Урок № 2
Тема: Зрительная сенсорная система, её строение и значение.
Цель: сформировать знания про зрительную сенсорную систему; установить взаимосвязь между строением и функциями органов зрения; показать взаимосвязь изучаемого материала с жизнью.
Оборудование: таблица «Орган зрения», сборная модель глаза.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
1 Разминка.
Интересная информация.
Интересный случай описывает С.Смирнов в книге «Рассказы о неизвестных героях». Во время Первой мировой войны в Брестской крепости в продовольственном складе замуровали российского солдата, который пробыл там 9 лет (с 1915 по 1924 год). Он имел достаточное количество пищи и воды, но свечей и спичек ему хватило только на 4 года. Оставшиеся 5 лет солдат прожил в полной темноте. Когда его нашли, то оказалось, что он слепой, Почему?
Более конкретный ответ найдем в ходе изучения нового материала.
2 Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Внимание! Ошибка!» (работа в группах).
За одну минуту необходимо найти ошибки в таблице. Для разных групп задания с разными ошибками.
Таблица № 1.
2) Проблемный вопрос (метод «Пресс»)
- По каким причинам может нарушиться деятельность зрительной сенсорной системы?
- Почему солдат, пребывавший в Брестской крепости, стал слепым? ( произошла атрофия зрительных рецепторов).
3 Мотивация учебной деятельности
Глаз – это сложный оптический прибор, который может реагировать на наименьшие порции световой энергии. Для сравнения: эти дозы такие маленькие, что необходимо было бы 10 лет, чтобы нагреть на 1 С 1 грамм воды; глаз воспринимает минимальное количество световой энергии – 6 – 10 фотонов. Рецепторы, не воспринимающие этого минимума, атрофируются.
Какой же он глаз? Каково его строение? На эти вопросы даст ответ сегодняшний урок.
(Учащиеся формулируют тему и цель урока).
4 Восприятие и усвоение нового материала.
Значение зрения.
1) Метод «Микрофон».
На столе ваза с цветами, учитель берет один цветок и предлагает его описать,
Затем, предлагает закрыть глаза, берет другой цветок и предлагает его описать.
- Какое значение имеет зрение?
2) Формирование выводов.
Зрение обеспечивает восприятие разнообразных предметов, их цвет, форму, расстояние до них, взаимное расположение в пространстве, движение живых и неживых тел. С памощью зрения воспринимается и различаются графические сигналы (буквы, цифры, рисунки и др.). Практически все виды деятельности осуществляются с помощью зрения.
Среди всех сенсорных систем зрительная система самая информационная. По подсчетам, белее 90% всей информации мы получаем благодаря зрению.
Строение глаза.
Интерактивная технология « Джигсоу».
Задания «экспертным» группам.
Используя таблицу «Строение глаза», текст учебника, рисунок учебника, познакомиться с :
1 группа – топографией глаза особенностями строения белочной оболочки глаза;
2 группа – особенности сосудистой оболочки глаза;
3 группа – особенности строения сетчатки.
Вспомогательный аппарат глаза.
Технология коллективно-группового обучения « Обучая – учусь».
Несколько учащихся получают заранее задание о том, чтобы подготовить материал о вспомогательном аппарате глаза, они выступают перед классом.
Игра «Да или нет».
-Вспомогательный аппарат глаза выполняет главным образом вспомогательную функцию. (да)
- К вспомогательному аппарату глаза относится хрусталик, веки, ресницы, слезная железа. (нет)
- Веки и ресницы защищают глаз от пыли.(да)
- Пот, который стекает со лба, благодаря бровям попадает в глаз. (нет)
Слезы увлажняют и очищают роговицу. (да)
3) Сообщения учащихся (дополнительный материал)
В глаз попала соринка, и потекли слезы. Моргая, мы имеем возможность избавиться от неприятного ощущения.
Интересно узнать, почему мы так часто мигаем, совершая от 2 до 5 движений веками за минуту, а за 16 часов, проведенных без сна, - 4800 раз.
