ПРЕДМЕТ | | Чтение |
КЛАСС | | 1 |
ТЕМА УРОКА | | «Звуки [м], [м’], буква М, м» |
РЕСУРСЫ | | «Азбука» 1 класс I часть УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, компьютер, магнитная и меловая доска, интерактивная доска, раздаточный и наглядный материал |
ТИП УРОКА | | открытия нового знания |
ЦЕЛЬ УРОКА | | изучение буквы «М», «м» и звуков [м], [м’], формирование умения давать характеристику звуку, читать слова с новой буквой |
ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с изученными буквами; учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами; учить звуковому и сравнительному анализу слов; |
Развивающие | развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей; способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение); развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать |
Воспитательные | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | | |
Предметные | знать и уметь находить в словах буквы М, м; уметь сознательно, правильно, бегло читать слова с изученной буквой; уметь выделять звуки [м], [м'] в словах, давать характеристику; уметь анализировать и сравнивать слова по звуковому признаку. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; |
Личностные | воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
№п/п | Этап урока и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна, сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в страну «АБВГДейка». А чтобы путешествие было комфортным и удобным, проверим все ли у нас с собой. Все ли необходимые предметы мы взяли в путешествие: «Азбука», дневник, письменные принадлежности, раздаточный материал. А теперь сядем правильно: спины прямые, ноги стоят ровно на полу, руки сложены на парте. Ой, ребята, совсем забыла, один герой очень сильно просились с нами в путешествие, возьмем его с собой? Тогда отгадайте загадку, и мы узнаем, кто отправится с нами в путешествие: Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? Теперь все в сборе, можем отправляться в путь! | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. Эмоциональный настрой на учебную деятельность. Да! Кот Матроскин | РУУД: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; ЛУУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала по теме «Звуки». Время: | В нашей стране «АБВГДейка» есть город «Вспоминайка», туда мы с вами и отправимся. Как вы думаете, что могут делать жители этого города? Кот Матроскин мало что помнит, а мы с вами знаем уже очень-очень много, поэтому давайте поможем вспомнить жителям этого города: На какие две группы можно разделить все звуки? Какие звуки называются гласными? А какие согласными? А на какие две группы могут делиться согласные? Каким цветом обозначаются мягкие согласные? Твердые? А каким цветом обозначаем гласные звуки? Жители города просто так нас не отпустят в путешествие, они предлагают нам выполнить задание, составить звуковую схему к словам. Возьмите цветные карандаши трех цветов и на листе с заданиями раскрасьте квадраты обозначающие звуки. Молодцы! Теперь можем отправиться дальше. | Гласные и согласные Гласные произносятся без препятствий, воздуху проходит свободно, а при произношении согласных звуков - появляется препятствие на пути воздуха. На мягкие и твердые Зеленым Синим Красным Самостоятельно составляют и проверяют по эталону. | ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время: | А попадаем мы с вами в город «Вопросилкино». Жители этого города постоянно задают вопросы туристам и для нас они подготовили уже множество вопросов. Например, какие буквы пропущены в словах? Давайте ответим на этот вопрос. Нам знакома буква «м», мы уже изучали такую букву? Следующее задание от жителей этого города совсем непростое: «Составьте вопрос для себя, на который вы сможете ответить в течение путешествия» Вот теперь можем смело двигаться дальше. | ...осква, ...ешок, ...ышь, альбо..., вре...я, ли...он Пропущена буква «м», «М» Нет Какой звук «м» согласный или гласный? Как выглядит буква «м»? Какие слова есть с буквой «м»? и т.д. | ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время: | Следующим пунктом нашего путешествия становится город «Спортивкино» и здесь жители занимаются спортом, разминаются. Мы с вами последуем их примеру и немного разомнемся. Прочитайте название следующего города «Узнавалкино». Как вы думаете, что любят делать жители этого города? Конечно же, и здесь для нас приготовили множество заданий и вопросов. Мы совсем забыли про нашего друга Матроскина. Давайте его позовем. Слышите знакомый звук в начале имени кота? Что это за звук? Давайте попробуем его протяжно произнести: м-м-м-м Появляется ли преграда во время произношения звука? Что преграждает путь? Если появляется преграда и долго протягивать звук невозможно, какой звук? Что еще можно сказать про этот звук? Матроскин согласен с нами и посмотрите, что он нам ответил? Снова этот звук. Давайте посмотрим, похож ли он на предыдущий? А отличается чем-нибудь? Чем? Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице 78 и посмотрите вверху страницы, в какие цвета раскрашена буква М? Как вы думаете, почему? Посмотрите внимательно на букву М. На что она похожа? Возьмите карандаши или ручки и выложите у себя на столе эту букву. Получилось? И жители города предлагают нам выполнить задание: на картинке найти предметы, в названиях которых есть такая буква. (Азбука стр.78) Теперь нам предстоит самостоятельно составить слоги и слова с этой буквой, для этого посмотрите на экран и соедините букву М с другими буквами, что получилось? А теперь задание усложняется, прочитайте слоги и слова с буквой М. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео) Много всего изучать и узнавать. Зовут [м] Произносят хором Да Сжатые губы Согласный Он твердый м-яу Мягкий В синий и зеленый Потому что звук может быть и твердым и мягким мимоза, мама, молоко, мёд, самовар, масло На доске | ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; КУУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач Время: | Среди тех слов, которые назвали, скажите, в каких звук М встречается в начале слова? в середине? и в конце? Ну и завершаем свое путешествие в городе «Повторялкино». Чем же могут нас удивить жители этого города? И нам предлагают повторить то, что мы уже знаем и умеем, а именно найти на картинке букву М и раскрасить только те части, где она есть. | Они все повторяют.  | ПУУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение обобщать и классифицировать по признакам; РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время: | А сейчас я буду называть слоги и слова, а вы будете хлопать в ладоши, если звук [м] твердый, если мягкий [м’] поднимать руки вверх домиком. Если вдруг не услышите звук [м], то ничего не показываем. Готовы? мир, Рим, море, ам, мак, му, ме, тир, весло, мысль, вор, комар, мухомор, медь | Да | ПУУД: умение обобщать и классифицировать по признакам; РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; КУУД: слушать и понимать речь других; ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
7. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время: | Мы с вами возвращаемся из путешествия. Посмотрите на Матроскина, у него что-то есть в руках. Матроскин, а зачем тебе сейчас буква «м»? - Оцените себя, раскрасив букву в тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке: красный, если отлично поработали и запомнили все из путешествия, оно вам понравилось; желтым, если путешествие было интересным, но не все в нем получалось, изредка допускались ошибки; зеленым, если плохо получалось выполнять задания во время путешествия. | Самооценка собственной деятельности на уроке. | РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать самостоятельно или с одноклассниками результат своих действий; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; ЛУУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся |