СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных букв.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных букв.»

Дифференциация гласных букв.

Цель: учить детей анализировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения. Учить производить звуковой анализ слова. Развивать слуховое внимание, фонематический звук.

Оборудование: мяч, тетрадь в линейку, цветные карандаши, карточки с некоторыми гласными и согласными буквами.

  1. Вводная беседа.

- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)

- А что мы можем услышать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья)

- Давайте вспомним как жужжит пчела: ж-ж-ж, как собака рычит: р-р-р, как волк воет: у-у-у.

Вспомните какие звуки мы слышим на улице? (Дождь по лужам и листве капает, листья шелестят, снег под ногами скрипит)

- Всё это звуки! Запомните, звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить (Т.е. то, что мы говорим, наша речь – это звуки)

2. Грамматическая сказка.

Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали: Я, Е, Ю,Ё. Остальные 21 тоже были добрвми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались согласными. Когда они становятся вместе, то получаются слоги.

  1. Разбор и анализ сказки.

- О каких звуках-певцах мы говорили? (А, О, У, Ы, Э, И, Я, Е, Ю, Ё)

- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Почему не получается, что мешает при произнесении? (Губы) А попробуйте спеть звук «З». Что мешает? (Зубы, язык)

- Те звуки, которые мы поём голосом, называются гласными звуками. А те, которые не поются – согласными.

- Как ты думаешь, кому живется легче: гласным или согласным? Ну конечно гласным. Они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречают преград, их можно петь. А когда произносим согласные, то губы, зубы, язык, образуют преграду и петь их невозможно.

4. Физминутка с мячиком.

- Я называю звук, тот, кому кину мячик, отвечает какой это звук гласный или согласный.



  1. Звуки и их обозначение на письме. Звуковая схема.

- Как вы думаете, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

- С буквами мы начнем знакомиться на следующем занятии. А сейчас поучимся составлять звуковую схему слова (раньше мы составляли схему предложения, а теперь научимся звуковую схему слова составлять)

- Давайте договоримся, что каждый звук будем обозначать квадратиком .. Один звук - один квадратик.

Если звук гласный, то квадратик раскрасим красным цветом. Если звук согласный, то квадратик раскрасим синим цветом.

Например, слово кот- с.к.с.

  1. Закрепление. Работа в тетради.

- Потренируемся составлять звуковые схемы слов в тетради.

Слова: мак, дом, рука, кукла, рыба, сок, тыква.

  1. Итог.

- Сегодня мы говорили о звуках. Что мы о них узнали? (Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные.) Чем гласные звуки отличаются от согласных? Приведите примеры гласных звуков/ согласных звуков. Каким цветом обозначаем гласные звуки / согласные звуки?



















Памятка.

Всё что мы слышим и произносим – это звуки. (Звуки, которые мы произносим называются речевыми) Звуки бывают гласные и согласные (гласных звуков 6, согласных 21). Гласные звуки можно петь (когда мы их произносим во рту нет преграды). Согласные звуки петь нельзя (потому что губы, зубы или язык образуют преграду). В звуковой схеме каждый звук обозначаем квадратиком. Гласные звуки обозначаются красным цветом (красный квадратик)

Согласные звуки – синим цветом (синий квадратик).