СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки скрипки так дивно звучали...Интегрированный урок музыки, литературы, обществознания

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 5 класса знакомятся с музыкальным инструментом - скрипкой, изучают родственные инструменты. урок интегрированный: музыка, литература и обществознание.

Просмотр содержимого документа
«Звуки скрипки так дивно звучали...Интегрированный урок музыки, литературы, обществознания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Наргинская средняя общеобразовательная школа», село Нарга, Молчановский район

















Автор: Богайчук Светлана Владимировна

Интегрированные предметы: музыка, литература, обществознание

Тема урока: «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут




























Нарга 2017



Тема: «Звуки скрипки так дивно звучали…» (интегрированный урок музыки, литературы и обществознания, 5 класс)

Цель:

  • познакомить с историей возникновения скрипки и родственных инструментов.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания об истории возникновения скрипки;

  • конкретизировать слуховые представление детей о тембровой окраске струнно-смычковых инструментов;

  • формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание струнных смычковых инструментов, анализировать текст произведения

Развивающие:

  • развивать тембровый слух;

  • совершенствовать вокально-хоровые и ансамблевые навыки.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

  • создавать атмосферу для творческой деятельности детей.

Тип урока: интегрированный (музыка, литература, обществознание)

Методы обучения:

- метод зрительной наглядности: презентация, скрипка, ноты, видео сюжеты;

- методы слуховой и зрительной наглядности;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод размышления о музыке;

- метод сравнения;

- словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:

Аранжировка, (обработка), каприс, виртуоз, Н.Паганини, А. Страдивари, паспорт, Г.Паустовский «Струна»

Задания для учащихся на уроке:

- слушать музыку;

- читать текст и анализировать;

- эмоционально исполнять песню;

- составлять кластеры;

- составление паспорта скрипки;


Музыкальный материал:

Каприс № 24 Н.Паганини,

Девид Гарредд, виртуоз - скрипач

Виктор Зинчук исполнение 24 каприса,

Звучание скрипки, альта, виолончели, контрабаса, симфонического оркестра.

Оборудование урока:

Мультимедийная установка, скрипка, ноты для скрипки, книга о Паганини, видеосюжет с музыкой каприсов Паганини, текст рассказа Г. Паустовского «Струна»

Основные этапы урока:

Организация: 2 минуты.

Работа над текстом (вместе со слушанием): 15минут.

Составление паспорта: 2 минуты.

Вокально-хоровая работа: 10 минут.

Слушание музыки: 10 минут.

Обобщение и домашнее задание: 1 минута.

Ход урока.

Организация урока.

Разминка Поём песню «Гимн школьников» (Приложение №1)


Учитель музыки: На прошлом уроке мы с вами изучали тембры голоса. На доске написаны названия тембров голоса. Разделите эти голоса на две группы. А теперь выстройте от высокого голоса к низкому.


бас



сопрано



баритон



Меццо-сопрано



тенор



контральто






Учитель музыки: Оказывается, что ТЕМБР бывает не только у людей, но у музыкальных инструментов. Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте музыкальный инструмент.

Слушание музыки.

Задача:

-узнать тембр скрипки.

Звучит фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехерезада»

Вы узнали, какой инструмент исполнял мелодию?

Скрипка.

Вы хотите узнать об истории этого инструмента?

Посмотрите на слайд, или в учебник на стр.113. (учебник Музыка, 5 класс)

Учитель литературы: Какая строка четверостишья Толстого или Блока может стать темой урока?

Слайд №1.

«Звуки пели, дрожали так дивно

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи.

А.Толстой.

Задача:

-определить тему урока.

Слайд №2.

Учитель литературы: А что вы уже знаете о скрипке?

1 ученик ищет в Толковом словаре ЛЗ слова

Фаза вызова.

Составление кластеров - англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.










Добиться в ответах главной мысли: «живая» музыка всегда радует больше слушателя.

Учитель музыки: Начнём с истории. Вы сейчас будете читать текст (Приложение №2) и при чтении отмечать значками:

Слайд №3.

Что нового: +

Знал ранее: v

Думал иначе: -

Не понял: ?

Приём критического мышления.

Прочтение текста учителем. История происхождения скрипки.

Во время прочтения текста, показ слайдов, звучание инструментов, загадки.

Учащиеся отмечают текст значками на полях.

Задачи:

- узнать историю скрипки;

-выделить для себя (каждому учащемуся) что узнал нового, что знал заранее, думал иначе и что не понял.

Звучит виола.

Звучит гудок.

Звучит альт, виолончель, контрабас.

Учитель музыки: В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из простушки стала любимицей большой сцены.

Учитель литературы: А что за мастера изготавливали скрипку, нам расскажет …(про Страдивари) (Приложение №3)

История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской он изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки. Ближайшие родственники скрипки были и остаются альт, виолончель и контрабас.

