© 2022, Турчин Дмитрий Викторович 4240
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из курса химии Вам известны следующие методы познания веществ и явлений: наблюдение,
эксперимент, измерение, моделирование и др.
На рис. 1–3 изображены примеры применения некоторых из этих методов.
Определите, какие из изображённых на рисунках методов можно применить для:
1) качественного анализа состава сульфата меди(II);
2) иллюстрации химического строения вещества.
Выбирите название метода познания и соответствующий этому методу номер рисунка
На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического
элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует
этот химический элемент.
Выбирите правильный ответ
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище
информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений.
Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента
способность атомов принимать электроны – электроотрицательность – в периодах
усиливается, а в группах ослабевает.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности
следующие элементы: хлор, кремний, сера, фосфор. В ответе запишите символы элементов
в нужной последовательности.
В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют
молекулярное и ионное строение.
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот (N2)
и поваренная соль (NaCl). Запишите ответ в отведённом месте.
Аммиак (NH3) в промышленности получают взаимодействием азота и водорода при
температуре 400–450оС под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак
можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония (NH4Cl) со щелочами
(например, Ca(OH)2). Аммиак – газ с характерным резким запахом, очень хорошо
растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачная вода или нашатырный
спирт. С его помощью можно привести в чувство человека при обмороке, хирурги
обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое
применение в косметологии.
Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак
с азотной кислотой (HNO3) образует нитрат аммония (NH4NO3). За счёт азота в степени
окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с
кислородом, оксидом меди(II) (CuO) или другими окислителями. Аммиак является исходным
веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.
Сложные неорганические вещества условно можно распределить, т. е. классифицировать, по
четырём группам, как показано на схеме. Используя формулы приведённых в тексте
веществ, впишите в схему по одной формуле вещества соответствующего класса.
1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения аммиака из простых веществ
2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.
1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между аммиаком
и азотной кислотой.
2. Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.
В исследованной воде из местного колодца были обнаружены следующие катионы металлов:
NH4+, K+, Ba2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор Na2SO4.
1. Какие изменения в растворе наблюдаются при проведении данного опыта (концентрация
веществ достаточная для проведения анализа).
Дана схема окислительно-восстановительной реакции.
HNO3 + Cu → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции
Дана схема превращений:
Na2S → H2S → SO2 → BaSO3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
указанные превращения.
Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице
классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу структурные формулы
соответствующих веществ
В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных
веществ, выбрав их из приведённого выше перечня.
Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая
концентрация» (ПДК). ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде,
присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни
прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не
снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.
ПДК углекислого газа в воздухе составляет 9 г/м3.
На кухне площадью 6 м2 и высотой потолка 3 м, оборудованной газовой плитой, при горении
бытового газа выделилось 180 г углекислого газа. Определите, превышает ли концентрация
углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ,
позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.
Для изготовления глазных капель используют 3%-ный раствор иодида калия. Рассчитайте
массу иодида калия и массу воды, которые необходимы для приготовления 300 г такого
раствора. Запишите подробно ход решения задачи.
© 2022, Турчин Дмитрий Викторович 4240