Урок 17
ЗВУКИ И БУКВЫ
(«Букварь», с. 19)
Педагогическая цель: обеспечить условия для развития умения у обучающихся различать звуки и буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: различать звуки речи и буквы.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу.
Познавательные: общеучебные – находят буквы современного русского алфавита среди других групп букв; объясняют смысл определения: буквы – знаки звуков; логические – учатся осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
II. Повторение изученного материала.
– Заглянем в «маршрутный лист» (с. 6–7), повторим пройденные темы.
– Какой бывает наша речь? (Устной, письменной.)
– Какие знаки препинания вы знаете? (.;!;?)
– Что такое предмет? Что такое слово? (Отвечают на вопросы.)
– Что такое слоги? (Минимальная произносительная единица речи, часть слова.)
– Что такое ударение?
III. Постановка учебной задачи.
Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы».
Игра «Поставь ударение».
– Я вам показываю картинки с предметами, а вы называете слово, выделяя голосом ударный гласный звук.
(Помощник учителя, читающий ученик, при этом достает из разрезной классной азбуки соответствующую букву.)
– Каждый звук, который мы произносим, обозначается письменным или печатным значком – буквой. Буквы – это знаки звуков. С ними мы сегодня и познакомимся.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Работа с рисунками.
– Почему на первом рисунке написана буква а, а на втором – буква у? (На первом рисунке мальчик кричит: «А!», на втором – дети играют в паровозик и произносят: «У–у–у!».)
– Докажите, что произносятся именно эти звуки. (Это можно узнать по артикуляции детей и по ситуации, в которой они находятся.)
2. Различение звука и буквы.
– Рассмотрите рисунки.
– Девушка говорит по мобильному телефону, а мама ее слушает. В этом случае люди для общения используют устную речь (уста – рот, губы). Значит, здесь речь идет о звуках. Их мы произносим и слышим.
– Мальчик пишет письмо, а дедушка его читает. В данной ситуации люди используют для общения письменную речь. Значит, для того, чтобы увидеть буквы, их надо написать.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
У оленя дом большой, Он глядит в свое окошко. | Дети изображают руками дом, окно. |
Зайка серенький бежит, В дом к нему стучит: «Стук, стук, дверь открой, | Дети, сжав руку в кулачок, стучат. |
Там в лесу охотник злой!» «Зайка, зайка, забегай! | Изображают зайку, оленя. |
Лапу мне давай». | Протягивают руку. |
V. Работа с вариативной частью букваря.
Обозначение звуков различными буквами.
– Каждый народ использует для обозначения звуков на письме свои значки (буквы).
– Рассмотрите буквы разных алфавитов (славянского и латинского; буквы кириллицы даны в двух начертаниях – древнерусский шрифт и современный).
– Сравните написание букв, найдите похожие. Буквы древнерусского шрифта будут нам встречаться в букваре при работе с пословицами и поговорками.
– Какая группа букв вам знакома? (Второй рисунок.)
– Найдите знакомые буквы и назовите их.
– Найдите среди слов знакомое и прочитайте его.
VI. Работа в тетради (с. 12).
1. Задание 1.
– Два мягких согласных звука есть в словах филин, дятел.
2. Задание 2 (обобщающее задание по всей теме).
– Это задание будете выполнять по вариантам. (I вариант составляет схему слова шары, а II вариант составляет схему слова шарики.)
3. Задание 3 (на внимание).
– Это задание тоже будете выполнять по вариантам. (I вариант выполняет задание 1, а II вариант – задание 2.)
4. Задание 4 (дифференцированное задание).
– Ребята, которые знают буквы и умеют их писать, выполняют это задание по учебнику. Если же кто-либо не справляется с заданием, то он может просто написать несколько букв, которые знает (на свободных строчках в конце страницы).
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя вы сегодня узнали?
– В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)
– Упражнение «Укрась торт»:
– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.
– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
– Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет.
Дети показывают соответствующую карточку.