СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант (тестовая часть) основного государственного экзамена 2025 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данный тест поможет выявить уровень готовности обучающихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1) Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. (2) Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. (3) Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. (4) Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь,  — и ты становишься мастером. (5) Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

Варианты ответов
  • хорошо (предложение 1)
  • каждый переживает (предложение 2)
  • работать (предложение 3)
  • ты становишься (предложение 4)
  • не сравнится чувство (предложение 5)
Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

(1) Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. (2) Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. (3) Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. (4) Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь,  — и ты становишься мастером. (5) Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

Варианты ответов
  • Предложение 1 простое, осложнено вводным словом и однородными сказуемыми.
  • Предложение 2 осложнено однородными дополнениями.
  • Предложение 4 имеет три грамматические основы.
  • Предложение 4 сочинительной и подчинительной связью между частями.
  • Первая часть предложения 5 односоставное безличное предложение.
Вопрос 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Распространённое приложение обособляется, если относится к личному местоимению.

Варианты ответов
  • Приветствую тебя я ныне, о юность дерзкая моя!
  • На опушке заметил он просторный, крепко рубленный из толстых брёвен сарай.
  • Мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, чтобы звучало и неожиданно, и веско, и ново.
  • О славной той поре, о дерзкой юности, я вспоминаю часто: старость на дворе.
  • Лето закончилось, небесное светило всё реже баловало нас теплом, деревья грустно роняли листья.
Вопрос 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Распространённое обращение отделяется от других членов предложения запятой.

Варианты ответов
  • Приветствую тебя я ныне, о юность дерзкая моя!
  • На опушке заметил он просторный, крепко рубленный из толстых брёвен сарай.
  • Мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, чтобы звучало и неожиданно, и веско, и ново.
  • О славной той поре, о дерзкой юности, я вспоминаю часто: старость на дворе.
  • Лето закончилось, небесное светило всё реже баловало нас теплом, деревья грустно роняли листья.
Вопрос 5

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Однородные члены предложения, соединённые только интонаций без использования союза, разделяются запятой.

Варианты ответов
  • Приветствую тебя я ныне, о юность дерзкая моя!
  • На опушке заметил он просторный, крепко рубленный из толстых брёвен сарай.
  • Мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, чтобы звучало и неожиданно, и веско, и ново.
  • О славной той поре, о дерзкой юности, я вспоминаю часто: старость на дворе.
  • Лето закончилось, небесное светило всё реже баловало нас теплом, деревья грустно роняли листья.
Вопрос 6

Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом (7) в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Вопрос 7

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

Варианты ответов
  • СКРЫВАТЬСЯ (от погони) – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
  • (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
  • РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу) – снаписание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
  • ЛОЖКА – написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова «ложек».
  • НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку) – деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.
Вопрос 8

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Однажды я нечаянн(1).. забрёл в какую-то незн(2)..комую усадьбу. Два ряда тесн(3).. п(4)..саженных елей ст(5)..яли впл(6)..тную к д(7)..рожке, обр(8)..зуя мрачную аллею.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
Вопрос 9

Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Крепость находится в (полтораста) километрах от города.

Варианты ответов
  • полторастах
  • полутораста
  • полтораста
Вопрос 10

Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Варианты ответов
  • игрушки для детей
  • игрушки детей
  • игрушки детям
Вопрос 11

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– (39)Это тебе... эти ледянистые...

(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

Варианты ответов
  • Андрейка пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
  • Алка отказалась брать цветы.
  • Дед и внук были очень похожи.
  • Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
  • Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
Вопрос 12

Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

Варианты ответов
  • - А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, - сказал мальчик.
  • Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
  • Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
  • Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
  • Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.
Вопрос 13

В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову сказал. Выпишите это слово.

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– (39)Это тебе... эти ледянистые...

Варианты ответов
  • промямлил
  • сказал
  • рванулся
Сохранить у себя: