СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [м], [мь]. Буква М,м

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения различать в словах звук  и букву М.м

Просмотр содержимого документа
«Звуки [м], [мь]. Буква М,м»















Конспект урока по обучению грамоте

(система учебников «Школа России»)

в 1 классе

«Звуки [ м] , [ м, ]. Буквы М, м»





















Учитель: Балюбашенко Любовь Александровна

Квалификация: высшая


















Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тип урока: сообщение новых знаний

Тема урока: «Звуки [м], [м,]. Буквы М, м».

Цель урока: создание условий для знакомства со звуками [м], [м’], буквами «М,м», учить выполнять звукобуквенный анализ, обучение чтению слов и предложений с этой буквой; развитие фонематического слуха, воображения, памяти, речи, логического мышления; уточнение и обогащение словарного запаса.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формирование умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; делить слова на слоги, обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Регулятивные УУД: формирование умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: формирование положительное отношение к урокам литературного чтения; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв, предметные рисунки, дидактический материал для коллективной работы, учебник «Азбука».






















Ход урока

  1. Организационный момент. Наш девиз:

  2. I. Организационный момент.

  3. Мы сегодня не одни,

  4. Гости на урок пришли.

  5. Повернитесь поскорей,

  6. Поприветствуйте гостей!

  7. Вы друг другу улыбнитесь,

  8. И тихонечко садитес

  9. I. Организационный момент.

  10. Мы сегодня не одни,

  11. Гости на урок пришли.

  12. Повернитесь поскорей,

  13. Поприветствуйте гостей!

  14. Вы друг другу улыбнитесь,

  15. И тихонечко садитес

  16. I. Организационный момент.

  17. Мы сегодня не одни,

  18. Гости на урок пришли.

  19. Повернитесь поскорей,

  20. Поприветствуйте гостей!

  21. Вы друг другу улыбнитесь,

  22. И тихонечко садитес

Мы умны, добры, здоровы

И к работе мы готовы!

Мы сегодня не одни. Гости на урок пришли

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей,

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

2.Актуализация знаний.

1) Игра «Доскажи словечко»

- все буквы русского языка делятся на… ( гласные и согласные),

- гласную букву напишем… ( красным цветом),

- согласные произносим с помощью… ( языка, губ, зубов)

- буквы пишем, а звуки … ( слышим),

- имена и клички животных пишем… ( с большой буквы)


Ребята, посмотрите на доску и правильно назовите буквы.

2).А С И Н О К У Л Р Ы Е - напечатать

- На какие две группы можно их разделить? (гласные и согласные)

- Назовите гласные. Почему мы их так называем. (Когда произносим, воздух проходит свободно)

Назовите согласные. Почему их так называем. ( Когда произносим воздух, встречает преграду: губы, зубы, язык).

Чем отличаются звуки от букв? (Звуки произносим и слышим, буквы пишем и видим читаем)

3).Упражнения в распознавании букв и звуков.

- Найдите лишнюю букву, объясните, почему?

АОУИ- ( и- указывает на мягкость СОГЛАСНОГО ЗВУКА) напечатать

АОПИ-( п- согласный звук)

4.Практическая работа: определите количество слогов в словах найти картинки

КОТ, АСТРА, ЛИСА, УРОК ,ПОВАР картинка, ОКНО. ИГЛА рисунок

-Какое правило знаем? (сколько в слове гласных, ….)

- с какой буквой познакомились на прошлом уроке? ( П,п)

- составьте рассказ о букве П, начинайте со слов «Я знаю, что…»

Физминутка :Буратино потянулся…….

Спал цветок….., Мы листики осенние…..

3. Целеполагание и мотивация. Или Определение к деятельности.

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к ещё одной букве. А вот к какой, вы сейчас сами должны будете определить.

- Звучит музыка из М/Ф «Маша и медведь»- отгадайте м/ф, назовите главных героев.

( на доску вывешиваются картинки с изображением Маши и Миши)

- Какая буква слышится в начале слов?

4. Определите тему урока.

Тема урока Буква М.

Посмотрите и запомните печатную букву М м (показ на доске)

-Для чего нам нужны заглавные буквы?

Чему должны будем научиться?

( Распознавать звуки, давать характеристику звуков, читать слоги, предложения, чертить схему)

5.Работа над новым материалом.

1)Упражнения в распознавании звуков

Рассказ учителя. Постановка проблемы.

Между Машей и Мишей произошёл спор

Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Мишка считает, что с разных.

Кто из них прав и почему?- Ребята, давайте разберёмся.

- Почему Маша не верила Мишке? ( разные звуки)

- Произнесите слог, который слышим в слове Маша, какой он? ( твёрдый)

- А в слове Мишка? ( мягкий)

Какой вывод сделаем?

И Маша и Миша правы

- Что нам помогает произнести эти звуки? ( губы)

Какой это звук? Согласный

А как узнаем он звонкий или глухой?

Составим рассказ о букве М ( согл, зв, тв. и мягк, непарн)

2)Практическая работа.

Еще раз посмотрите на букву

На парте , с помощью карандашей построите эту букву

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем -

Получилась буква М.



На что похожа буква м ? (на качели, две горы, сломанная скамейка.)



3Чтение слогов с буквой М ( на доске)

Прочитайте мягкие слоги, твёрдые

ОбЬясните почему Ь иЬ

4.Работа в парах.

У вас на партах карточки с бусами

Раскрась бусы (синий, зелёный цвет)

ма





Прочитайте слоги раскрашенные синим(зелёным) цветом

Просигнальте.

5.Чтение предложений ( СЛАЙД)

3- работа в тетради для печатания

М м (м), (мь)

В каких случаях мы будем использовать заглавную букву М

Печатаем слоги: ма,мо, ми,му,ме ( 1 у доски)

Напечатаем слово МОРЕ , МИР( делим на слоги, ставим ударение,чертим схему этого слова)

-Как произносится новый звук в первом слове? Во втором?

4 Найдите слова с буквой м (СЛАЙД)

  1. Работа у доски

ТИМ и ТОМ - посмотрите на картинки. Назовите их. Расселите их к Тому и Тиму по новой букве.

11.Работа по учебнику

С.85 читаем слова в столбиках.

Прочитайте слова ,где звук М произносится твердо, мягко.

Чтение текста «На уроке» ( самостоят, вслух)

Как зовут мальчика? Какие слова он написал? Чем они похожи?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Игра “Твердый – мягкийСВЕТОФОРЧИК


Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий (карточки синего и зеленого цвета)

а) Наша Таня громко плачет
    Уронила в речку… (мячик)

б) Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось… (мыло).

в) Без работы хоть убей
    Жить не может… (муравей)

г) На полу скребется… (мышка)
    Спит в берлоге бурый … ( мишка)

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл)

Работа в парах

Придумайте по два слова ,в которых звуки [м], [м'] звучат по- разному.



Оцените себя, как вы потрудились.

Покажите это при помощи руки.









































маа

му

ме

мо

мы



миИи









мо

мы

ме

ми


му

ма









мы

ме


мо

ми


ма

му








мы


ме

му

ма


ми


мо







мо


ме


му

ма


ми

мы








по


пу

пе

пи


па


пы











пы

пу


по



па

пе

пи













































-. Сегодня мы с вами продолжим экскурсию по городу Алфавитово и побываем в гостях у новой буквы. А у какой вы узнаете, отгадав загадки.

4. Работа по теме урока.

1)Выделение звуков.

- В городе Королева Знаний вам приготовила загадки.

Четыре колеса,

          Резиновые шины,

          Мотор и тормоза…

          Что это?… (Машина) (показать рисунок машины)

Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Этот звук гласный или согласный?

- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой? (согласный, звонкий, твердый)


-Отгадайте еще загадку.

        Косолапый он и бурый.

        Если мёда нет — понурый.

        С детства любит он реветь,

        Потому что он...(медведь) (показать рисунок медведя)

Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог   ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.

- Какой это звук — гласный или согласный? -Звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим? Согласный, звонкий, мягкий)

Обобщение

- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились? ([м], [м,])

2. Физминутка


Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.



3. Продолжение по теме урока. Знакомство с буквой М.

- Знаете ли вы, какой буквой обозначаются звуки [м], [м,]? (Буквой Мм).

- Значит в гостях у какой буквы мы сегодня побываем?

-Кто соседи у буквы М? Какие из них вам уже знакомы?


-Отгадайте загадку

Стоят качели в книжке,

Без них нет «мамы», «мышки»…

На тех качелях не качаются,

Без них слова не получаются. (качели)

-Чем похоже буква М на качели? (ответы детей). Давайте построим букву М из палочек. Сколько нужно?


-Буква М приготовила на задание. Она просит назвать слова со звуками [м] и [м’]. Назвать , где находится в слове и какой: твердый или мягкий.

Продукты питания: масло, молоко, мед, макароны (показать картинки).

Ягоды: малина, смородина, земляника (показать картинки).

4. Первичное закрепление изученного. Работа по «Азбуке» (с 85)

-Теперь буква М предлагает, почитать слоги и слова.

1.Чтение слогов-слияний (хором и индивидуально).

2.Чтение слов столбике.

3.Чтение рассказа на стр. 85 «На уроке».

- О чем этот рассказ?

- Задайте вопросы к нему?

-Какое слово написано с большой буквы? Почему? (Москва)

Назовите какие города начинаются на эту букву. (Минск, Магадан, Махачкала)

5. Физминутка

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.



6.Закрепление изученного.

-Буква М приготовила вам задания.

Игра «Твердый, мягкий»

-Поднимите синюю карточку, если услышите твердый звук, зелёную карточку, если мягкий звук.

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлогу мишка. .


2.Игровое упражнение «Буква потерялась»


а а ыла илу с ылом .

-Как вы думаете, что это? (скороговорка)

-Как её надо говорить?

3.Чистоговорки.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му –молока кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы-мы –прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми- поем ноту ми.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Где сегодня побывали?

- С какой буквой познакомились?

- Что узнали? Что поняли?

-Как работали?

-Ребята, наша экскурсия в городе Алфавитово подходит на сегодня к концу. Нам пора возвращаться в класс. Буква М вас благодарит за ответы и с вами не прощается. Говорит: До свидания! –

-Вы работали активно и дружно.

- Я желаю хорошего настроения на весь день!