СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитайте текст и выполните задание.
Язык - отличительный признак этноса. Обычно один этнос - один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. <...>, почти все население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. на английском языке говорят не только англичане, но и англо-каеадца, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют новый язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.
Связь между этносом и территории очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагментов текста.
Прочитайте текст и выполните задание.
Язык - отличительный признак этноса. Обычно один этнос - один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. <...>, почти все население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. на английском языке говорят не только англичане, но и англо-каеадца, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют новый язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.
Связь между этносом и территории очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.
Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(ая) должно(а) стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это(у) вводное слово (вводную конструкцию)
Прочитайте текст и выполните задание.
Язык - отличительный признак этноса. Обычно один этнос - один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. <...>, почти все население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. на английском языке говорят не только англичане, но и англо-каеадца, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют новый язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.
Связь между этносом и территории очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это значение употреблено в первом предложении текста. выберите цифру, соответствующую этому значению в приведённом значении словарной статьь.
ЯЗЫК, а,м.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая .ударный гласный звук. Выпишите это слово.
занятА
зАгнутый
христиАнин
слИвовый
сирОты
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО кпотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, пдобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Его всегда отличала АВТОРИТАРНАЯ манера поведения.
Наша компания выдвинула суровые ЭКОНОМИЧЕСКИЕ требования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ изученик английского языка дало положительные результаты.
В стране создана ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ вертикаль власти.
Накануне аварии был произведен ТЕХНИЧЕСКИЙ осмотр автомобиля.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибкку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Перед путешественниками развернулась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НАИМЕНЬШИМ сопротивлением
пять КИЛОГРАММОВ вафель
ТРЁМСТАМ пятидесяти семи метрам
опытные БУХГАЛТЕРЫ
пара ТУФЛЕЙ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предлжения с косвеной речью
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепрчастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1). Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удается.
2) Книги не только обогащают эмоционально, но и заставляют думать.
3) Все, кто приходит на Красную площадь, еще издали видит замечательный храм Василия Блаженного.
4). В картине "Корабельной роще" воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
5). Благодаря комментариям Ю.М.Лотмана к "Евгению Онегину" каждый читатель лучше понимает эпоху А.С.Пушкина.
6). Символы, используемые художником К. Васильевым в картине "Нашествие", можно трактовать по-разному.
7). Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания болот.
8). Посмотрев фильм А.Звягинцева "Возвращение", мы решили написать об этой картине статью.
9). Через неделю послевенчания А. С. Пушкин сообщает своему другк П.А. Плетневу, что "я женат и счастлив".
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится проверяемая безударная гласная корня)
1). гражданин, предприниматель, роптать
2) памфлет, опоздать, касательная
3) примерять (платье), косоглазие, долина
4) сочинение, фамильный, разгадать
5) горбун, клевать, линять
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ни..пустить, не..горбившийся, ра..двоение
2) пр..нести, пр..хорошенькая, пр..вратник (стражник)
3) с..причасттный, ..логичный, п..губить
4) транс..ранский,сверх..кусный, пост..инфарктный
5) пар..нормальный, ..банкротиться, от..рваться
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) марл..вый, француж..нка
2) участл..вый, осматрива..щийся
3) крмил..ца, монаш..нка
4) поблеск..вать, вкрадч..вый
5) эмал..вый, незатейл..вый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кле..вший, раска..вшийся
2) плещ..шься, отча..нный
3) ненавид..м, неприкаса..мый
4) замер..нный, прочища..шь
5) кле..мый, степ..тся
Определите предложение, в которм НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Комната была (НЕ)БОЛЬШАЯ, но очень уютная.
Видна еще (НЕ)ОТТАЯВШАЯ земля.
В комнате было (НЕ)УБРАНО, книги лежали на полу.
Они жили, (НЕ)ЗАБОТЯСЬ о хлебе насущном.
Вдали желтели заросли (НЕ)СКОШЕННОЙ летом травы.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО, Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я ТАК(ЖЕ), как и все мои одноклассники, мечтаю, ЧТО(БЫ) состоялось моё поступление в высшее учебное заведение.
Отцветают подснежники, ЗА(ТО) буйно цветет сирень, а (В)СЛЕД за ней вишня.
Туристы очень быстро, (В)ТЕЧЕНИЕ двух суток, собрали что-то (В)РОДЕ плота.
(В)СЛЕДСТВИЕ этого что-то неясное томило душу председателя, и ВСЁ(ТАКИ) он решил принять предложение.
(ПО)ЭТОМУ мосту идти очень опасно, поэтому пойдём (В)БРОД.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Масля(1)ые ржаные лепёшки, сгущё(2)ое молоко, говяжья тушёнка, печё(3)ый в золе картофель - всё покажется вкусным на свнжем воздухе даже сверхизыска(4)ому гурману.
Расставьте знаки препинания, уажите прелдложения, в которых нудно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы и женские платья.