Оказывается, поверхность глазного яблока постоянно подсыхает, что вредит клеткам роговицы. Эти изменения воспринимаются нервными окончаниями, импульсы через головной мозг поступают к мышцам век, и поверхность глаза смачивается новой порцией слезной жидкости. Через некоторое время все повторяется. Моргание осуществляется независимо от нашей воли на протяжении 0,4 с. Попробуйте не моргать. Как долго это у вас получается?
Слезные железы – своеобразные «фабрики слез» - открываются над верхним веком 10 -12 протоками.
99 % слезной жидкости – это вода и 1% соли. За сутки выделяется 1 г слез.
Куда деваются слезы? Сначала они собираются в «слезное озеро», не переливаясь через края век. Из озера по слезным каналам слезы поступают в носовые пазухи.
Яркий свет, холодный ветер, порох, заболевания глаз усиливают слезовыделение.
В 1909 году ученый из Томска П. Лащенков открыл в слезной жидкости особый элемент – лизоцим, способный убивать микробы. Позднее З.В.Ермольева стала использовать лизоцим для лечения заболеваний глаз, ушей, носа и внутренних органов.
Иногда после ожога, трахомы слезные железы гибнут, роговица усыхает и человек может ослепнуть. Для нормального зрения необходимо восстановить влажность глаз. Разумно решил эту задачу академик В.П Филатов. Роль слез успешно выполняла слюна. Роговица глаза восстанавливала прозрачность, зрение налаживалось.
5 Осмысление объективных связей.
Коллективное составление таблицы «Строение глаза».
Строение глаза
Белочная оболочка Сосудистая оболочка Внутренняя оболочка
(сетчатка)
Роговица Радужка Собственно сосудистая оболочка
Студенистое тело
Зрачок Хрусталик Ресничные мышцы Рецептор
6 Рефлексия
Технология кооперативно – группового обучения «Незаконченное предложение»
Учитель предлагает учащимся закончить предложение «Мне хотелось выкрикнуть «Эврика!» тогда, когда мы на уроке …» Каждый отвечающий начинает свой ответ с этой фразы.
7 Домашнее задание.
1) Выучить параграф учебника
2) Подготовить фотовыставку(фото родни, природы и др)
3) Подготовить сообщения про законы преломления света, работы Г.Гельмгольца в области офтальмологии.
Урок 3
Тема: Оптическая система глаза и проекция изображения. Аккомодация глаза.
Лабораторная работа №1. «Определение аккомодации глаза».
Цель: Углубить знания про взаимосвязь строения и функций органов зрения; сформировать понятия об оптической системе глаза, аккомодацию глаза; развить умение сравнивать, анализировать, искать причинно-следственные связи; воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: модель глаза, линзы, материалы для проведения лабораторной работы.
Тип урока: усвоение н6овых знаний, формирование практических умений и навыков.
Ход урока.
1 Разминка.
Рассмотрение фотовыставки.
Коллективное фото.
2 Актуализация опорных знаний.
Фотоаппарат, которым я сейчас сделала фотографию, - это модель глаза. Строение органа зрения мы выучили на прошлом уроке. Вспомнить её нам поможет биологический диктант.
( Учащиеся записывают в тетрадях только ответы).
Глазное яблоко имеет такие оболочки…
Внешняя белочная оболочка называется…
В передней части белочная оболочка переходит в …
Радужка содержит специальный пигмент…
В центре радужки имеется круглое отверстие…
Полость глаза позади хрусталика заполнена желеобразной массой…
Внутренняя оболочка глаза, которая воспринимает свет, - …
Вещество, имеющее бактериальную природу и входит в состав слёз,- …
Внутренняя часть века и передний отдел глазного яблока покрыты…
К вспомогательному аппарату глаза относиться…
В глазу находятся … рецепторы.
Сосудистая оболочка состоит…
(Учащийся -ассистент, работа которого проверена, зачитывает правильные ответы, все учащиеся осуществляют самопроверку и самооценивание).
