1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | объяснительно-иллюстративный | - Доброе утро ребята!!! -1, 2, 3, 4, 5 Урок пора нам начинать Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь Сегодня мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита. -Какой учебник нам в этом поможет? - А ещё нам сегодня надо быть внимательными, выполнять правила школьника. Мы с ними уже давно познакомились. - Давайте вспомним их. -Что нужно делать, когда хочешь ответить? -Что делаем, когда отвечает другой ученик? -Молодцы! - Тогда приступим к уроку. | -Доброе утро! - Азбука - Поднять руку и отвечать полным ответом. -Слушаем внимательно и если он затрудняется помогаем, а если сказал не правильно, поправляем. | ф | Интерактивная доска (Презентация к уроку) | Оценка учителя, | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; | Эмоционально положительный настрой на урок. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и Осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Метод проблемного изложения материала Прием «Да-нет» | Речевая разминка Чистоговорка Ребята ваша задача чётко проговорить звуки. Ло-ло-ло –на улице тепло. Лу-лу-лу-стол стоит в углу. Ул-ул-ул-у нас сломался стул. Оль-оль-оль-мы купить соль. 2 Актуализация знаний (На доске написаны слова0 1)Аист, оса, кот окуни, сын, киска. 2) Осока, кусты, сук, сок, кости, кисти, носок. 3) У Тани, у Кости, у Нины, у Никиты, у Насти. -Прочитайте записанные слова на доске. - В чём особенность слов, записанных в первой строке? -А во втором? - Что за слова в третьей строке? - Ребята отгадайте загадки: Деревянный человечек, На кухне проживает век. 4 ножки с головой И деревянною спиной. И со столом он очень дружен, А нам он для сиденья нужен. -Посмотрите на экран, верно вы отгадали. -Водитель в машине вцепился в него, То в лево, то вправо гоняет его. А если уж в лоб он в сердцах как нажмёт, Тогда тот бедняга громко орёт. - Давайте посмотрим, верно ли мы отгадали. -Откройте учебник на стр. 59. Рассмотрите рисунки в красной рамке -Сравните предложенные авторами схемы слов. 3.Пробное действие -Проанализируем слова «стул» и «руль». На какой звук оканчивается каждое из этих слов? -Сможете ли дать характеристику этим звукам. | - Дети чётко проговаривают Сначала хором, потом по рядам и индивидуально несколько человек. - Это слова, отвечающие на вопрос «что»? -Это слова, отвечающие на вопрос «что» -Имена людей (имена собственные) пишутся с большой буквы) - Стул - Да -Руль -Слова заканчиваются на звук [л],[л’] | Ф Ф, П, И. И | -Доска с написанными словами - Интерактивная доска - Учебник Азбука | Самооценка | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. | Положительное отношения к урокам обучения грамоте; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.: | Репродуктивный | Какова тема нашего урока? Какова цель? Как будем действовать, чтоб достичь цель? Построим план наших действий. -Вы уже познакомились с буквами, посмотрите на ленту букв она всегда перед вами. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках. - С чем вы знакомились вначале? - И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи. -Что следовало за этим? - И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает. - А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой. | Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой | Ф | Лента букв | Оценка учителя | Уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков | Принимать участие в диалоге | Первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке |
5.Этап реализации построенного проекта | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Аналитико-синтетический метод, частично-поисковый | - Посмотрите ещё раз на картинки-отгадки в учебнике на стр. 59. - Сравните предложенные авторами схемы слов. -Проанализируйте слова «стул», «руль». На какой звук оканчивается каждое из этих слов? - А как вы думаете какой это звук? -Итак, сделаем вывод. Воздух задерживается-звук согласный, произносится с голосом-звонкий, может быть твёрдым, мягким. При произнесении твёрдого [л] и мягкого [л’] язык находится в разных местах. - Определите положения звука в словах, луна, пол, стол, стул полка, лес, коляска, тополь, колокол, лиса, Юля, Оля, Мила, малыши, ландыши. - Давайте поиграем в игру «Придумайте слова» вы должны придумать слова оканчивающихся на ль. - Посмотрите на интерактивную доску, на доске игра, вы должны заменить звук с [л] на мягкий [л‘] в словах. (если есть в классе хорошо читающий ребёнок попросить прочитать эти слова, если нет, то сама) лук, галка, гол, полка, ел, мол, мел, был. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются? - Кто сможет показать? Покажите в учебнике «Азбука» на стр. 59. -Почему в азбуке напечатаны две буквы Л, л - А на что ещё похожа буква Л? - Давайте посмотрим где же будет домик буквы «Л» в нашей ленте букв, а домик у неё будет в голубом домике, в третьей квартире на верхнем этаже. - А эту букву мы поместим на нашу доску изученных букв - Скажите, а почему тут разные буквы? -С лево внизу страницы в красной рамке написаны слога, давайте все вместе их прочитаем. - Какая первая буква в каждом слоге. -Назовите, мягкий слог и объясните почему он мягкий? Физминутка Самолеты загудели (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолеты полетели (Руки в стороны, поочередные наклоны в стороны) На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям) Да и снова полетели. (Руки в стороны ритмичные наклоны в стороны) | -В словах «стул», «руль» одинаковые последние звуки, только в слове «стул» звук твёрдый, а в слове «руль» он мягкий. -Звук «Л» согласный. В словах луна, пол, стол, стул, полка, колокол, Мила, малыши, ландыши в этих словах звук [л] твёрдый, а в словах лес, коляска, лиса, Юля, Оля звук [л’] мягкий. - Соль, роль, руль, боль, быль, горбыль, автомобиль, акварель, карамель, кадриль, стиль, фитиль, водитель, учитель, писатель, мечтатель, коктейль. - Люк, галька, голь. Полька, ель, моль, моль, быль. - Эти звуки обозначают буквами Л и л. -Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках. Буква «Л» похожа на лесенку, стремянку, горку, хобот у слона. - В верхнем левом углу буква печатная, а в строчке это прописная. -Ла-ло-ли-лы-лу. -Л -Мягкий слог «ли» , потому что гласная буква «и» даёт мягкость предшествующему впереди звуку. | Г | Азбука Интерактивная доска Лента букв Доска букв | Оценка учителя | Называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягко. Понимать различие между звуками и буквами. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; | Первоначальные навыки сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | | -Давайте мы сейчас с вами прочитаем тест на стр. 59, будем читать с вами поочереди, до точки. Итак, на начало текста поставили все пальчики Юля начинает читать, а другие следят и читают вместе с Юлей - Следующие предложения читает Илья. - Дальше читает Саша. - Молодцы ребята хорошо прочитали. -Ребята, что есть к Оли? -Почему имя девочки написано с заглавной буквы? -Каким словом автор заменил во втором предложении слово «Оля» -Назовите из этого текста слова, в которых есть буква Л. | -У Оли кукла. - Она катала кукол. - Куклы уснули. -У Оли есть кукла. -Имя людей, название городов, клички животных всегда пишутся с заглавной буквы. - Во втором предложении автор слово «Оля» заменил на «Она». - Оли, куклы, катала, кукол, куклы, уснули. | Ф | Азбука | Оценка-учителя. Взаимоконтроль | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Умение ориентироваться в учебнике | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Частично -поисковой: | Работа в парах со словом «Алла». (У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова Алла). – Проанализируйте схему-модель слова. – Прочитайте слово «Алла» по слогам. – Произнесите первый звук в слове «Алла». – Дайте фонетическую характеристику слова Алла. – Назовите гласные в слове Алла. - Ребята, сравните свою схему с правильной схемой, представленной на слайде. Оцените себя. Поднимите зеленый смайлик, если правильно, красный- если нет. | [а] (Звук гласный, ударный) [л] (Звук согласный, звонкий, твёрдый) [л] (Звук согласный, звонкий, твёрдый) [а] (Звук гласный) | И,П | Конверты со схемами, смайлики | взаимоконтроль | Умение различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звон | Умение оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Умение работать в парах. |
9.Этап рефлексии УД на уроке | - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? Приведите несколько примеров. - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение: Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук. Молодцы, я за вас рада! | | - Наш урок подходит к концу. - С какими звуками и буквами познакомились? - Какие задания и игры со звуками и буквами вам понравились? -За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Сможем ли выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение в начале урока, мы не могли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «эль». -Теперь сможем? - Достигли ли цели? - Урок окончен! | - Буква Л обозначает согласный твёрдый звонкий звук [л] и согласный мягкий звонкий звук [л']. -Мне сегодня на уроке удалось всё. -Я старался слушать на уроке, чтобы узнать всё про звук и букву Л | Ф | | Самоконтроль | Понимать различие между звуками и буквами | Оценивать результат своих действий. | смыслообразование |