СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Звуки [з], [з,].Буква З,з.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Звуки [з], [з,].Буква З,з.»









Технологическая карта по обучению грамоте

Для 1 «Б» класса

на тему:

« Звуки [з], [з,].Буква З,з.














Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

1 слайд- Добрый день, ребята!

Готовность к уроку

Давайте улыбнёмся друг другу

Улыбки подарим гостям

У вас всё готово ?

Тогда за работу

Успехов желаю всем вам !

-Добро пожаловать на урок обучение грамоте .

Слушают учителя.







2.Актуализация.

Мотивация.

Постановка учебной задачи.


Послушайте загадки и назовите отгадки.

1.Пузом по земле ползёт

За собою хвост везёт

В страхе вся моя семья

Напугала нас… 2 слайд.

2.Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы. 2 слайд.

-Послушайте звучание нового звука в слове змея и произнесите его самостоятельно.

-Обратите внимание, как располагаются во рту язык, зубы, как проходит воздух.

-Что мы еще стараемся узнать о согласном звуке [з]?



Произнесите и послушайте еще раз этот звук. Этот звук твердый, так как за ним следует согласный звук.

-Произнесите вторую отгадку и послушайте звучание звука [з]. - Зебра.

-Произнесите только первый слог и постарайтесь выделить звук [з,].- Зе.

-Дайте характеристику звукам [з] и [з,].

-Давайте сформулируем тему урока . Слайд 4.

- Цель нашего урока – познакомиться со звуками [З], [З’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [з], [з’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

Слушают учителя.


-Змея





-Зебра






- Змея. Звук [з] - согласный. Он произносится с препятствиями. Воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами. Этот звук состоит из голоса и шума.




- Мы слышим звук [з,]. Он не похож на первый звук. Этот звук звучит мягко, так как за ним идет гласная е.

- эти звуки согласные.Один звук твердый, другой мягкий. Мягко звук [з,] произносится, когда за ним следуют гласные звуки [и] и [е]. Твердо звук [з] произносится, когда за ним следуют звуки [а], [о], [у], [ы].

-«Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает».


3.Работа по теме урока


Земля наша большая. Есть у нас дремучие леса и высокие горы, степи, моря и озера. Везде водится много животных. А вот чтобы познакомиться с некоторыми из них, мы отправимся на экскурсию ...

-Где сейчас мы можем встретить зебру и змею?

-Как вы понимаете значение слова  зоопарк?

-С какого звука начинается слово зоопарк? Слайд 6.

- Произнесите звук [з] хором и скажите, какой он.

-Коротко охарактеризуйте звук [з].

- Звук [з] согласный, звонкий, твердый



– У каждого из вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв. Обведите ручкой ту из них, которая обозначает звуки [з], [з’].

Дети обводят. Учитель показывает букву всему классу

- Как называется эта буква?

- На что похожа буква з?
-Изобразите букву З с помощью ленточки.

У. Итак, билетики у всех есть? А теперь мы отправляемся знакомиться с обитателями зоопарка. Но чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. Что для этого надо сделать?
 Надо научиться читать слоги.

Прочитайте слоги в прямом и обратном порядке. Слайд 7.

ЗА З0 ЗУ ЗЫ ЗЕ ЗИ

- Почитайте слова: зоопарк, зоомагазин , зоосад. Можно ли все слова столбика назвать родственными?

- Назовите общую часть в родственных словах.

Экскурсия по зоопарку

- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 8

-Ребята, что вы знаете о слонах? 

-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни.

-Как вы думаете, для чего они нужны слону? 

- Ребята, а как называется детеныш слонихи ?

- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное?  Слайд 9

- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.

- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Слайд 10

- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.

- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 11

- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

-А это что за зверь? 

- Правильно! Это лев. Слайд 12

- Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Что это значит?

- Чем питаются львы? Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 13

- Ребята, что вы знаете о медведях?

- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.

- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 13

- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.

-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 14

Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.

-Закончилась наша экскурсия по зоопарку.

- А сейчас немного отдохнем.

 Физкультминутка Слайд 16.

Игра « Кто больше»

Придумайте слова ,где звук в начале ,в середине слова.

Работа с букварем . Слайд 17.

У. Ребята, откройте буквари на странице 90, и мы продолжим прогулку по зоопарку. Рассмотрите рисунок. Куда пришли дети ?Каких животных они увидели в зоопарке ?как вы думаете понравилось ли детям в зоопарке ?

Чтение текста с.91
-Можно ли по названию текста определить его содержание?
-Прочитайте текст молча. ». Понравился ли вам рассказ?
(Выборочное чтение)
- О каких животных говорится в тексте? 
Что делают эти животные? Как себя вели? 

-Что есть в зоопарке ?(Аквариум ) Кто там живёт ?(Сомы ,налимы)

-Кто особенно заинтересовал ребят ?(змеи)

-Что вы узнали о змеях ?( как они зимуют)

Чтение текста по цепочке (назовите слова,в которых встретилась буква Зз )



X. Физминутка

– Я буду называть животных, а вы, если услышите новые звуки – хлопайте, если не услышите – шагайте на месте. (Заяц, слон, тигр, змея, волк, дикобраз, лось, зяблик.)

XI. Чтение стихотворений о животных и работа с ними

У. А сейчас нам необходимо прочитать веселое стихотворение и узнать о каком животном говориться в тексте.  Найдите в стихотворении слова с новыми звуками и подчеркните в них букву З.

 Выборочное чтение стихотворений детьми.

XII. Игра-пантомима «Звери из забавного зоопарка»

Слайд 18.

Дети изображают животных, после того, как учитель шепнет им название животного на ушко. (Заяц, обезьяна, змея, козел.)

–  Экскурсия в зоопарк завершается, подходит к концу урок.



-В зоопарке


-Слово зоопарк начинается со звука [з].

- Зоопарк – это место, где содержатся животные для показа.


-Звук [з] согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горлышко не свободно.
Этот звук звонкий, потому что при его произнесении нам помогает голос. Этот звук твердый.






-ЗЭ

- Буква З похожа на цифру 3.

.(Дети изображают)(на столе у каждого ленточка)

- Надо научиться читать слоги.




-Дети читают .





-Да.


- Слова имеют общую часть «зоо», которая в переводе означает «животные».





-Ответы детей.

- Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.





-слонёнок

-Жираф




















-Ответы детей.







-Лев








Ответы детей



































Ответы детей. (зонт,заяц,озорник,зебра,азбука,ваза)









-Да мы будем читать о животных зоопарка .



Ответы детей.

4.Подведение итогов, рефлексия


-С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке?
Охарактеризуйте их.
Кто считает, что хорошо потрудился на уроке?
Какое у вас настроение? (Дети показывают соответствующую звездочку и клеят её на доску .
 Слайд 19.


- Мы познакомились сегодня со звуками [з], [з’].


- Звук [з] согласный, звонкий, твердый.
Звук [з] согласный, звонкий, мягкий. Они обозначаются буквой З.