3 Мотивация учебной деятельности.
1) Методика «Обучая – учусь».
С первого дня жизни ребенка зрение помогает ему познавать окружающий мир. С помощью глаз человек видит чудесный свет красок и солнца, воспринимает огромное количество информации. Глаз дает возможность читать и писать. Воспринимать многогранный мир вокруг нас – простой это или сложный процесс? Ответить на этот вопрос нам помогут юные физики.
Сообщения учащихся.
А)Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо вспомнить законы преломления света. Световые лучи преломляются при прохождении между двух прозрачных сред с разной оптической густотой. Например, воздух – вода. (Учащийся формулирует законы, опираясь на рис. в учебнике)
Б) Преломлять свет могут линзы – прозрачные тела, сферической поверхности. В зависимости от взаимного расположения сфер линзы бывают собирательные и рассеивающие.
- Давайте объединимся в две команды и создадим мини- проекты «Рассеивающая линза», «Собирательная линза».
Например:
Определение: собирательной линзой называют линзу, которая преломляет параллельные лучи в одну точку.
Схема линзы:
Основные характеристики: (рис.)
Точка О – оптический центр линзы. Лучи в этой точке не преломляются. Прямая АВ – основная оптическая ось. Она проходит через центр линзы, перпендикулярно её плоскости.
Точка Ф – фокус линзы. Точка на главной оптической оси, где собираются все лучи, которые до преломления были параллельны главной оптической оси. Собирательная линза имеет два действительных фокуса.
Определение: рассеивающая линза, линза которая
Схема линзы:
Основные характеристики:
2)Коллективное составление диаграммы Вена.
Диаграмма Вена « Сравнительная характеристика собирательной и рассеивающей линзы».
Собирательная -оптический Рассеивающая
центр
-Собирает лучи - главная -Рассеивает лучи
оптическая
- Имеет два действительных ось - Фокусы воображаемые
фокуса
- Имеет двоякий фокус -фокус -Дает только
воображаемое изобр.
4 Восприятие и усвоение нового материала.
1) Составные оптической системы глаза.
- Четкое изображение на сетчатке обеспечивает оптическая система глаза. Она состоит из роговицы, жидкостей передней и задней камер, кристаллика и стекловидного тела. Проходя через среды оптической системы глаза, лучи преломляются в них согласно законам физики.
2) Образование изображения в глазу.
- Оптическая система глаза характеризуется оптической силой, которая обозначается в диоптриях. Одна диоптрия – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием в 1 метр.
Фокус – это точка схождения после преломления в линзе параллельных лучей. Фокусным расстоянием называют, расстояние от центра кристаллика до сетчатки. В норме она составляет 17 мм, а преломляющая сила глаза – 59 диоптрий.
При приближении предметов к глазу преломляющая сила в нем увеличивается за счет увеличения кривизны хрусталика до 70 диоптрий.
Задание.
Внимательно рассмотреть рисунок 6 (стр. 12) учебника, проанализировать его и сделать выводы.
Выводы: на сетчатке формируется изображение действительное, уменьшенное и перевернутое. В зрительных центрах коры большого мозга формируется изображение таким, каким оно есть в действительности.
- Сегодня на уроке мы использовали фотоаппарат, который по строению напоминает глаз. Кроме того, ученые-офтальмологи считают, что фотоаппарат и глаз имеют одинаковый принцип функционирования.
А) Сообщение учащихся.
Ещё Г. Гельмгольц считал, что модель глаза - это фотоаппарат. В линзах и в глазу преломление света происходит по законам физики. Если через кристаллик, который достали из глаза животного, направить свет, то можно увидеть, что он собирает лучи в одном направлении, как любая двояковыпуклая линза. Такое направление лучей обеспечивает четкое изображение. По принципу преломления лучей глазом создают сложные объективы с несколькими линзами.
