпиталь. Но молодая девушка рвалась на поля сражений и хитростью попала на них, она остригла волосы, назвалась Ивоаном Михайловичем Ивановым и записалась добровольцем на фронт. «Иван Михайлович» как и положено был зачислен в 83-ё Самурский полк, но вот обман был быстро раскрыт, и Римма осталась в полку сестрой милосердия. Девушка не сдавалась, проявила твердость характера. Очень быстро она получила первую боевую награду — Георгиевскую медаль 4-й степени, за вынос с поля боя раненого прапорщика Гаврилова. Затем она спасла прапорщика Соколова и помогла восстановить поврежденную линию связи, за это получила вторую медаль. Ее часто сравнивают с Жанной Д`Арк, ведь обе эти женщины сражались во имя блага народа, без страха и упрека. Еще Римма стала первой женщиной среди георгиевских кавалеров. Родители, конечно, пытались ее вернуть домой, но все было тщетно, упорство характера не позволили бы ей отступить от идеи.
Когда отец серьезно заболел, на ту пору у Риммы был небольшой отпуск и она сломя голову помчалась к родителям. Очень долго упрашивал отец о ее переводе в 105-й Оренбургский полк, ведь там работал ее старший брат Виктор. Она перевелась, но было поздно…отца не стало. Римма в свои 21год перевязывала под страшным огнем солдат, а когда были убиты оба офицера 10й роты 105 полка, хрупкая девушка собрала солдат и, бросилась вместе с ними на неприятельские окопы. Они погибли во имя победы, во имя и вопреки всего стали историей. У Франции была Орлеанская дева, а у нас была настоящая Ставропольская дева- Римма Иванова!
Хочется отметить, что на подвиг русской медсестры, отреагировали немцы. Немцы писали о ней в газетах, был даже опубликован протест председателя Кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля. Он ссылался на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, решительно заявлял, что «сёстрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги». А вот о том, что в то время нельзя было применять разрывные пули, немецкий генерал почему то промолчал....
Подвиг Риммы Ивановой был по достоинству отмечен самим императором Николаем Вторым, все заслуженные медали, ордена она получила посмертно. Осенью 1915 года Ставрополь прощался с Риммой Ивановой. Прах Риммы Михайловны Ивановой прибыл на станцию г. Ставрополя 24 сентября приблизительно в 10час.вечера с пассажирским поездом №6, хоть было и поздно людей столпилось достаточно много, женщины и мужчины, дети и старики. Кто-то рыдал в голос, кто-то молча стоял и ждал. Прибыли представители духовенства для панихиды, мать ждала Римму больше всех, неоднократно ей становилось плохо от осознания утраты. Ведь у милой девушки душа была больше тела. В три дня шло предания праха земле, не было ни одного, кто бы не знал или не слышал о Римме, в эти дни шла мольба за Римму, за Россию и о спасении рода человеческого. Как эти события близки нам сейчас.
Великая Отечественная Война.
Во время Великой Отечественной войны огромный размах получил Советский Красный Крест. Его востребованность на полях сражений, в госпитале, погрузка и разгрузка санитарного транспорта, организация донорства, помощь гражданскому населению была несопоставимо с другим трудом. Война подтолкнула людей на разные действия, в которых были проявлены лучшие качества каждого гражданина и человека. Военкоматы были переполнены потоком желающих не только мужчин, но и женщин, которые требовали принять их на медицинские курсы.
Все, кто был взят на службу беспрекословно оказывали первую помощь на поле боя, подчас под шквалисты огнём противника накладывали повязки на раны, останавливали кровотечения, находили каждому ласковое слово: «Потерпи, ты справишься!» И сами с терпением и пониманием долгие ночи и трудные дни дежурили медицинские сёстры у постелей раненых на этапах эвакуации, в военно-санитарных поездах, в госпиталях фронта и тыла, облегчая страдания и отвоёвывая у смерти драгоценные жизни.
Заключение
В заключении реферата можно сделать вывод: сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. На примере Риммы Ивановой мы показали, как женщины самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, спасая жизни многих тысяч людей. Выяснили, что стало выбором такого смелого и поистине героического поступка женщин, однозначно что это, любовь к Родине, любовь к родимому дому, любовь ко всем людям, живущим на земле. Бескорыстное желание проявить свою возможность приносить помощь страждущим, не только окружающим, но и самим себе. Поэтому в русской православной церкви можно увидеть иконы с образами сестер милосердия (приложение).Ведь икона является инструментом, через который обращаемся ко Христу, через образ, мы поклоняемся личности изображенного, а через святого(святых) воздаем честь и поклоняемся Первообразу-Богу.
Хочу сделать уклон на том, что надо чаще говорить о возрождении в современных условиях института сестер милосердия, в котором «милосердие» понимается в широком смысле как сочетание духовной и материальной помощи обществу, то данный институт может быть возрожден только в рамках Церкви и обязательно должен быть признан государством в правовом отношении.
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы...
Князь Владимир Палей (1915 г.)
Список используемой литературы:
1. «Августейшие сестры милосердия». М.: Издательство «Вече», 2006
2. Владыкин, Б. В. Карманная книжка для сестер и братьев милосердия / Б. В. Владыкин, Г. И. Арронет. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1904. - IV, 4., 203 е., 1 л. ил.
3. Михайлов Д. «Красный крест и сестры милосердия в России и за границей».Пг.-Киев,1914
4. Очерк возникновения и деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб. : Гос. тип., 1913.-61 с.
5. Памяти героини долга сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой:Посвящается 105-му Ориенбургскому и 83-му Самурскому пехотным полкам./Прот.Симеон Никольский.-Ставрополь на Кавказе: Тип.губернского правления,1916.-76с
Интернет ресурсы:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=885025
Приложение
Святые Жены мироносицы
Жены-мироносицы
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Милосердия двери»
7