СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант (тестовая часть) основного государственного экзамена 2025 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данный тест поможет выявить уровень готовности обучающихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Варианты ответов
  • элемент (предложение 1)
  • она является (предложение 2)
  • утверждение воспроизводится (предложение 3)
  • уникальность исчезла (предложение 4)
  • право считаться (предложение 5)
Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Варианты ответов
  • В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
  • Предложение 2 нераспространённое.
  • Предложение 3 сложносочинённое.
  • Вторая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным приложением.
  • Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Вопрос 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Варианты ответов
  • При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
  • Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.
  • Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  • Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
  • В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Вопрос 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Варианты ответов
  • При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
  • Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.
  • Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  • Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
  • В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Вопрос 5

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Варианты ответов
  • При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
  • Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.
  • Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  • Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
  • В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Вопрос 6

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.

Расположенный в живописных лесах сибирской тайги (1) этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа» (2) гордость местных жителей. Главная задача музея (3) воспроизведение среды обитания коренных жителей (4) передающей их жизненный уклад и культурную самобытность. Старинные деревянные усадьбы (5) невероятная природа дремучего леса (6) всё это дарит уникальную возможность (7) любому желающему познакомиться с культурой (8) древнего сибирского народа.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
Вопрос 7

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

Варианты ответов
  • РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной в суффиксе причастия определяется принадлежностью к спряжению глагола.
  • БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
  • НЕСМЫШЛЁНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
  • (ошибки) ИСПРАВЛЕНЫ – в краткой форме причастия пишется одна буква Н.
Вопрос 8

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
Вопрос 9

Раскройте скобки и запишите слово «сиденья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку.

Варианты ответов
  • сидений
  • сиденьев
Вопрос 10

Замените словосочетание «сказал улыбаясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Варианты ответов
  • сказал улыбчиво
  • сказал с улыбкой
  • сказать с улыбкой
Вопрос 11

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:
‒ Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:
‒ Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:
‒ Только через мой труп! (6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:
‒ Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.

‒ (16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:
‒ Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

‒ (21)Что это? ‒ спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

‒ (22)Щенок, ‒ ответил Жека.

‒ (23)Сейчас же унеси его прочь!

‒ (24)Человек должен иметь собаку, ‒ отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:
‒ Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.

(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:
‒ Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

‒ (45)А что если нам в самом деле взять щенка? ‒ спросил он маму. ‒ (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:
‒ Это мальчишество.

‒ (48)Почему же? ‒ не сдавался папа.

‒ (49)Собака ‒ это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? ‒ спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:
‒ Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

Варианты ответов
  • Некоторых родителей очень трудно уговорить купить собаку.
  • Жеке купил щенка папа.
  • Мама не хотела заводить собаку, потому что у неё была аллергия на животных.
  • Папа и Жека обещали маме, что будут убирать за собакой.
  • Щенок убедил маму, что верное, ласковое существо обязательно должно быть в семье.
Вопрос 12

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение

Варианты ответов
  • Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак.
  • Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс: ‒ Собаку.
  • Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка.
  • Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.
  • В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец.
Вопрос 13

В предложениях 4‒12 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:
‒ Только через мой труп! (6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

Варианты ответов
  • длинная-коротких
  • борзая-пудель
  • длинная-изогнутая
Сохранить у себя: