СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [м], [м’], буква М, м

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Цель урока: изучение буквы «М», «м» и звуков [м], [м’], формирование умения давать характеристику звуку, читать слова с новой буквой

Просмотр содержимого документа
«Звуки [м], [м’], буква М, м»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ


Чтение

КЛАСС


1

ТЕМА УРОКА


«Звуки [м], [м’], буква М, м»

РЕСУРСЫ


«Азбука» 1 класс I часть УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, компьютер, магнитная и меловая доска, интерактивная доска, раздаточный и наглядный материал

ТИП УРОКА


открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


изучение буквы «М», «м» и звуков [м], [м’], формирование умения давать характеристику звуку, читать слова с новой буквой

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

  • формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с  изученными буквами;

  • учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами;

  • учить звуковому и сравнительному анализу слов;

Развивающие

  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;

  • способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение);

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать

Воспитательные

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

  • знать и уметь находить в словах буквы М, м;

  • уметь сознательно, правильно, бегло читать слова с изученной буквой;

  • уметь выделять звуки [м], [м'] в словах, давать характеристику;

  • уметь анализировать и сравнивать слова по звуковому признаку.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий;

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна, сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в страну «АБВГДейка». А чтобы путешествие было комфортным и удобным, проверим все ли у нас с собой. Все ли необходимые предметы мы взяли в путешествие: «Азбука», дневник, письменные принадлежности, раздаточный материал. А теперь сядем правильно: спины прямые, ноги стоят ровно на полу, руки сложены на парте.

Ой, ребята, совсем забыла, один герой очень сильно просились с нами в путешествие, возьмем его с собой?

Тогда отгадайте загадку, и мы узнаем, кто отправится с нами в путешествие:

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

Теперь все в сборе, можем отправляться в путь!

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. Эмоциональный настрой на учебную деятельность.














Да!







Кот Матроскин

РУУД: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

ЛУУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала по теме «Звуки».

Время:


В нашей стране «АБВГДейка» есть город «Вспоминайка», туда мы с вами и отправимся.

Как вы думаете, что могут делать жители этого города?

Кот Матроскин мало что помнит, а мы с вами знаем уже очень-очень много, поэтому давайте поможем вспомнить жителям этого города: На какие две группы можно разделить все звуки?

Какие звуки называются гласными? А какие согласными?





А на какие две группы могут делиться согласные?

Каким цветом обозначаются мягкие согласные?

Твердые?

А каким цветом обозначаем гласные звуки?

Жители города просто так нас не отпустят в путешествие, они предлагают нам выполнить задание, составить звуковую схему к словам. Возьмите цветные карандаши трех цветов и на листе с заданиями раскрасьте квадраты обозначающие звуки.

Молодцы! Теперь можем отправиться дальше.











Гласные и согласные


Гласные произносятся без препятствий, воздуху проходит свободно, а при произношении согласных звуков - появляется препятствие на пути воздуха.

На мягкие и твердые



Зеленым

Синим

Красным






Самостоятельно составляют и проверяют по эталону.

ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам;

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

Время:


А попадаем мы с вами в город «Вопросилкино».

Жители этого города постоянно задают вопросы туристам и для нас они подготовили уже множество вопросов.

Например, какие буквы пропущены в словах?

Давайте ответим на этот вопрос.

Нам знакома буква «м», мы уже изучали такую букву?

Следующее задание от жителей этого города совсем непростое: «Составьте вопрос для себя, на который вы сможете ответить в течение путешествия»


Вот теперь можем смело двигаться дальше.






...осква, ...ешок, ...ышь, альбо..., вре...я, ли...он


Пропущена буква «м», «М»


Нет



Какой звук «м» согласный или гласный? Как выглядит буква «м»? Какие слова есть с буквой «м»? и т.д.

ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам;

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий;

КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время:


Следующим пунктом нашего путешествия становится город «Спортивкино» и здесь жители занимаются спортом, разминаются. Мы с вами последуем их примеру и немного разомнемся.

Прочитайте название следующего города «Узнавалкино». Как вы думаете, что любят делать жители этого города?

Конечно же, и здесь для нас приготовили множество заданий и вопросов.

Мы совсем забыли про нашего друга Матроскина. Давайте его позовем.

Слышите знакомый звук в начале имени кота? Что это за звук?

Давайте попробуем его протяжно произнести: м-м-м-м

Появляется ли преграда во время произношения звука?

Что преграждает путь?

Если появляется преграда и долго протягивать звук невозможно, какой звук?

Что еще можно сказать про этот звук?

Матроскин согласен с нами и посмотрите, что он нам ответил?

Снова этот звук. Давайте посмотрим, похож ли он на предыдущий?

А отличается чем-нибудь? Чем?

Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице 78 и посмотрите вверху страницы, в какие цвета раскрашена буква М?

Как вы думаете, почему?


Посмотрите внимательно на букву М. На что она похожа? Возьмите карандаши или ручки и выложите у себя на столе эту букву. Получилось?

И жители города предлагают нам выполнить задание: на картинке найти предметы, в названиях которых есть такая буква. (Азбука стр.78)

Теперь нам предстоит самостоятельно составить слоги и слова с этой буквой, для этого посмотрите на экран и соедините букву М с другими буквами, что получилось? А теперь задание усложняется, прочитайте слоги и слова с буквой М.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео)






Много всего изучать и узнавать.






Зовут



[м]


Произносят хором


Да

Сжатые губы



Согласный

Он твердый



м-яу




Мягкий



В синий и зеленый


Потому что звук может быть и твердым и мягким








мимоза, мама, молоко, мёд, самовар, масло




На доске

ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам;

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий;

КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач

Время:


Среди тех слов, которые назвали, скажите, в каких звук М встречается в начале слова? в середине? и в конце?


Ну и завершаем свое путешествие в городе «Повторялкино». Чем же могут нас удивить жители этого города?

И нам предлагают повторить то, что мы уже знаем и умеем, а именно найти на картинке букву М и раскрасить только те части, где она есть.








Они все повторяют.


ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение обобщать и классифицировать по признакам;

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий;

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время:


А сейчас я буду называть слоги и слова, а вы будете хлопать в ладоши, если звук [м] твердый, если мягкий [м’] поднимать руки вверх домиком. Если вдруг не услышите звук [м], то ничего не показываем.

Готовы?

мир, Рим, море, ам, мак, му, ме, тир, весло, мысль, вор, комар, мухомор, медь








Да

ПУУД: умение обобщать и классифицировать по признакам;

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

КУУД: слушать и понимать речь других;

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время:


Мы с вами возвращаемся из путешествия.

Посмотрите на Матроскина, у него что-то есть в руках.

Матроскин, а зачем тебе сейчас буква «м»?

- Оцените себя, раскрасив букву в тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке:

красный, если отлично поработали и запомнили все из путешествия, оно вам понравилось;

желтым, если путешествие было интересным, но не все в нем получалось, изредка допускались ошибки;

зеленым, если плохо получалось выполнять задания во время путешествия.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

ЛУУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся