Предметные: знает: характеристики звуков [х], [х']; печатную букву Х, х; графическое обозначение мягкого и твердого звуков [х], [х']; умеет: сравнивать звуки [х], [х']; выполнять слого-звуковой анализ слов с буквой х; умеет читать слоги, слова, предложения с буквой х.
Регулятивные: умеет ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
Познавательные: способен проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные: умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умеет работать в группе, договариваться между собой, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляет познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; способен соотносить собственные поступки с принятыми правилами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности |
I Целеполагание к деятельности | - Здравствуйте! Ребята, послушайте стихотворение, которое я сейчас прочитаю. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Встали все у парт красиво, Будем отвечать активно, И хорошо себя вести! - Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок, друзья! - Ребята, а какое у вас настроение? А давайте раскрасим ваше настроение. Выберете одну из полосок бумаги, по вашему желанию, которая, как вы думаете, соответствует вашему настроению. Красная полоска будет означать плохое настроение. Желтая полоска – нормальное настроение. А зеленая – хорошее. Покажите всем. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. -За активную работу на уроке будете получать жетоны. В конце урока определим самого активного в классе. | Здороваются с учителем и готовятся к началу урока. Слушают стихотворение Отвечают на вопрос учителя. Выбирают одну из полосок бумаги, которая соответствует их настроению. (Красная – плохое, желтая – нормальное, зеленая – хорошее). | Фронтальная |
II Актуализация знаний | - Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на прошлых уроках. 1. Поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем, подняв руку. Звуки бывают… При произнесении гласного звука… При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные а, о, у, ы, э обозначают… Гласные я, ё, ю, и, е обозначают… Буквы е, ё, ю, я в начале слова… - А кто мне может сказать, в чем особенность согласного звука [й] - Молодцы ребята! С этим заданием справились хорошо! (Раздача жетонов). 2. Давайте произнесем скороговорки: (Показ на экран). Бублик баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Хорош пирожок, внутри творожок. Учитель произносит скороговорку, дети слушают. Затем повторяют беззвучно и медленно, и только потом в более быстром темпе (каждая скороговорка произноситься по три раза). - Выполняем следующее задание в парах по цепочке: первый ученик произносит скороговорку, хорош пирожок, внутри творожок, с вопросительной интонацией, второй произносит с восклицательной интонацией. 3. «Песнезнайка!» - Вспомним алфавит и споем песню «Азбука». | - гласные и согласные. - воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. - струя воздуха во рту встречает преграду. - твердые - мягкие, звонкие – глухие. - твёрдость согласных звуков/мягкость согласных звуков. - обозначают два звука. - Звук [й] - мягкий, пары по твердости-мягкости у этого звука нет. Произносят скороговорки Произносят скороговорки с вопросительной/восклицательной интонацией. Поют песню «Азбука» | Фронтальная Парная Фронтальная |
III Постановка темы | - Ребята, я предлагаю вам, составить на наборном полотне звуковые схемы слов: утка, дятел, холод. Наташа, Паша, Женя приглашаю вас выполнить задание у доски. Остальные будут выполнять работу на листе, который лежит у вас на краю стола. -Сверьте свою работу и работу на доске. -Какие ошибки и затруднения? - Итак, некоторые ребята затруднились в составлении схемы слова «холод», потому что здесь есть звук, который мы еще не изучали на уроках. - Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: Сочинять он стал стихи – Мы смеялись: - С каких звуков начинались досказанные слова? -Кто-нибудь догадался, какая тема урока? -Молодцы, ребята. Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает – буква Х, х. -Какая цель урока? Посмотрите на план работы (показ на доску). С чем нам сегодня предстоит познакомиться? Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? Познакомиться с … Научимся слышать и отличать … Учиться читать … (Раздача жетонов). | Составляют звуковые схемы. Три ученика работают у доски, остальные на отдельных листах. - Мы не знаем, как составить схему слова «холод». ха - ха - ха! хи - хи - хи! Выделяют звуки: - Со звуков [х] и [х’]. Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения: «Звуки [х] и [х’], буква Х, х». - С новой буквой и звуками. - Звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков. - Слоги, слова с новой буквой | Индивидуальная Фронтальная |
IV Открытие новых знаний | 1. Знакомство с новыми звуками. - Посмотрите на экран, что вы видите? (На экране интерактивной доски появляются изображения - хлеб и орехи). - Действительно, хлеб и орехи. - Давайте проанализируем эти два слова. Выделим в них новый звук, дадим ему характеристику. - Как же мы характеризуем звуки? - Произнесите слово «Хлеб». Выделите новый звук [х]. Произнесите. - Какой он? - Почему? - Какой еще этот звук? - Значит, звук [х] – твердый. - Этот звук глухой или звонкий? «Наденем наушники» произнесем звук [х]. (Прием «Наушники»: дети произносят звук, прислонив ладони к ушам). Какой же еще этот звук? - Какой мы можем сделать вывод о звуке [х]? Как мы его охарактеризуем? - Молодцы! А теперь произнесите слово «Орехи». Выделите новый звук [х’]. Произнесите. - Какой он? Почему? - Какой это звук? Твердый или мягкий? - Снова «наденем наушники», произнесем звук [х’]. Какой же еще этот звук? - Дайте полную характеристику новому звуку. - Молодцы! (Раздает жетоны). Упражнение для развития фонематического слуха «Хлоп-топ» - Если в слове есть звук [х], [х’] – хлопаем в ладоши, если нет, то не хлопаем. халат салат хижина лыжня хобот робот хоккей воздух хохот пастух 2. Знакомство с новой буквой. – Выполните указания. Загадаю вам загадку. Выполняйте по порядку: Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернули, четвертый развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови! Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка, Ветру вольная подружка. - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой Х, х. (Показ на экран). - Зачем нужна заглавная буква? - Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Х? - Рассмотрите заглавную и строчную буквы. (Показ на экран). - Сколько элементов содержит заглавная буква? Строчная буква? - Назовите, из каких элементов состоит заглавная и заглавная буква? - Молодцы! (Раздача жетонов). Чтение слогов (учебник с. 39). - Прочитаем хором (ха, ху, хи, хо, хе). - Читают девочки хором. - Читают мальчики хором. - Прочитай слоги мягких слияний. - Прочитай слоги твердых слияний. - Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается. (Раздача жетонов). | Отвечают на вопрос учителя: - Хлеб и орехи. - Гласный - согласный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. - Согласный - При произношении воздух встречает преграду. - Твердый. - Глухой. - Звук [х] – согласный, твердый, глухой. - Согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду. - Мягкий. - Глухой. - Звук [х’] – согласный, мягкий, глухой. Выполняют упражнение. - Буква Х. Высказывают свои предположения. - На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик. - Два элемента. - Буква Х, х состоит из левого и правого полуовала. Читают слоги хором (ха, ху, хи, хо, хе). - хи, хе - ха, ху, хо. - Ха-характер, ху-хурма, хи-хижина, хо-хомяк… | Фронтальная |
V Первичное закрепление | - У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новая буква. Возьмите простой карандаш новую букву в словах. Отгадайте загадку: Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место… (Раздача жетонов). - Рассмотрим иллюстрацию на с. 38. - Что изображено в центре? - Кого принято встречать хлебом и солью? - Для чего это делают? - Где выращивают хлеб? Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы) ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) ХЛЕБ - любая пища человека, (продовольствие.) -Ребята, а как вы понимаете смысл пословицы: «За обедом хлеб всему голова»? Чтение слов (учебник с 39.). - Прочитаем слова с новыми звуками на с. 39. Костя прочитай первое слово, Андрей прочитай второе…(Раздача жетонов). Чтение текста (учебник с. 39). -Кто может прочитать задание? -Давайте сначала прочитаем текст, читаем по цепочке. - Как мы можем озаглавить текст? - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? - Перечислите, какие машины вышли на поля - Назвать слова со звуком [х]. (Раздача жетонов). Физкультминутка - А теперь немножко отдохнем: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют задание. - Хлеб. - Каравай (хлеб). - Гостей. - Показать гостеприимство. - В полях. Объясняют пословицу. Читают слова с новыми звуками на с. 39 Читают по цепочке. - «Сбор хлеба» - Осень - Потому что наступают холода. - На мелких озерах - Иначе урожай погибнет. - Тракторы, косилки, комбайны. - Холода, озерах, хлеб, выходят. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная |
VI Самостоятельная работа с проверкой | - Составьте схему слова: 1 вариант - хомяк, 2 вариант – химик. - Проверьте по образцу на слайде. Молодцы! - Следующее задание, прочитайте предложение и вставьте, подходящее по смыслу слово. 1. Зимой на улице ... . 2. Очень вкусный … . 3. Дима в лесу собирал … . Слова: холодно, хомяк, хлеб, хруст, хворост, хвост… - Проверьте по образцу на слайде. | Выполняют задания самостоятельно. | Индивидуальная |
VII Включение в систему знаний, повторение | Работа по развитию связной речи Составление предложений с опорой на картинки. - Попробуйте составить по одному предложению к каждой картинке. Раздает картинки с изображением пастуха, пасущего овец, хлеба в печи; хорька, охотящегося на утку; хомяка, грызущего семечко; собаки бегающей за собственным хвостом, белки, собирающей орехи; петухов, клюющих зерно. Кто составил - поднимает руку. Какие предложения у вас получились? Молодцы! - Вы составили прекрасные предложения. Назовите слова со звуком [х], которые встречаются в ваших предложениях. (Раздача жетонов). - Назовите слова со звуком [х']. Молодцы! (Раздача жетонов). | Составляют предложения с опорой на картинки: пастух пасет на лугу овец; в печи испекся свежий хлеб; хорек охотится на утку; хомяк грызет семечко; собака бегает за своим хвостом; белка собирает орехи; петухи клюют зерно. - Пастух, хлеб, хорек, охотится, хомяк, хвостом - Орехи, петухи. | Индивидуальная Фронтальная |
VIII Рефлексия деятельности | - Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных полосок: 1. Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёная) 2. Испытывает затруднение (желтая) 3. Ничего не понял (красная) -Давайте посчитаем жетоны, и узнаем кто самый активный. Спасибо! Урок окончен. | Обобщают изученное на уроке. - Познакомиться со звуками [х]; [х’] и буквой Х, х. - научиться слышать и отличать звуки [х] и [х’]; и отличать их от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой. Высказывают свое мнение. Оценивают свои знания. | Фронтальная |