Капельки, которые светятся, кажутся нам лучезарными. Это объясняется неравномерной прозрачностью хрусталика, к котором волокна располагаются радиально. Можно исправить этот недостаток, который не характерен для диафрагмы и объектива фотоаппарата. Если поднести близко к глазам бумагу с маленьким отверстием, сделанным иголкой, и смотреть сквозь него на звезды, то световые лучи в этом случае пройдут через центральную часть хрусталика и не будут изменяться его волокнами. Изображение звезд на сетчатке будет иметь вид ярких капель.
Глаз – прибор, который настраивается на работу самостоятельно и дает возможность видеть нам близкие и отдаленные предметы. В фотоаппарате эту функцию выполняет дальномер.
Фотопленка соответствует сетчатке глаза. Конечно, невозможно сравнивать фотохимические реакции пленки со сложными физиологическими процессами внутренней оболочки, которая связана с мозгом, а зрение соответственно, не возможно свести только к оптическим и химическим явлениям фотографирования. Видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс и он зависит от качества информации, которая поступает от глаза к центру мозга.
В) Решение проблемного задания.
-Объясните, почему глаз сравнивают с фотостудией, светочувствительный аппарат – с фотоаппаратом, а сетчатку – с фотолабораторией.
3) Аккомодация.
А) Практический эксперимент.
- Посмотрите внимательно на цветы, стоящие на подоконнике. Глядя на цветы попробуйте описать предметы за окном. (Предметы удалены, видно их нечетко).
- Теперь изменим задание. Посмотрите на крону дерева за окном. Видите ли вы четко предметы на подоконнике?. (нет)
Люди могут четко видеть предметы на разных расстояниях от глаза благодаря возможности хрусталика изменять свою кривизну. Способность глаза приспосабливаться к видению предметов на разном расстоянии , называют аккомодацией.
В) Работа в группах.
Работа с текстом учебника. Дать ответы на вопросы:
1 группа: Что происходит с кристалликом глаза, когда человек рассматривает предметы, расположенные далеко от глаза?
2 группа: Что происходит с хрусталиком глаза, когда человек рассматроивает предметы расположенные далеко от глаза?
5 Рефлексия.
Лабораторная работа №1
6 Коррекция полученных знаний.
1) Работа в группах. Задания.
-Подберите максимальное количество терминов для написания статьи в научный журнал на тему:
1 группа: «Глаз и фотокамера».
2 группа: «Оптическая система глаза».
2) Решение проблемного задания.
- Можно ли, прицеливаясь в тире, одинаково видеть и мушку ружья и мишень?
7 Итог урока.
Интерактивный метод «Микрофон».
- Знания, полученные на уроке, мне необходимы для…
- Мне на уроке больше всего понравилось…
8 Домашнее задание.
1) Выучить параграф №3
2) Подготовить научную работу «В.П.Филатов – выдающийся ученый-офтальмолог».
Урок 4
Тема: Восприятие света и цвета.
Цель: опираясь на знания по физике о свете, на основе законов преломления света дать представление о восприятии глазом света и цвета; развивать логическое мышление, умение использовать знания по другим предметам для анализа биологических процессов и явлений; воспитывать наблюдательность, толерантное отношение к товарищам во время работы в творческих группах.
Оборудование: таблица «Сетчатка глаза», «Законы преломления света», модель глаза, линзы, раздаточный материал для выполнения лабораторной работы.
Тип урока: усвоение нового материала, формирование практических знаний и умений.
Ход урока.
1 Разминка.
Игра «Верю – не верю».
Закончить предложение.
- Верите ли вы, что глаз расположен в глазной ямке черепа? (да)
- Верите ли вы, что хрусталик в глазу крепиться ресничными мышцами и связками? (да)
- Верите ли вы, что склера - светопреломляющая оболочка глаза? (нет)
- Верите ли вы, что изображение на сетчатке действительное? (нет)
- Верите ли вы, что аккомодация обеспечивает видение предметов на разном расстоянии? (да)