СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); Примерной основной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной « Русский язык. 1-4класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).


Основные цели и задачи

Задачи:

- развитие речи, мышления воображения школьников;

- формирование первоначальных представлений о структуре русского языка;

- формирование умений правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.

Цели обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие

интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены

предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.

Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках. Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.

При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной

школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-

воспитательных задач.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: ознакомление обучающихся с ЗПР с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения рабочей программы для 2 класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в: формировании первоначальных представлений об единстве многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;формировании интереса к изучению русского (родного) языка; формировании позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладении первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; овладении обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики.

Метапредметные результаты освоения рабочей программы для 2 класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом .Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:принимать и сохранять цель и учебную задачу;высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:слушать собеседника и понимать речь других;оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;формулировать собственное мнение и аргументировать его;работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);первоначальные умения проверять написанное;овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи :о своение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наша речь (2 ч)

Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Требования к речи.

Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.

Текст (4 ч)

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов.

Предложение (9 ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова (15 ч)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Синонимы и антонимы.

Однокоренные слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов. Выделение корня в однокоренных словах.

Слог. Ударение. Перенос слов.

Звуки и буквы (48 ч)

Различение звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Русский алфавит. Значение алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

Гласные звуки. Признаки гласного звука. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Согласные звуки. Признаки согласного звука.

Слова с удвоенными согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный мягкий знак.

Части речи (43 ч)

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных.

Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Число глагола. Правописание частицы не с глаголами. Текст

повествование и роль в нем глаголов.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имён прилагательных. Текст описание и роль в нем имен прилагательных.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.

Повторение (15 ч)