муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с. Елань-Чишма муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Открытый урок по теме:
"Звук (й), буква Й, й"
Кашкирова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов
Цель:
познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
Задачи:
учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
работать над межпредметными связями.
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву й; умеют различать звуки речи, обозначать на письме звук й’, выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; составление предложений к иллюстрации; логические – словообразование (изменение слова путем замены одной буквы).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Оборудование для учителя:
Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
Демонстрационные звуковые схемы.
Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
Конверт с письмом из библиотеки.
Фотография "Ордена славы".
Оборудование для учащихся:
Учебник "Азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс 2 часть
Учебник "Азбука плюс" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс.
Звуковые схемы.
Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.
II. Открытие нового знания.
1. Сказка про Й.
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И – тонкий, короткий, букве У – трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, – размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
– Знаешь что? – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало И краткое, зевнуло. Потом ещё зевнуло и ещё подумало.
– А мне, – говорит, – эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
– Как же ты будешь жить без звука? – недоумевали гласные.
– А что, разве нельзя?
– Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты всё-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
– Я согласный!
– Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.
Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.
Так И краткое решило и сказало:
– Все эти звуки мне ни к чему.
– До свидания, – говорят согласные, – ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.
С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно – этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, оно и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А. Шибаев.)
II. Выделение нового звука
1). Расскажите, про какую букву читали?
2).Расскажите, что вы узнали про звук [й`].
Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
III. Определение темы и постановка целей урока учащимися .
Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.
Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".
IV. Фонетическая подготовка.
1). В картинном словаре определить положение звука в слове?
На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,
Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.
2). Игра "Узнай звук".
Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.
Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.
3). Игра "Замени звук в середине слог".
чашка - чайка
леска - лейка
лапка - лайка
галка - гайка
речка - рейка
V. Знакомство с буквой Й, й.
Посмотрите, как пишется буква Й, й.
На что похожа буква Й?
В чём разница?
2). Стихотворение.
Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Заучивание четверостишья.
3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.
VI. Работа с буквой.
1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.
2). Если буквы станут в ряд
Сразу все заговорят.
Игра "Дополни словечко".
На доске слоги:
тво сво сто
мо ро ду
Дети дополняют слова буквой й.
3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.
ша_ба
добры_
_огурт
_од
изуча_те
4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.
Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".
Айболит
Бармалей
Мойдодыр
VII. Физкультминутка.
Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.
VIII. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".
Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?
На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.
IX. Работа со звуковыми схемами.
Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.
Вывешивается иллюстрация зайки.
X. Работа с учебником. Развитие речи.
1). Откройте учебник "Азбука" на с. 35
Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.
2). Чтение пословиц, объяснение смысла.
3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.
Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.
Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.
А что защищало голову? - Шлем.
В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.
Во что они одеты?
Какое у них оружие?
А на с. 34 изображены воины последней войны.
Какая у них форма?
Какое оружие?
4). Чтение текста про дедушку. с. 35
Кем был дедушка на войне?
Что есть у дедушки?
Что говорит мама о дедушке?
Как вы понимаете эту фразу?
Демонстрация фотографии "Ордена славы".
XI. Итог урока.
Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
Как называется буква?
С какой буквой не надо путать й?