Учитель музыки: Как называлось всё это семейство струнных смычковых инструментов? Скрипки, виолончели, конрабасы, альты

Учитель музыки: Квартет? Квинтет? Что это? (ответы обучающихся). Это струнные ансамбли, в которых особое значение имеет скрипка.

Физкультпауза:

Я на скрипочке играю,

Тили – ли, да ти – ли – ли,

Пляшут зайки на лужайке,

Тили – ли, да тили – ли.

Заиграл на балалайке,

Тренде – брень, да тренде – брень.

Пляшут зайки на лужайке

Тренде – брень, да тренде – брень.

А теперь на барабане

Бум, бум, бум, бум, бум, бум.

В страхе зайки разбежались,

По кустам, по кустам.

Симфонический оркестр. Слушание. Звучание струнно-смычковых.

Учитель музыки: Работа в группах. Наберите себе команду. (Два обучающихся набирают себе команду)

Учитель обществознания: Сейчас вы будете составлять паспорт для скрипки. А что такое паспорт?

(Приложение №4)

Текстом можно пользоваться.

ПАСПОРТ. (на доске)

Имя - скрипка.

Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.

«Второе рождение» - 16 век.

Семейство – струнно-смычковые.

Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.

Родня в России – гудок.

Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.

Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.

Проверяем. Оцениваем: 8-6 + =5 баллов.

5-3+ = 4 балла. Ниже оценку можно не ставить.

Учитель музыки: Скрипка получила свой паспорт. А кто же будет играть на скрипке? Скрипач.

Кто-нибудь помнит имя великого итальянского виртуоза-скрипача, который жил в 18 веке? (ответы об-ся). Никколо Паганини.

Учебник Музыки, стр.116-117. Прочитайте информацию про Паганини. (1 мин)

Подумайте, какой бы вы задали вопрос своим одноклассникам, исходя из прочитанного текста.(об-ся задают вопросы).

Учитель литературы: я бы хотела уточнить с вами, ребята, что такое

Каприс (caprice) – виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами.

ВИРТУОЗ – мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

Учитель музыки: а я вам хочу рассказать одну историю. Паганини выступал на концерте в знаменитом оперном театре Ла-Скала и одна за другой на скрипке стали рваться струны. Кто-то из злых соперников подпилил струны в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца. Послушайте произведение Никколо Паганини.

Слушание Каприс №24 из фильма

Наши современные музыканты тоже знают и любят музыку Паганини.

Исполнение Каприса №24 Девид Гарредд, скрипач-виртуоз, 1980 года рождения, в Германии, он же снимался в роли Никколо Паганини в фильме.

Для вас играет супермузыкант, гитарист Виктор Зинчук.

Учитель музыки: СПРАВКА!!! Произведение, созданное на основе классической музыки или народной, может называться – обработкой, аранжировка – (от фр. arranger — «приводить в порядок, устраивать») — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной.

Кто знает, а гитара может являться родственником скрипки? Почему? Может.

Учитель литературы: Предлагаю послушать небольшой рассказ Г Паустовского «Струна» (Приложение № 5 )

Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского «Струна»

Ученики:  работают с текстом, Чтение рассказа  (Р.Т. стр. 34-36.).

2.2. Беседа по тексту - 3 мин

Учитель - О чем этот рассказ?

Ученики: Этот  рассказ о скрипаче, который выступал на концерте и у него порвались струны.

Учитель -  Какое время истории России описывает Паустовский?

Ученики: Великая Отечественная война.

Учитель -  Что удивило и поразило вас в этом рассказе?

Ученики: Ситуация в которую попал музыкант.

Учитель - Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?

Ученики: Его желание сыграть этим солдатам, которые так ждали от него музыки, сильная любовь к музыке.

Учитель - Как вы считаете, то, что произошло в рассказе,  могло ли случиться в реальной жизни?

Ученики: Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.

Учитель - Давайте, вновь обратимся к рассказу.   С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?

Ученики: С Никколо Паганини.


Рефлексия.

Приём технологии критического мышления.

Подведём итог:

Заполните:

Мне понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

Я хочу ещё послушать Зинчука…Девида Гарретта

Я бы хотел научиться играть на…

Выставьте оценки в дневник.

Домашнее задание на выбор:

1.Составить генеалогическое древо родственных инструментов скрипки. Посмотрите, какие есть струнные инструменты. Слайд №13.

2. Найти интересные факты биографии Н.Паганини.

3.Ответить на вопрос по рассказу «Струна»: «Что помогло музыканту довести до конца своё выступление на единственной оставшейся струне скрипки?»

Приложение №1

Гимн школьников

Девочки, мальчики, школьные года,
Все мы романтики, есть у нас мечта.
И пусть пока мы только дети - нам еще расти,
Но свои детские воплотим мечты.
Это мы! Юные мы! Дружные мы!
Выпускники и малыши - нам открыты все пути.