2) Профессор показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их
3) Ими либо восторгаются либо все в них критикуют но никогда не остаются равнодушными.
4) Туманы бывают если не каждый день то через день непременно.
5) Он походил на заводского мастера или управляющего.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).
Коршун (1) плавно (2) взмахивая крыльями (3) летит над самой землёю и вдруг останавливается в воздухе (4) словно (5) задумавшись о чем-то.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).
Несмотря (1) онако (2) на свой вид, держался человек (3) весьма (4) уверенно и (5) пожалуй (6) даже (7) надменно.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).
Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книг (4) чтение (5) которых стоило бы любого разговора.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).
Отец объяснил (1) что (2) если в тихую погоду туман поднимется кверху (4) то непременно надо ждать дождя (4) и (5) что дождь этот может быть затяжным.
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одни м тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)Здесь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяюшаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и 3 км в ширину. (4)Лотосовые "плпнтации" Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Ученые-медики утверждают: цветы лотоса - прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным - и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет имунную и нервную системы, омолаживает организм.
Прочитайте текст и выполните задания 22 - 27.
(1)Ивот родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня. (3)Вот и дом с потрескавшимися углами, обвалившимся крыльцом. (4)Наш дом, старый и покосившийся, давно заколочен. (5)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
(6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мзками. (8)В тот день, когда я уходил из дома, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, та же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и неверящим в обратную дорогу. (9)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум лесного леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над бором висит в синеве солнце, щедро, стремительно и бесшумно сыплющее в лохматую прохладу мхов свои червонцы. (12)А над мхами, словно сморённые над пряжей старушки, дремлют смолистые ели: они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (13)Под елями - древний запах папоротника. (14)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях зеленая трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду. (15)В эту прохладную русалочью постель потом долго смотрю, наблюдаю, как расходятся и умирают водяные круги.
(16)Тихая моя родина, ты все так же не даёшь мне стареть, врачуешь душу своей зелёной тишиной! (17)Но будет ли предел тишине?!
(18)Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу к белым сказкам моей земли. (19)Молодые берёзы, омытые июльскими дождями, стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: "Ук-ку, ук-ку!" - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. (20)И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест. (21)Я сажусь у тёплого стога, думаю, что, кргда отмашет время всего какаих-то полстолетия, берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (22)И чудится в шелесте берез укор вечных свидедельниц человеческого горя и радости. (23)Белоствольные деревья веками роднились с нами, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам.
(24)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавнобыло так много деревень, а теперь растут одни деревья. (25)нет, в здешних местах пожары нечасты, и лет пятьсот тут уже не было нашествий. (26)Может быть, так оно и надо? (27)Исчезают деревни - рождаются шумные. многолюдные города...
(28)Шепчутся сосны, старожилы леса, шелестят листвой березы. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками. (30)Но вдруг в эту тишину врывается непонятный свист, который разрастается и на мгновение заполняет до краев весь этот тихий зелёный мир. (31)Я смотрю в небо: рычащее туловище реактивного самолёта уже исчезает за горизонтом, с собой унося металлический свист и скрежет. (32)Как мне понять, что это?.. (33)Как принять?..
22. Какие из высказваний не совпадают с точкой зрения автора. Укажите номера ответов.
Какие из перечисленных утверждения являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 19 - 20 представлено описание.
2) В предложениях 1-15 представлено повествование.
3) Предложения 29 и 30 противопоставлены по содержанию
4) В предложениях 28-29 представлено рассуждение.
5) Предложение 23 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 22.
Из предложений 21 - 23 выпишите антонимичную пару.
Среди предложений 16 - 21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22 - 25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
"Языковые средства, выбранные автором, помогают передать впечтление от увиденного эмоционально, образно. Родные места видит взрослый человек, но ему, как в детстве, все вокруг кажется живым, наполненным звуками, и автор создаёт запоминающийся, живой образ "тихой родины" прежде всего с помощью А _____: ("глухо шепчут сосны", "дремлют ели", "расходятся и умирают водяные круги", "Роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам..."). Приём Б _____ ("...голос кукушки: "Ук-ку, ук-ку!" - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку" в предложении 19) с этими переливами "о-у" помогает "озвучить" картину. Чувство умиления, которое вызывают картины родной природы, автор выражает и с помощью В _________ ("словно сморенные за пряжей старушки, дремлют..." в предложении 12, "как хитрая лисичка, вильнула..." в предложении 18). И заключительный аккорд: "Я обнимаю свою землю.,," ! Эта Г ______ передает чувства, бьющие через край, трогательную взволнованность писателя, возвратившегося на родину."
Список терминов
1) сравнительный оборот
2) аллитерация
3)гипербола
4) эпитеты
5) ассонанс
6) парцеляция
7) контекстные антонимы
8) олицетворени
9) перифраз
© 2022, Ревина Ирина Вениаминовна 1792