СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗОТ в деятельности педагога в коррекционных школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЗОТ в деятельности педагога в коррекционных школах»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 59

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья











Методическая разработка

«Здоровьесберегающие

образовательные технологии

в деятельности педагога»



Выполнила: Аюпова И.Ф.

учитель русского языка

и литературы ГБОУ

Уфимская КШИ № 59













Уфа – 2023г.

Охрана здоровья детей объявлена Правительством РФ приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны применять их в своей трудовой деятельности. Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.

Уже давно состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Именно поэтому в Республике Башкортостан впервые за долгие годы была организована масштабная диспансеризация подростков. Медики самым тщательным образом обследовали более 43 тысяч подростков – именно столько насчитывается их в республике. Учащихся осматривали десять специалистов: педиатр, невролог, офтальмолог, детский хирург, оториноларинголог, акушер-гинеколог, уролог-андролог, стоматолог, эндокринолог, ортопед-травматолог. Кроме того, школьники прошли ряд функциональных исследований – от анализов крови и мочи до УЗИ основных органов. По результатам обследования большой группе подростков составлены индивидуальные программы оздоровления, более 800 человек получили стационарное лечение.

По данным Министерства Здравоохранения практически здоровыми признаны лишь 11 процентов детей, у 63 процентов из них обнаружены функциональные отклонения, каждый четвертый ребенок болен, 0,1 процента осмотренных – инвалиды.

Особое беспокойство медиков вызывает репродуктивное здоровье мальчиков, у которых по статистике большинство андрологических заболеваний возникает в возрасте от14 до 17 лет и таит в дальнейшем угрозу бесплодия. Да и количество молодых женщин, которые самостоятельно смогут рожать детей, уже к 2013 году, по прогнозам докторов, основанным в том числе и на данных о диспансеризации подростков, может уменьшиться на 13%.

По мнению В.Ф.Базарного, в нашей стране сейчас наблюдаются вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Таким образом, речь идет о видовой биопсихической драме: происходит эволюционное вырождение человечества, последствия которого мы даже не можем себе представить. Подобная тенденция характерна не только для России – этот процесс идет во всем мире. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем складывается в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, частных школах) из-за повышенной требовательности, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Среди учащихся инновационных школ распространенность пограничных нервно-психических нарушений достигает 55%. В структуре нервно-психических расстройств доминируют психопатические, истероподобные состояния, патохарактерологические изменения личности, формирующие девиантное поведение детей и подростков. В связи с этим наблюдается снижение интеллектуального развития детей.

Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма, беспризорности, безнадзорности, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицированных детей смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.

Предлагаю сначала вспомнить и подробнее рассмотреть понятие «здоровье» и его виды, а затем остановимся на роли педагога в процессе сохранения и укрепления здоровья детей.

Итак, существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Слайд) В настоящее время в понятие здоровья включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.

1. Здоровье физическое. Медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма. Педагогическое определение – саморегуляция организма, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. (Слайд)

2. Здоровье психическое. Медицинское определениеэто состояние психической сферы, душевный комфорт, адекватная поведенческая реакция. Педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. (Слайд)

3. Здоровье социальное. Медицинское определение – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, социальный иммунитет против дезадаптации. Педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе). (Слайд)

4. Здоровье нравственное. Его основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, духовность человека, связанная с истинами добра, любви, милосердия и красоты. (Слайд)

Мы, педагоги, часто используем в своем лексиконе понятие «здоровый образ жизни». Подробнее хочу остановиться на этом моменте, так как здоровый образ жизни (здоровый стиль жизни) неразрывно связан со здоровьесберегающими технологиями.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни это комплекс оздоровительных мероприятий, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем. (Слайд)

Составные части здорового образа жизни, это:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно-нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

- положительные эмоции. (Слайд )

Таким образом, культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, уровень специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, самообразования и образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. (Слайд)

Давайте рассмотрим здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие. Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии – не аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Образовательное учреждение со здоровьесберегающей средой - такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, являются основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. Задача здоровьесберегающей педагогики - организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления. Важным элементом здоровьесберегающих технологий является обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе. Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. К гигиеническим условиям в классе относятся освещенность, воздушно-тепловой режим и уровень шума.

В эту систему также входят:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.).

В комплексной оценке поведенческих реакций детей можно выделить следующие модули генетически обусловленных мотиваций:

- самосохранение;

- подчинение этнокультурным требованиям;

- подчинение микросоциуму (стиль поведения «Все как один»);

- стремление лидировать среди своих сверстников;

- карьерные устремления;

- сексуальная направленность. (Слайд)

Дети от 7 до 10 лет – прагматики. Они уже знают, жизнь на земле не вечна, она когда-то закончится, но хотят прожить отведенное им время счастливо. В этом возрасте дети находятся на конвенционном соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. Это их главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья. Если они видят пример взрослых (прежде всего, своих пап и мам), видят, что они придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством и т.д., то дети копируют эти поведенческие реакции, они еще не совсем осознанно, но соглашаются с поведением взрослых.

Задача педагога в этот период развития ребенка состоит в тесном взаимодействии с родителями, ибо они (родители) – пока еще главный и основной пример для своих потомков. Также, разумеется, и образ жизни самого педагога может лечь в основу будущего поведения детей. Если педагог обучает культуре поведения, приема пищи, ношения одежды, говорит о вреде курения, алкоголя и т.п., а сам в это время небрежно одет, отмечает, что он опять опоздал на обед, а в перерыве между занятиями курит на глазах у детей или даже появляется в общественном месте в нетрезвом виде – никаких положительных условных рефлексов, а следовательно, позитивных поведенческих реакций и мотиваций у ребенка не вырабатывается. Напротив, дети, видя негативный пример со стороны родителей, педагогов и подражая последним, будут именно так себя вести, как они наблюдали из наглядного примера окружающих их взрослых людей.

Уровень нравственности у подростков 10 – 14 лет остается конвенционным, но они (подростки) уверены, что будут жить вечно. Это период полового созревания и сложнейшей психогормональной перестройки всего организма и разбалансировки ряда функциональных систем. В это время дети могут быть раздражительны без видимых причин, у них хуже, чем у детей младшего возраста, развита пространственная ориентация. Это период различных травм, ссадин, синяков, ушибов. В этом возрасте примером подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все как один». Все поступки ребенка в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если ребенок в этом возрасте попадает в компанию курящих – как правило, он будет курить, с пьющими – пить или употреблять наркотики.

Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни, возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Педагогу и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми. Это сделать сложнее, нежели, зная закономерности морфофункционального развития детей, вовремя направит их на путь созидательной, творческой деятельности. Афоризм «Природа не терпит пустоты» необходимо помнить всегда. Подростки должны быть чаще на показательных занятиях, соревнованиях или выступлениях других детей, видеть, чего они достигли, а следовательно, могут достигнуть и они сами, утверждаться на примере здорового образа жизни и позитивных поведенческих навыков своих сверстников и даже более старших по возрасту детей.

Что же касается юношества, старшеклассников, то здесь здоровьесберегающие мотивации более разнообразны. Дети данной возрастной группы (старше 14-15 лет) уже знают многие социальные законы, им известно, что здоровому человеку легче получить более элитное образование и сделать карьеру. В этом возрасте мотивацией здоровьесбережения становятся карьерные устремления. На этих принципах в основном и была основана комплексная профилактическая программ для формирования у подростков здорового жизненного стиля «Твой выбор!»

После 15 лет большое место в жизни молодого человека отводится взаимоотношениям в системе «Ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать сексуально мотивированное здоровьесберегающее поведение от 15 до 20 лет. Именно поэтому на групповых занятия по программам «Береги себя для жизни!», «Свой успех я делаю сам», а также «Готовимся стать взрослыми» наши специалисты поднимают такие темы, как нравственность и здоровье, духовное здоровье. Например, имеют ли успех среди сверстников девушки, увлекающиеся курением, или юноши, злоупотребляющие алкоголем? Имеют ли молодые люди возможность получения социально значимой и успешной профессии в будущем, если они употребляют наркотики и ведут негативный образ жизни, и т.п.

  Актуальным является вопрос о состоянии здоровья педагогов и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Педагог в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение детей в школе, посещение учреждения дополнительного образования, в т.ч. занятия в центре, не наносили ущерба здоровью школьников. Сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером введении здорового образа жизни для своих воспитанников.





10