СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [х], [х']. Буква Х, х

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки [х], [х']. Буква Х, х»

Предмет: Чтение.

Тема: «Звуки [х], [х']. Буква Х, х»

Цель: познакомить обучающихся со звуками [х], [х'] и буквой Х, х.

Планируемые результаты

Предметные: знает: характеристики звуков [х], [х']; печатную букву Х, х; графическое обозначение мягкого и твердого звуков [х], [х']; умеет: сравнивать звуки [х], [х']; выполнять слого-звуковой анализ слов с буквой х; умеет читать слоги, слова, предложения с буквой х.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: умеет ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: способен проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умеет работать в группе, договариваться между собой, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляет познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; способен соотносить собственные поступки с принятыми правилами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России», «Азбука». 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.2/ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.]. – М.: Просвещение, 2011. - С. 38-39; проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.


Ход урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

I Целеполагание к деятельности

- Здравствуйте! Ребята, послушайте стихотворение, которое я сейчас прочитаю.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Будем отвечать активно,

И хорошо себя вести!


- Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок, друзья!


- Ребята, а какое у вас настроение? А давайте раскрасим ваше настроение. Выберете одну из полосок бумаги, по вашему желанию, которая, как вы думаете, соответствует вашему настроению. Красная полоска будет означать плохое настроение. Желтая полоска – нормальное настроение. А зеленая – хорошее. Покажите всем. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.


-За активную работу на уроке будете получать жетоны. В конце урока определим самого активного в классе.

Здороваются с учителем и готовятся к началу урока.






Слушают стихотворение





Отвечают на вопрос учителя.

Выбирают одну из полосок бумаги, которая соответствует их настроению. (Красная – плохое, желтая – нормальное, зеленая – хорошее).



Фронтальная

II Актуализация знаний

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

1. Поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем, подняв руку.


Звуки бывают…

При произнесении гласного звука…


При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные а, о, у, ы, э обозначают…


Гласные я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…


- А кто мне может сказать, в чем особенность согласного звука [й]


- Молодцы ребята! С этим заданием справились хорошо! (Раздача жетонов).


2. Давайте произнесем скороговорки:

(Показ на экран).


Бублик баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.


Хорош пирожок, внутри творожок.


Учитель произносит скороговорку, дети слушают. Затем повторяют беззвучно и медленно, и только потом в более быстром

темпе (каждая скороговорка произноситься по три раза).


- Выполняем следующее задание в парах по цепочке: первый ученик произносит скороговорку, хорош пирожок, внутри творожок, с вопросительной интонацией, второй произносит с восклицательной интонацией.


3. «Песнезнайка!»

- Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».







- гласные и согласные.

- воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

- струя воздуха во рту встречает преграду.

- твердые - мягкие, звонкие – глухие.

- твёрдость согласных звуков/мягкость согласных звуков.

- обозначают два звука.



- Звук [й] - мягкий, пары по твердости-мягкости у этого звука нет.





Произносят скороговорки














Произносят скороговорки с вопросительной/восклицательной интонацией.





Поют песню «Азбука»

Фронтальная




































Парная







Фронтальная

III Постановка темы


- Ребята, я предлагаю вам, составить на наборном полотне звуковые схемы слов: утка, дятел, холод.

Наташа, Паша, Женя приглашаю вас выполнить задание у доски. Остальные будут выполнять работу на листе, который лежит у вас на краю стола.

-Сверьте свою работу и работу на доске.

-Какие ошибки и затруднения?

- Итак, некоторые ребята затруднились в составлении схемы слова «холод», потому что здесь есть звук, который мы еще не изучали на уроках.

- Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.

Мы смеялись:

Сочинять он стал стихи –

Мы смеялись:

- С каких звуков начинались досказанные слова?

-Кто-нибудь догадался, какая тема урока?

-Молодцы, ребята. Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает – буква Х, х.

-Какая цель урока? Посмотрите на план работы (показ на доску). С чем нам сегодня предстоит познакомиться? Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?

Познакомиться с … 


Научимся слышать и отличать …


Учиться читать … 

(Раздача жетонов).



Составляют звуковые схемы.

Три ученика работают у доски, остальные на отдельных листах.



- Мы не знаем, как составить схему слова «холод».







ха - ха - ха!


хи - хи - хи!

Выделяют звуки:

- Со звуков [х] и [х’].

Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения: «Звуки [х] и [х’], буква Х, х».





- С новой буквой и звуками.


- Звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.

- Слоги, слова с новой буквой

Индивидуальная








Фронтальная

IV Открытие новых знаний

1. Знакомство с новыми звуками.

- Посмотрите на экран, что вы видите? (На экране интерактивной доски появляются изображения - хлеб и орехи).

- Действительно, хлеб и орехи.

- Давайте проанализируем эти два слова. Выделим в них новый звук, дадим ему характеристику.

- Как же мы характеризуем звуки?


- Произнесите слово «Хлеб». Выделите новый звук [х]. Произнесите.

- Какой он?

- Почему?


- Какой еще этот звук?

- Значит, звук [х] – твердый.

- Этот звук глухой или звонкий? «Наденем наушники» произнесем звук [х]. (Прием «Наушники»: дети произносят звук, прислонив ладони к ушам). Какой же еще этот звук?

- Какой мы можем сделать вывод о звуке [х]? Как мы его охарактеризуем?

- Молодцы! А теперь произнесите слово «Орехи». Выделите новый звук [х’]. Произнесите.

- Какой он? Почему?


- Какой это звук? Твердый или мягкий?

- Снова «наденем наушники», произнесем звук [х’]. Какой же еще этот звук?

- Дайте полную характеристику новому звуку.

- Молодцы! (Раздает жетоны).

Упражнение для развития фонематического слуха «Хлоп-топ»

- Если в слове есть звук [х], [х’] – хлопаем в ладоши, если нет, то не хлопаем.

халат

салат

хижина

лыжня

хобот

робот

хоккей

воздух

хохот

пастух

2. Знакомство с новой буквой.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.

Выполняйте по порядку:

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернули,

четвертый развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив? Назови!


Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка,

Ветру вольная подружка.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой Х, х. (Показ на экран).

- Зачем нужна заглавная буква?

- Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Х?


- Рассмотрите заглавную и строчную буквы. (Показ на экран).

- Сколько элементов содержит заглавная буква? Строчная буква?

- Назовите, из каких элементов состоит заглавная и заглавная буква?

- Молодцы! (Раздача жетонов).

Чтение слогов (учебник с. 39).

- Прочитаем хором (ха, ху, хи, хо, хе).

- Читают девочки хором.

- Читают мальчики хором.

- Прочитай слоги мягких слияний.

- Прочитай слоги твердых слияний.

- Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается. (Раздача жетонов).

Отвечают на вопрос учителя:

- Хлеб и орехи.







- Гласный - согласный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.



- Согласный

- При произношении воздух встречает преграду.

- Твердый.






- Глухой.

- Звук [х] – согласный, твердый, глухой.





- Согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду.

- Мягкий.


- Глухой.

- Звук [х’] – согласный, мягкий, глухой.



Выполняют упражнение.






















- Буква Х.








Высказывают свои предположения.




- На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик.



- Два элемента.


- Буква Х, х состоит из левого и правого полуовала.


Читают слоги хором (ха, ху, хи, хо, хе).




- хи, хе

- ха, ху, хо.

- Ха-характер, ху-хурма, хи-хижина, хо-хомяк…

Фронтальная

































V Первичное закрепление

- У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новая буква. Возьмите простой карандаш новую букву в словах.


Отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место…

(Раздача жетонов).

- Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.

- Что изображено в центре?

- Кого принято встречать хлебом и солью?
- Для чего это делают?
- Где выращивают хлеб?


Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

ХЛЕБ - любая пища человека, (продовольствие.)

-Ребята, а как вы понимаете смысл пословицы: «За обедом хлеб всему голова»?


Чтение слов (учебник с 39.).

- Прочитаем слова с новыми звуками на с. 39. Костя прочитай первое слово, Андрей прочитай второе…(Раздача жетонов).

Чтение текста (учебник с. 39).

-Кто может прочитать задание?

-Давайте сначала прочитаем текст, читаем по цепочке.

- Как мы можем озаглавить текст?

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

- Перечислите, какие машины вышли на поля

- Назвать слова со звуком [х]. (Раздача жетонов).

Физкультминутка

- А теперь немножко отдохнем:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют задание.












- Хлеб.


- Каравай (хлеб).

- Гостей.

- Показать гостеприимство.

- В полях.
















Объясняют пословицу.



Читают слова с новыми звуками на с. 39






Читают по цепочке.

- «Сбор хлеба»

- Осень

- Потому что наступают холода.

- На мелких озерах

- Иначе урожай погибнет.


- Тракторы, косилки, комбайны.

- Холода, озерах, хлеб, выходят.



Выполняют физкультминутку.


Фронтальная




































Индивидуальная







Фронтальная

VI Самостоятельная работа с проверкой

- Составьте схему слова:

1 вариант - хомяк, 2 вариант – химик.

- Проверьте по образцу на слайде. Молодцы!

- Следующее задание, прочитайте предложение и вставьте, подходящее по смыслу слово.

1. Зимой на улице ... .

2. Очень вкусный … .

3. Дима в лесу собирал … .

Слова: холодно, хомяк, хлеб, хруст, хворост, хвост…

- Проверьте по образцу на слайде.

Выполняют задания самостоятельно.





Индивидуальная

VII Включение в систему знаний, повторение

Работа по развитию связной речи

Составление предложений с опорой на картинки.

- Попробуйте составить по одному предложению к каждой картинке.

Раздает картинки с изображением пастуха, пасущего овец, хлеба в печи; хорька, охотящегося на утку; хомяка, грызущего семечко; собаки бегающей за собственным хвостом, белки, собирающей орехи; петухов, клюющих зерно.

Кто составил - поднимает руку. Какие предложения у вас получились? Молодцы!

- Вы составили прекрасные предложения. Назовите слова со звуком [х], которые встречаются в ваших предложениях. (Раздача жетонов).

- Назовите слова со звуком [х']. Молодцы! (Раздача жетонов).




Составляют предложения с опорой на картинки: пастух пасет на лугу овец; в печи испекся свежий хлеб; хорек охотится на утку; хомяк грызет семечко; собака бегает за своим хвостом; белка собирает орехи; петухи клюют зерно.





- Пастух, хлеб, хорек, охотится, хомяк, хвостом



- Орехи, петухи.

Индивидуальная













Фронтальная

VIII Рефлексия деятельности


- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Какие задачи ставили?




- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных полосок:


1. Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёная)

2. Испытывает затруднение (желтая)

3. Ничего не понял (красная)


-Давайте посчитаем жетоны, и узнаем кто самый активный.


Спасибо! Урок окончен.

Обобщают изученное на уроке.

- Познакомиться со звуками [х]; [х’] и буквой Х, х.

- научиться слышать и отличать звуки [х] и [х’]; и отличать их от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.

Высказывают свое мнение.





Оценивают свои знания.

Фронтальная