II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Начнем урок с речевой разминки. Споем алфавит. - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» русского алфавита. Но сначала вспомним, какие буквы мы изучили и что о них знаем. Игра «Живые буквы» 1) -Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки; -сделайте шаг вперед те, у кого буквы обозначают мягкость согласных звуков -еще 1 шаг те, у кого «хитрые буквы». Почему они хитрые? 2) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки - сонорные. 3) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. 4) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары. 5)Кто из учащихся с карточкой на парте не вышел к доске? - Почему ученик, у которого на карточке написана буква Ч, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться? | Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы: 1) (А, о, у, ы, и, е, я ) (я, е,и) (е,я) 2) (Н, л, м, р) 3) (Б, г, д, з,) 4) (П, к, т, с) -Эту букву еще не изучали. | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Общеучебные: -структурирование знаний. |
III.Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели урока. | - Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры? - Я надеюсь, сегодня мы сумеем устранить все возникшие затруднения. -Кто догадался, какова же тема нашего урока? -Какие цели мы себе поставим на урок? Что нового мы должны узнать, чему научиться? | - Не знаем, к какой группе букв относится новая буква. Формулируют тему урока: Звук [ч], буква Ч. Формулируют цели: -познакомиться со звуком [ч] и буквой Ч. - учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели |
VI.Реализация построенного проекта | 1.Знакомство со звуком Отгадай загадку» Мы дни не спим, И ночи мы не спим. Мы стучим, стучим, стучим. Он живёт в лесу на ёлке Воробью он брат, малыш. Он поёт красиво, звонко, А зовут его все… - Выделите первые звуки в словах - отгадках -Понаблюдайте за ними по плану (работа в парах): 1 ) 2) 3  )   -А сейчас смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ч. (диск) -Кому подарим слова со звуком ч: Тиму или Тому? 2.Знакомство с буквой. -Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [ч]? -На что похожа буква Ч? - Поэты тоже заметили сходство буквы Ч с цифрой 4 и сочинили такие стихи. -Сравните заглавную и строчную буквы Ч ч. Что значит сравнить? -Поработайте в парах и сконструируйте из ниточек заглавную и строчную буквы Ч ч. -Итак, какой же буквой обозначается звук [ч]? -Найдите ее на ленте букв. Что вы можете рассказать об этой букве? 3.Создание проблемной ситуации - Ребята, жители алфавита прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук [ч] - особенный. В чем его особенность? Лента букв вам может подсказать это. Может, кто-то хочет доказать обратное. Попробуйте подобрать слова, где звук [ч] звучит твердо. -У кого получилось? Какой же вывод сделаем? 4.Звукобуквенный анализ слов - Чтобы убедиться в этом, выполним звукобуквенный анализ слова часы и чудо. -В словах «часы» и «чудо» после буквы ч стоят буквы «а» и «у», перед которыми согласные должны читаться твердо, но звук [ч] произносится мягко. С буквами «я» и «ю» Ч не дружит, т.к. она и без них всегда обозначает мягкий звук, поэтому перед ними никогда не становится. Нам надо запомнить правило «Сочетания Ча пиши с буквой а, Чу пиши с буквой у.» | Отгадывают загадки. часы чиж Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Составляют характеристику звука: 1.Согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает преграду. 2.Глухой, т.к. произносим одним шумом. 3.Мягкий. Слова со звуком ч: чудесное, бабочки, стрекочет, кузнечик, черепашонок, Чупа, почему, песочнице, тачку, формочки, совочек, очень, куличиков. Выдвигают версии. Хорошо читающие ученики читают со слайда четверостишие. Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как 4. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. -Сравнить, значит найти, чем они похожи и чем различаются. -Похожи - по форме, различаются – размером. Из ниточек складывают буквы. Звук [ч] - всегда мягкий. Подбирают слова с твердым звуком[ч]. - Нет, не удалось. -Звук [ч] всегда мягкий Анализ слова «часы» 1 ученик проводит у доски, остальные на партах, а слова «чудо» - самостоятельно с проверкой. Проговаривают хором правило | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Коммуникативные: - умение учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в паре; - учитывать разные мнения. . |
VIII.Первичное закрепление во внешней речи | 5. Чтение слогов и слов с буквой «Ч ч». - Прочитайте слоги (прямые и обратные) (диск). - А теперь подружим эти слоги с буквами других согласных звуков. Счи, рчу, вча, пче, рчо - Мягко или твердо прозвучал звук [ч]? Почему нет слогов с буквами я и ю? - Откройте учебник на с. 5. Прочитайте слова 1и 2 столбика сначала самостоятельно жужжащим чтением, а потом вслух: сначала слова, состоящие из 2-х слогов, потом из 3-х. -На какие вопросы отвечают эти слова? Почему? | Читают слоги (сначала прямые и обратные, потом со стечением 2-х согласных). - Мягко. Звук [ч] – всегда мягкий. Дети хором читают правило с доски. Читают. | Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: общеучебные извлечение информации в соответствии с целью чтения. |
X.Самостоятельная работа. | 1.Беседа по рисунку. -Ребята, кто знает, что такое часы? -Посмотрите на картинку с. 4. Какие часы вы видите? -Может, кто знает, какие часы появились первыми? Всегда ли можно было пользоваться ими? 2.Чтение текста. -Сейчас на с. 5 мы будем читать текст. Посмотрите на картинку и предположите, о чем этот текст? - Прочитайте текст в парах. 3.Проверка самостоятельной работы. 4.Вопросы по содержанию: -Какие бывают часы? -Какова их главная задача? | Самостоятельное чтение рассказа детьми в парах. Одна пара выходит к доске и читает текст, остальные ученики контролируют. Дети отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: -прогнозирование. Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов. Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения. |