Тема: Звук [в] в середине слов
Цель: Уточнение артикуляции звука [в] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
Задачи: посредством специальных упражнений развивать речевую моторику, силу голоса, фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение находить место звука [в] в слогах, словах и предложениях; обогащать словарный запас; работать над грамматическим строем языка.
Оборудование: тетради, ручки, предметные картинки (вишня, слива, крыжовник).
Ход занятия
Организационный момент.
Артикуляционная разминка.
Упражнение «Чистим зубы»
Упражнение « Маляр»
Упражнение « Вкусное варенье»
Упражнение « Индюк»
Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Работа над звуком.
А) Узнавание звука.
— Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:
Выросли на дереве
Вкусные сережки,
Круглые и красные,
Кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу: это... (Вишня)
Сообщение темы занятия.
Упражнения в дифференциации звука [в] на слух.
— Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук [в]:
Слива, компот, овощи, завод, игра, диван, Клава, песня, дерево, корова, грива, обруч, песок, налево, сова, трава, стол, потолок, канава, павлин, крыжовник, листва, пила, скворец, кузнец.
6. Работа над темой занятия
А) Характеристика звука.
— Гласный или согласный звук [в]?
— Глухой или звонкий?
(Звук [в] – согласный, парный, звонкий, может быть мягкий или твердый)
— Какие еще согласные звонкие ты знаешь?
Б) Придумывание слов на данный звук.
— Придумай слова, чтобы звук [в] был в середине слова.
В) Отработка звука [в] в слогах.
— Повтори слоговые цепочки
АВ-АВ-АВ
ОВ-ОВ-ОВ
ВА-ВА-ВА
ВО-ВО-ВО
КВА-КВО-КВЫ
СВА-СВО-СВИ
ШВО-ШВУ-ШВА
Г) Игра «Добавь слог»
-ва: Сла…, Кла…, рё…, сли…, гри…, клят…, бук…, тра…, хал…, дро…, со…, тык…, заба…, кана…, коро…, крапи…, подош…, и…, ни…, ай…, голо…, маль…, клюк… .
-во: Заре…, нале…, напра…, круже…, дере…, сло…, ди…, кри…, краси…, зано…, бра… .
-вы: сли…, бук…, тра…, со…, дро…, тык…, заба…, кана…, коро…, и…, ни…, голо…, око…,гри… .
Д) Отработка в словах.
— Произнеси, четко проговаривая звук [в]:
Сова, халва, ива, нива, слива, айва, Нева, диван, Слава, Клава, канава, забава, кровать, ковать, голова, корова, трава, Лёва, мальва, крапива, клюква, тыква, зарево, овощи, иволга, завод, повозка, новый, левый, ленивый, пиво, налево, кружево, дерево, направо, слово.
— Какие слова запомнил?
Е) Отработка в предложениях.
— Произнеси предложения:
На диване сидят Клава, Слава и Ваня.
Клава ест варенье из сливы.
Слава любит халву.
У Вани сладкая вата.
Сколько слов в первом предложении?
Составь схему этого предложения.
Ж) Звуковой анализ.
— Что нарисовано? (Вишня, слива, крыжовник)
- Назови одним словом, что это?
-Сколько слогов в слове «вишня»?
— Назови первый слог в слове «вишня».
— Сколько в этом слоге звуков?
— Назови их по порядку.
— Назови второй слог.
— Сколько в этом слоге звуков?
— Назови их по порядку.
— Назови только гласные в этом слове.
-Назови только согласные в этом слове.
Аналогично работа ведётся со словами «слива», «крыжовник».
— Напиши эти слова в тетрадь. Придумай предложение с этими словами.
Рефлексия. Итог занятия.
— С каким звуком мы сегодня познакомились?
— Дай характеристику этому звуку
-Произнеси этот звук правильно.
Тема: Постановка звука [с].
Цель: постановка звука [с], автоматизация звука [с] в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.
Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
II. Артикуляционная гимнастика
1. Губы в улыбку, в трубочку.
2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.
3. Надувание шаров и резиновых игрушек.
4. Дутьё в пузырёк.
5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.
III. Сообщение темы занятия.
IV. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.
– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.
V. Автоматизация «С» в словах и слогах
1. Разучивание четверостишья.
Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.
2. Чистоговорки.
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные, синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть [с], а лишнюю уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)
4. На доске картинки. Выберите вначале слова со звуком [с] в начале слова, затем в середине слова и сами придумайте, чтобы [с] было в конце слова. (Стакан, стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля, самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза, кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.
5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком [с] и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)
6. Сделать упражнение со словами:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.
7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.
Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
Две сестры летом зелены
К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина)
Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живёт под крылечком,
А хвост колечком? (Собака)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается? (Собака)
По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
И в море не купаются
И нет у них щетинки
И всё же называются
Они – морские … (свинки)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её … (сорока)
Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
VI. 1. Рассказать стихи о слоне
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)
2. Составь из слогов слова.
Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка.
Смо, ди, на, ро – смородина.
3. Замени букву «З» на «С».
Бузина, позади, зев, зажать.
4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …
5. Чистоговорка.
На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.
VII. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).
VIII. Рефлексия. Итог занятия.