СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы С*-З*

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕНДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:" ЗВУКИ С*-З*."

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы С*-З*»

Конспект логопедического занятия на тему:»дифференциация звуков [З]- [С], [З']- [С']». Зима.

Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы.

Задачи: 1) закреплять знания детей о звуках [З]- [С], [З']- [С'].

2) Учить дифференцировать звуки [З]- [С],

[З']- [С'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

3) Развивать навыки слогового анализа и синтеза,

словообразования, работы со словами-омонимами.

4) Работать над предупреждением устного аграмматизма.

5)Обогащение словарного запаса.

6) Развитие связной речи.

7) Развитие мелкой моторики рук, психических

процессов.

Наглядные пособия и раздаточный материал: профили, карточки с картинками (месяц, сова, сыр, зонт, обезьяна, корзина), стилизованные

изображения букв З, С, табличка – снежинки со слогами, индивидуальные карточки с деформированными

словами, табличка со словами омонимами, индивидуальные карточки со словосочетаниями, табличка с неверными словосочетаниями, символы – синий и зеленый колокольчик, синие и зеленые наушники.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

 Ориентация во времени: число, день недели; погода; время года.

 Артикуляционная гимнастика.

 Фонетическая гимнастика:

- Как звенит комар? (З-З-З)

- Как звенит маленький комарик? (ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ)

- Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, С,

- Тонкая струя воды течет из крана: СЬ, СЬ, СЬ …

 Речевая гимнастика: Упражнение «Скажи наоборот».

- Закончите предложения:

- Летом дни жаркие, а зимой - …

- Летом небо светлое, а зимой -…

- Летом день длинный, а зимой - …

- Летом солнце яркое, а зимой - …

- Весной лед на реке тонкий, а зимой - …

- Снег мягкий, а лёд - …

- Одни сосульки длинные, а другие - …

Основная часть:

1. Сообщение темы урока: Ребята, сделайте подписи к картинкам. (Дети работают самостоятельно на

карточках). – Определите общие звуки в названиях картинок. ([З]- [С], [З']- [С']). Сегодня на занятии мы будем сравнивать, и различать звуки [З]- [С], [З']- [С'].

2. Сопоставление звуков по артикуляции:

- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [З]- [З'] (работа по профилям).

- губы в улыбке;

- зубы почти сомкнуты;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- работают голосовые связки;

- звук может звучать мягко и твердо.

- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [С] - [С'] (работа по профилям).

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

- горлышко «молчит» (проверка рукой).

- звук может звучать мягко и твердо.

3. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

- Сейчас охарактеризуем звуки нашего занятия:

[З]- согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;

[З']- согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;

[С] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик с наушниками;

[С'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик с наушниками.

- Что мы сейчас делали?

4.Знакомство со стилизованным изображением букв З – С.

- Послушайте стихотворения и назовите буквы, которыми мы обозначаем звуки нашего занятия:



 Извиваюсь словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка! (З)

 Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем? (С)

5. Различение звуков [З]- [С], [З']- [С'] на слух.

- Прослушайте слоги, определите, какой звук нашего занятия есть в них, и поднимите соответствующий

символ.

Слоги: АС, ЗИ, ЗЮ, СЕ, СА, АЗИ, ЗО, СЫ, СЯ, ИЗ, ОСЕ, ЗУ, ЗЮ, СО, СЁ.

Слова: зима, снегирь, мороз, сугроб, снежинка, зимовье, санки, зимородок, синий, заморозки, снегопад,

суровая, зимушка, сосулька.

- Что мы сейчас делали?

6. Игра «Запомни и повтори» воспроизведение слоговых рядов.

- Прослушайте слоговые цепочки, запомните их и повторите:

СА – ЗА – СА СПА – СПА – ЗПА

СА – ЗА – ЗА ЗМО – СМО – ЗМА

СИ – ЗИ – СИ ЗИМ – СИМ – ЗИМ

- Что мы сейчас делали?

7. Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

- Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

8. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Посмотрите, какие снежинки падают с неба, и запишите слоги в два столбика. Укажите звуки занятия.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.

- Ребята, посмотрите, в некоторых словах не хватает слогов. Вставьте подходящие слоги с буквами З и С со

снежинок (самостоятельная работа на карточках). Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Что мы сейчас делали?

9. Физминутка. «Встанем дети»

- Встанем, дети, (встали),

- Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагаем),

- Приподнялись, (приподнялись на носочках),

- Чуть присели (приседаем),

- И соседа не задели (садимся),

- А теперь придется встать (встали, потянулись),

-Тихо сесть (ровненько сели),

Писать начать (приготовились писать).

10. Преобразование слов. Работа с омонимами.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

Что мы сейчас делали?

11. Построение словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

- Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика, выделите

буквы занятия (индивидуальная работа по карточкам).

- Что мы сейчас делали?

12. Развитие зрительного восприятия и внимания.

- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет

кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

- Что мы сейчас делали?

Подведение итогов:

-Наш урок подошел к концу. Какую тему мы сегодня изучали?- Какие задания мы сегодня выполняли



































- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет

кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет

кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет

кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет

кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.