Припев
Так было всегда:
Вчера детвора,
А завтра мы большие люди.
Большая страна, большие мечты
Здесь сбудутся.
Большим кораблям большие моря
И грандиозные открытия
Великим мечтам поможем мы воплотиться.
Мы это ты, страна!

Умники и умницы, спортсмены и певцы,
Все у нас получится, если вместе мы.
И друг за дружкой в век грядущий к знаниям пойдем,
Школьное содружество - интересно в нем.
Это дом! Общий наш дом! Учимся в нем!
Песни поем, вместе растем,
Дружбу нашу бережем.


Приложение №2

История происхождения скрипки.

Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.

Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.

Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных.

У скрипки много родственников. Самая близкая – виола. Во время игры её держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.

Звучит виола. Виола и её звучание

В славянских странах Европы скрипка известна с девятого века. Тембр её голоса напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.

В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры скоморошьего инструмента, который называется гудок.

Звучит гудок. Гудок.

Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.

Звучит альт, виолончель, контрабас.

Приложение №3

Повествование перенесет вас более чем на 300 лет назад и более чем на две тысячи километров на запад, в Итальянский город Кремону. И вы познакомитесь с замечательным человеком, превратившим ремесло мастера, делающего музыкальные инструменты, в подлинное, высокое искусство.

В 1680 году Страдивари поселился на Площади св. Доминика, Кремона, где он и приобрёл славу великого мастера. Он старательно улучшал работы Амати, добиваясь певучести и гибкости голосов у своих инструментов; изменял их форму на более изогнутую; занимался украшением инструментов. Общепризнано, что самые его прекрасные инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 годы (а наилучшие в 1715 году), в том числе превышая по качеству инструменты, изготовленные впоследствии с 1725 по 1730 годы.

Кроме скрипок, Страдивари также изготовлял гитары, альты, виолончели, и по крайней мере одну арфу — по текущим оценкам всего более 1100 единиц инструментов.Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 года и был похоронен в Базилике Сан Доменико.

Учениками Страдивари были его сыновья — Франческо и Омобоно. Считается однако, что свой богатый опыт мастера он не передал никому, в том числе и своим сыновьям.

Антонио Страдивари — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы. Полагают, что Антонио Страдивари родился в 1644 году, хотя его точная дата рождения неизвестна. Его родителями были Александро Страдивари и Анна Морони.

Основоположниками итальянской школы скрипичных мастеров были Андреа Амати и Гаспаро да Сало (Бертолотти), а наиболее выдающимися мастерами в период расцвета школы (с середины 17 до середины 18 века) — Никколо Амати и два его ученика, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу.

Скрипку Антонио Страдивари изготовил в 1716 году – в середине своего «золотого периода». Мастер прожил долгую жизнь – 92 года, изготовил более 600 скрипок. Но все свои лучшие инструменты он создал за последние тридцать лет жизни. У этой скрипки есть имя – «Маршал Бертье». Наполеон, который интересовался искусством и старался все лучшее прибрать к рукам, во время своего испанского похода захватил в Мадриде две скрипки Страдивари. Одну подарил маршалу Мюрату, другую – маршалу Бертье, который был у него начальником штаба. Почти весь XIX век скрипка находилась в семье Бертье. Затем ее продали, и «Маршал Бертье» сменил много хозяев, пока не осел в частном фонде музыкальных инструментов в Милане. Некоторым музыкантам владельцы фонда разрешают играть на своих инструментах.





Приложение №4

Паспорт Мужской род

1.Официальный документ, удостоверяющий личность владельца.

"Прописать п. в милиции"

2.Регистрационный документ машины, предмета хозяйственного оборудования и т.

"П. станка, автомобиля

Приложение №5

К Паустовский «Струна»

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Он прославлен бесстрашием советских людей. Эти люди дрались до последней пули.

Налетали ветры, и неспокойно шумело море. Оно было блестящим и серым, как свежий разрез на свинце. Окончились северные летние ночи, но закаты, как всегда на Эзеле, медленно горели над водой, и сонно шумел сосновый лес, разросшийся на дюнах. Шум сосен не проникал в окопы. Его заглушали взрывы, свист бомб, визг мин и хватающий за сердце рев бомбардировщиков.

Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

«Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»

А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое, и, может быть, за это моряки и актеры полюбили эту звезду и прозвали ее «подругой».

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

– А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.

Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь, море затянулось туманом. На ветвях сидели мокрые синицы. Они уже привыкли к свисту пуль и только удивленно попискивали, когда пуля ударяла в ствол дерева и с листьев сыпались брызги.

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.

В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.

Летчик – простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.

Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.

Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

  2. Хрестоматия «Музыка. 5 класс».

  3. Г.К. Паустовский «Струна»


https://infourok.ru

https://nsportal.ru

http://www.pion

http://wpapers.ru/

http://muzofon.com

http://fluppi.ru/

https://урок.рф


13