СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант (тестовая часть) основного государственного экзамена 2025 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данный тест поможет выявить уровень готовности обучающихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. 

(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Варианты ответов
  • формы есть (предложение 1)
  • можно утверждать (предложение 2)
  • визуальная речь (предложение 3)
  • что недопустимо (предложение 4)
  • технически это речь (предложение 5)
Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. 

(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Варианты ответов
  • Предложение 1 простое двусоставное.
  • Первая часть предложения 2 - односоставное безличное предложение.
  • Предложение 3 односоставное назывное.
  • Предложение 4 сложное.
  • В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
Вопрос 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

Варианты ответов
  • Основная пища кенгуру – сочная трава.
  • Растительные корма: плоды, фрукты, ягоды – входят в состав пищи всех лисиц.
  • Как и щука, сом – прекрасный санитар водоемов: он поедает ослабевшую, погибшую рыбу, утонувших животных.
  • Строение тела сома приспособлено для жизни на дне, он редко поднимается в верхние слои воды.
  • Кенгуру передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трех метров.
Вопрос 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.

Варианты ответов
  • Основная пища кенгуру – сочная трава.
  • Растительные корма: плоды, фрукты, ягоды – входят в состав пищи всех лисиц.
  • Как и щука, сом – прекрасный санитар водоемов: он поедает ослабевшую, погибшую рыбу, утонувших животных.
  • Строение тела сома приспособлено для жизни на дне, он редко поднимается в верхние слои воды.
  • Кенгуру передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трех метров.
Вопрос 5

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Если однородным членам предшествует обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то перед остальной частью предложения ставится тире.

 

Варианты ответов
  • Основная пища кенгуру – сочная трава.
  • Растительные корма: плоды, фрукты, ягоды – входят в состав пищи всех лисиц.
  • Как и щука, сом – прекрасный санитар водоемов: он поедает ослабевшую, погибшую рыбу, утонувших животных.
  • Строение тела сома приспособлено для жизни на дне, он редко поднимается в верхние слои воды.
  • Кенгуру передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трех метров.
Вопрос 6

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Село Большое Болдино (1) притягивает к себе всех (2) кто неравнодушен к творчеству великого (3) русского писателя А.С. Пушкина. Каждый уголок этого исторического места способен вдохновить любого человека (4) однако (5) больше всего гости Болдинской усадьбы стремятся в знаменитый парк. К каскаду небольших прудов ведут дорожки (6) по которым когда-то прогуливался сам поэт. А возле барского дома растёт старая лиственница (7) посаженная (8) по преданию (9) Пушкиным.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
Вопрос 7

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

 

Варианты ответов
  • БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
  • ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.
  • ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.
  • ДОЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
  • НА ЦЫПОЧКАХ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
Вопрос 8

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Из-за остр..(1)ва вым..(2)хнула красн..(3)носая чайка и низко полетела за лодкой. Элла достала из к..(4)рмана голубой куртки кусок хлеба, отщипнула и бросила. Чайка красив..(5) спикир..(6)вала и, едва к..(7)снувшись воды, ловко схв..(8)тила хлеб. Отлетев немного в сторону, села и прогл..(9)тила.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
Вопрос 9

Раскройте скобки и запишите слово «привлечь» в форме простого будущего времени, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Участники экспедиции надеялись, что густой дым издалека (привлечь) внимание живущих на острове людей.

Варианты ответов
  • привлекет
  • привлечет
Вопрос 10

Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Варианты ответов
  • коробка жести
  • коробка из жести
  • коробка для жести
Вопрос 11

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Варианты ответов
  • Рассказчица в детстве стеснялась отца и злилась, когда он приходил на утренники в детский сад с баяном.
  • Воспитательница детского сада была доброжелательна к Валерию Петровичу, потому что он помогал в организации детских праздников.
  • Представление об отце изменилось у девочки в ночь, когда он спас их с матерью от неминуемой гибели.
  • Водитель машины скорой помощи, застрявшей в снегу, был мужественным человеком – он отправился в райцентр пешком за помощью.
  • Наряжая ёлку, рассказчица всегда вспоминает об отце и плачет.
Вопрос 12

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

Варианты ответов
  • И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
  • Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
  • Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
  • Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
  • Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»
Вопрос 13

Лексический анализ.Замените разговорное слово «пиликал» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»

Варианты ответов
  • говорил
  • играл
  • жужжал
Сохранить у себя: