СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук В в середине слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Уточнение артикуляции звука [в] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.

 

Задачи: посредством специальных упражнений развивать речевую моторику, силу голоса, фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение находить место звука [в] в слогах, словах и предложениях; обогащать словарный запас; работать над грамматическим строем языка.

Просмотр содержимого документа
«Звук В в середине слова»

Тема: Звук [в] в середине слов


Цель: Уточнение артикуляции звука [в] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.


Задачи: посредством специальных упражнений развивать речевую моторику, силу голоса, фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение находить место звука [в] в слогах, словах и предложениях; обогащать словарный запас; работать над грамматическим строем языка.


Оборудование: тетради, ручки, предметные картинки (вишня, слива, крыжовник).


Ход занятия 

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная разминка.

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики.

  2. Работа над звуком.

А) Узнавание звука.

— Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:

Выросли на дереве
Вкусные сережки,
Круглые и красные,
Кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу: это... (Вишня)

  1. Сообщение темы занятия.

  2. Упражнения в дифференциации звука [в] на слух.

— Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук [в]:

 Слива, компот, овощи, завод, игра, диван, Клава, песня, дерево, корова, грива, обруч, песок, налево, сова, трава, стол, потолок, канава, павлин, крыжовник, листва, пила, скворец, кузнец.

 6. Работа над темой занятия

А) Характеристика звука.

— Гласный или согласный звук [в]?

— Глухой или звонкий?

(Звук [в] – согласный, парный, звонкий, может быть мягкий или твердый)

— Какие еще согласные звонкие ты знаешь?

Б) Придумывание слов на данный звук.

— Придумай слова, чтобы звук [в] был в середине слова.

В) Отработка звука [в] в слогах.

— Повтори слоговые цепочки

АВ-АВ-АВ

ОВ-ОВ-ОВ

ВА-ВА-ВА

ВО-ВО-ВО

КВА-КВО-КВЫ

СВА-СВО-СВИ

ШВО-ШВУ-ШВА

Г) Игра «Добавь слог»

-ва: Сла…, Кла…, рё…, сли…, гри…, клят…, бук…, тра…, хал…, дро…, со…, тык…, заба…, кана…, коро…, крапи…, подош…, и…, ни…, ай…, голо…, маль…, клюк… .

-во: Заре…, нале…, напра…, круже…, дере…, сло…, ди…, кри…, краси…, зано…, бра… .

-вы: сли…, бук…, тра…, со…, дро…, тык…, заба…, кана…, коро…, и…, ни…, голо…, око…,гри… .

Д) Отработка в словах.

— Произнеси, четко проговаривая звук [в]:

Сова, халва, ива, нива, слива, айва, Нева, диван, Слава, Клава, канава, забава, кровать, ковать, голова, корова, трава, Лёва, мальва, крапива, клюква, тыква, зарево, овощи, иволга, завод, повозка, новый, левый, ленивый, пиво, налево, кружево, дерево, направо, слово.

— Какие слова запомнил?

Е) Отработка в предложениях.

 — Произнеси предложения:

На диване сидят Клава, Слава и Ваня.

Клава ест варенье из сливы.

Слава любит халву.

У Вани сладкая вата.

Сколько слов в первом предложении?

Составь схему этого предложения.

Ж) Звуковой анализ.

— Что нарисовано? (Вишня, слива, крыжовник)

- Назови одним словом, что это?

-Сколько слогов в слове «вишня»?

— Назови первый слог в слове «вишня».

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку.

— Назови второй слог.

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку.

— Назови только гласные в этом слове.

-Назови только согласные в этом слове.

Аналогично работа ведётся со словами «слива», «крыжовник».

— Напиши эти слова в тетрадь. Придумай предложение с этими словами.

  1. Рефлексия. Итог занятия.

— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.












































































Тема: Постановка звука [с].


Цель: постановка звука [с], автоматизация звука [с] в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.


Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые  буквы, цветные мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

II. Артикуляционная гимнастика

1. Губы в улыбку, в трубочку.

2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.

3. Надувание шаров и резиновых игрушек.

4. Дутьё в пузырёк.

5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.

III. Сообщение темы занятия.

IV. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.

– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.

V. Автоматизация «С» в словах и слогах

1. Разучивание четверостишья.

Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.

2. Чистоговорки.

Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.

3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные, синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть [с], а лишнюю уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)

4. На доске картинки. Выберите вначале слова со звуком [с] в начале слова, затем в середине слова и сами придумайте, чтобы [с] было в конце слова. (Стакан, стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля, самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза, кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.

5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком [с] и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)

6. Сделать упражнение со словами:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.

7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.

  • Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)

  • Две сестры летом зелены
    К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина)

  • Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)

  • Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

  • С хозяином дружит,
    Дом сторожит
    Живёт под крылечком,
    А хвост колечком? (Собака)

  • Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается? (Собака)

  • По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)

  • Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)

  • По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит.
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки. (Гусь)

  • И в море не купаются
    И нет у них щетинки
    И всё же называются
    Они – морские … (свинки)

  • Трещала с самого утра:
    «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит … (сорока)

  • Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья, белобока,
    А зовут её … (сорока)

  • Всю ночь летает – мышей добывает,
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

  • И в лесу заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих,
    Мыши прячутся дрожа.
    Очень уж суровы 
    Филины и … (совы)

  • На шесте дворец,
    Во дворе певец,
    А зовут его … (скворец)

  • Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (снегири)

VI. 1. Рассказать стихи о слоне

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)

2. Составь из слогов слова.

Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка.
Смо, ди, на, ро – смородина.

3. Замени букву «З» на «С».

Бузина, позади, зев, зажать.

4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.

В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …

5. Чистоговорка.

На скамейку Сима села.
Справа – Сева, 
Слава – слева.

VII. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).

VIII. Рефлексия. Итог занятия.