Конспект логопедического занятия на тему: « Звук и буква Щ.»
Цель: дифференциация звуков Щ и буквы Щ.
Задачи:
совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
развитие навыков звукобуквенного анализа на данный артикуляционный уклад;
развитие фонематического слуха на данные акустические образы;
активизация словарного запаса;
повторение изученных орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
развитие неречевых психических процессов.
Наглядные пособия и разделочный материал: тетради; наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, антонимов, синонимов; схемы-операторы: артикуляционной гимнастики, характеристики звуков; речевые профили звуков Ч, Щ; раздаточный материал для чтения текстов и выполнения корректурной пробы; доска; компьютер.
Ход занятия
1. Орг. момент.
«Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».
– Какое сейчас время года? Перечислите времена года.
2. Дыхание – основа жизни.
Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И.
3. Артикуляционная гимнастика:
– для того, чтобы красиво говорить, мы должны сделать несколько артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Баранка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».
4. Введение в тему занятия.
Дайте характеристику звука Щ.
Какой он?
Подберите синоним слова ЕДА-ПИЩА.
Звуко-буквенный анализ слова ПИЩА-[ П’ИЩ’А]-4 б.,4 зв.,2 сл..
Проговорить скороговорку : волки рыщут - пищу ищут.
5. Припоминание слов на щ: в конце, середине и в начале слова.( овощ, щенок, борщ, пещера,защита, морщинки)
Письмо (по следам анализа) . Правописание ща, щу.
Ащ-ща- роща, пища, гуща, чаща.
Ущ-щу-щука, ищу, пищу, пущу.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Овощей мы наберем, | Идут на месте. |
Если в огород пойдем. |
Здесь поспели не бананы: | Останавливаются, разводят руки в стороны перед собой. Отрицательный жест указательным пальцем. |
Лук, чеснок и баклажаны | 2 поворота туловищем влево-вправо руки на поясе. Наклонится – руки перед собой. |
И редиска и морковка - | Поднимают левую, затем правую руку вверх. |
Им в земле сидеть так ловко. | Руки на поясе. Присесть. |
Мы их из земли достанем | Наклониться вперед – хватательные движения ладонями у пола. |
И салаты делать станем. | Потирающие движения ладонями друг о друга. |
-ребята попробуем с вами изменить слово по образцу.
Бурлить-бурлящий, гудеть- дымить- читать- говорить- играть- рубить- смотреть- дрожать- кипеть- видеть- свистеть-
7. Коррекционная работа на лексическом уровне.
Задание 1. Подумай, каким словом можно назвать группу предметов?
Баклажан, свекла, капуста, огурец-…(овощи)
Сумка, расческа, будильник, корзина-…(вещи)
Лев, медведь, медведь, волк, лиса-…(хищники)
Масло, молоко, мясо, сыр -…(пища)
-Записать, разделить на слоги, поставить ударение.
8. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Задание 1. Исправь и запиши предложения.
Роща освещает луну.
Щавель щипал детей.
В клещах лежал ящик
9. Игра «Вратари».
Девочки записывают слоги со звуком Ч, мальчики со звуком Щ.
Ч ч | Щ щ |
Чай(ка) | Пи(щу) |
Чу(лок) | И(щу) |
Ку(ча) | Чи(щу) |
– Какую орфограмму вы можете назвать?
10. Итог.
– Какой звук мы сегодня изучали? Спасибо, дети. Вы сегодня очень хорошо работали. Занятие окончено, до свиданья.
Отгадай загадки и запиши отгадки.
Заваривают в чайнике кипящим кипятком.
Бабуля пьёт из блюдечка, дедуля с сахарком.
Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, гуляет … .
Он с хозяином гуляет, мне он хвостиком виляет:
– Гав-гав-гав! Привет, дружок, узнаёшь? Ведь я …
Отгадай загадки и запиши отгадки.
Заваривают в чайнике кипящим кипятком.
Бабуля пьёт из блюдечка, дедуля с сахарком.
Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, гуляет … .
Он с хозяином гуляет, мне он хвостиком виляет:
– Гав-гав-гав! Привет, дружок, узнаёшь? Ведь я …
Задание 1. Исправь и запиши предложения.
Роща освещает луну.
Щавель щипал детей.
В клещах лежал ящик
Задание 1. Исправь и запиши предложения.
Роща освещает луну.
Щавель щипал детей.
В клещах лежал ящик
Ч ч | Щ щ |
Чай(ка) | Пи(щу) |
Чу(лок) | И(щу) |
Ку(ча) | Чи(щу) |
– Какую орфограмму вы можете назвать?
Ч ч | Щ щ |
Чай(ка) | Пи(щу) |
Чу(лок) | И(щу) |
Ку(ча) | Чи(щу) |
– Какую орфограмму вы можете назвать?