СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук (й), буква Й,й

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звук (й), буква Й,й»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с. Елань-Чишма муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан













Открытый урок по теме:

"Звук (й), буква Й, й"



















Кашкирова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;

  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.

Задачи:

  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;

  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;

  • работать над межпредметными связями.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знают букву й; умеют различать звуки речи, обозначать на письме звук й’, выполнять звуковой анализ слов.

  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; составление предложений к иллюстрации; логические – словообразование (изменение слова путем замены одной буквы).

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

  • Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.



Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".

  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.

  • Демонстрационные звуковые схемы.

  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".

  • Конверт с письмом из библиотеки.

  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс 2 часть

  • Учебник "Азбука плюс" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс.

  • Звуковые схемы.

  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Открытие нового знания.

1. Сказка про Й.

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И – тонкий, короткий, букве У – трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, – размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».

Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?

– Знаешь что? – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.

Подумало И краткое, зевнуло. Потом ещё зевнуло и ещё подумало.

– А мне, – говорит, – эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.

– Как же ты будешь жить без звука? – недоумевали гласные.

– А что, разве нельзя?

– Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты всё-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.

Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:

– Я согласный!

– Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.

Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.

Так И краткое решило и сказало:

– Все эти звуки мне ни к чему.

– До свидания, – говорят согласные, – ищи себе работу по нраву.

Без работы в алфавите не проживешь.

Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.

С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно – этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, оно и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А. Шибаев.)



II. Выделение нового звука

1). Расскажите, про какую букву читали?

2).Расскажите, что вы узнали про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

III. Определение темы и постановка целей урока учащимися .

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

IV. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка

  • леска - лейка

  • лапка - лайка

  • галка - гайка

  • речка - рейка

V. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?

  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VI. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

мо ро ду

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба

  • добры_

  • _огурт

  • _од

  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит

  • Бармалей

  • Мойдодыр

VII. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

VIII. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

IX. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

X. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Азбука" на с. 35

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?

  • Какое у них оружие?

А на с. 34 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?

  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 35

  • Кем был дедушка на войне?

  • Что есть у дедушки?

  • Что говорит мама о дедушке?

  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XI. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?

  • Как называется буква?

  • С какой буквой не надо путать й?