СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка м.р.Приволжский Самарской области
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
К.Г.Паустовский.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 с. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области ПИВНЕВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСЕЕВНЫ)
Все мы прекрасно понимаем, в чем состоит значение русского языка. Но не все задумываются о значимости и величии. В полной ли мере мы пользуемся его богатством?
Наша речь-это важная часть нашей личности, души. И как прекрасно, если в школе есть учителя, которые по-настоящему, душой болеют за сохранение языка, ведут «борьбу» за чистоту русского языка, учат любви к своему языку. Ведь наши дети продолжат наше дело, возьмут в свои руки в свои руки управление народным хозяйством страны, продолжат традиции, заложенные веками в Российском государстве. Поэтому от того, как мы воспитаем наших детей, и будет во многом зависеть наше будущее.
Уроки русского языка и литературы дают неисчерпаемые возможности для формирования нравственной жизненной и гражданской позиции.
Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей Родины и на мировой арене обязывает нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения, навыки.
Занятия языком способствуют повышению общего уровня развития ученика, развивать навыки умственного труда (логическое мышление, способность к общению, анализу и т.д.). Каждый урок в том или ином отношении воспитывает ученика (дисциплинирует, развивает общее внимание, обогащает знаниями, развивает творческие способности, обогащают речь новыми словами и оборотами). Поэтому на уроках я использую разнообразные виды упражнений («напишите», «придумайте», «найдите») и, конечно же, провожу уроки с применением новых информационных технологий, где для самых пытливых и находчивых можно подобрать задания разного уровня. В этом мне во многом помогает программа «Фраза».
На уроках русского языка я работаю над формированием орфографической зоркости учащихся. Эта работа требует от детей больших усилий, поэтому я продумываю систему занятий, используя разные виды работ: работа в группах, парах, с консультантами. На уроках приходится много писать, и, чтобы облегчить эту работу, я использую перфокарты, опорные конспекты и схемы. В старших классах использую зачётную форму работы.
Стараюсь по мере возможности разнообразить свою работу. К примеру, на каждом уроке необходимо проводить словарную работу. Изыскиваю разные формы проведения этой работы. В упражнения я включаю слова, предложения, тексты на темы нравственности, воспитывающие патриотизм, этические и моральные нормы поведения, принципиальность, чуткость, доброту и т.д. Также на уроках я часто использую задания игрового и творческого характера: грамматические игры «Грамматическое лото», «Мой веселый звонкий мяч»; сочинения-миниатюры и др. Ребятам моих классов очень нравятся «Устные журналы», проводимые после прохождения каждой темы. Стараюсь к этой работе привлекать всех учащихся, особенно так называемых «слабых». В 5-6 классах часты уроки-игры «Час занимательной грамматики», где мои ученики с удовольствием разгадывают кроссворды и ребусы, придумывают цепочки однокоренных слов, заканчивают пословицы и поговорки; интерес вызывает у них и истории происхождения слов и выражений.
Используя разнообразные формы и методы работы, я замечаю, что учащимся очень трудно высидеть 40 минут напряженной работы, поэтому в уроки я включаю минутки эмоциональной и физической разгрузки: физкультминутки для снятия утомления в мышцах кисти, комплекс для снятия утомления зрения и др. На уроке я стараюсь вносить элементы юмора, что очень помогает снять напряжение в работе. Таким образом, на уроке создается обстановка творчества, ученики работают с удовольствием, чувствуют себя комфортно.
Работа с детьми требует от учителя не только глубокого знания предмета, но и современных методик, и технологий. Свой предмет надо любить, и эту любовь к нему передавать детям, воспитывать в них потребность открывать прекрасное в орфограммах, фонемах, творчески самовыражаться.
За годы работы учителем русского языка и литературы мною собран богатейший материал-банк педагогических находок и идей, которым я охотно делюсь с коллегами.
ЧГПИ им.Яковлева г.Чебоксары; СГУ факультет психологии г.Самара
Педагогический стаж: 27 лет