СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МАОУ "ЛИТ №36"

Обо мне

Меня зовут Ирина Михайловна Сочкина, мне 52 года, живу  в городе Набережные Челны. Имею высшую квалификационную категорию,  являюсь членом экспертного сообщества по проверке ЕГЭ, имею опыт в подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе. Пятнадцать лет работала в Центре образования им. В.Давыдова, который был создан как экспериментальная площадка  системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова,  преподавала  литературу  по программе Кудиной и Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» в 1-8 классах, вела литературу в старших классах. Затем перешла в гимназию «Золотая горка» (сейчас  - Лицей инновационных технологий №36), также работающей в этой системе.  Неоднократно посещала семинары по системе  РО в школе № 91 г. Москвы,  слушала лекции В.Давыдова, Г. Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, авторов курса, которые, в свою очередь,  были и на моих открытых уроках,  и на спектаклях нашего театра,  посещала семинары В.Львовского по деятельностному уроку.

С 2004 года являюсь руководителем школьного театра. Когда-то в молодости я ходила в театральную студию, мечтала стать актрисой, после 10-го класса поехала поступать в театральный институт, естественно, не поступила.... А когда как-то в гимназии поставила со своими ребятами отрывки из пьес Шекспира к его юбилею, поняла, что быть режиссером - не менее интересное занятие.  Как говорила Галина Николаевна Кудина, театр в школе – это самое главное! К постановке спектакля я похожу больше как литератор, чем как театральный режиссер, хотя, конечно, владею методиками  актерских тренингов, режиссерского анализа пьесы и т.д. Но для меня постановка спектакля – это продолжение нашего разговора на уроках литературы, это, прежде всего, встреча с великим текстом, это попытка совсем другого  анализа. Пропустить через себя все переживания героев, испытать все на «своей шкуре», а потом вдруг «докопаться» до такого понимания произведения, на которое невозможно выйти на уроке – вот главная цель наших спектаклей.   Поэтому для постановки я выбираю только высокохудожественные произведения, проблематика которых задевает душевные струны ребят.  

В составе нашего  театра не только школьники, но и выпускники разных лет, учителя нашего лицея.

За годы существования театра были поставлены следующие спектакли:

  1. «Дон Кихот» (по произведениям Сервантеса, М. Булгакова, Е. Шварца);
  2. «Ромео и Джульетта» Шекспира;
  3. «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери;
  4. «Пятая печать» (по роману Ф. Шанты);
  5. «Не отворачивая глаз» (по произведениям  М.Ю. Лермонтова);
  6. «Медведь» (А.П. Чехов);
  7. «Знакомый ваш, Раскольников…» (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского);
  8. «Трудно быть богом» (по роману братьев Стругацких);
  9. «На большой дороге» (А.П. Чехов);
  10. «Идиот» (Ф.М. Достоевский);
  11. «Голый король» (Е. Шварц);
  12.  «Над кукушкиным гнездом» (по роману К. Кизи);
  13. «Где ты, человек?» по произведениям Фоера, Стайрона, Рильке, Воннегута.

Помимо большого спектакля, который готовится обычно целый  год, у нас вошла в традицию такая форма показа, как «Театральный фестиваль». К нему мы готовим обычно отрывки из произведений русской и зарубежной классики и устраиваем показ перед новогодними праздниками.  Форма фестиваля расширяет состав участников, ведь в большом спектакле занят ограниченный круг актеров, а играть хотят все. Непременным условием участия в фестивале является обязательное прочтение произведения, отрывок из которого играешь. Таким образом, расширяется круг чтения ребят. Они, как правило, прочитывают не только «свое» произведение, но и те, отрывки из которых играют другие. Таким образом,  у детей появляется дополнительный стимул для чтения книг. Да и за время подготовки большого спектакля многие мои ученики успевают прочесть произведение, по которому он ставится. Так роман «Идиот» прочитали многие ребята с 8-го по 11 класс, те, которые собирались пойти на спектакль.

За последние три года были сыграны отрывки из следующих произведений:

  1. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Плутни Скапена»,  «Брак поневоле»  Мольера;
  2.  «Сирано де Бержерак» Ростана; 
  3. «Моцарт и Сальери» Пушкина;
  4. «Ревизор», «Мертвые души», «Женитьба» Гоголя;
  5. «Гамлет», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Отелло» Шекспира;
  6.  «Собака на сене» Лопе де Вега;
  7. «Принц и нищий» Марка Твена;
  8. «Принцесса Турандот» Гоцци;
  9. «Антигона» Софокла;
  10. «Беседы с Сократом» Радзинского;
  11.  «Горе от ума» Грибоедова;
  12.  «Пигмалион» Шоу;
  13.  «Маскарад» Лермонтова;
  14.   «Золушка» Шварца;
  15.   «Разбойники» Шиллера;
  16.   «Три толстяка» Олеши;
  17.   «Юбилей» Чехова;
  18.   «Вольпоне или хитрый Лис» Джонсона и многие другие.

Я подготовила к поступлению в театральный институт трех своих учеников.  Богачев Данила  в этом году закончил с красным дипломом актерский  факультет ГИТИСа, курс профессора Бородина.  Александр Скрыпников учится на третьем курсе  Высшей школы сценических искусств К. Райкина на актерско-режиссерском курсе Гинкаса и Тополянского. Ризванова Резеда в этом году поступила на факультет эстрады ГИТИСа, на курс Валерия Гаркалина.

Многте годы  я являюсь руководителем школьного киноклуба для старшеклассников.

     Занятия проходят по субботам после уроков и состоят из трех этапов: лекция о   режиссере, просмотр фильма, обсуждение. За время существования клуба мы посмотрели фильмы таких режиссеров, как Чарли Чаплин, Эмир Кустурица,  Милош Форман, Никита Алехандро Гонсалес Иньяриту, Анатолий Эфрос, Ф. Феллини, Ларс фон Триер, Золтан Фабри,  К. Кислевски, Вим Вендерс,  Аки Каурисмяки, Андрей Тарковский, Акира Куросава, Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Ким Ки Дук, Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони и многие другие.

Занимаюсь с ребятами исследовательской деятельностью.

 Все сферы моей деятельности существуют в синтезе, и я теперь уже не представляю одно без другого. Например, еще летом задумываю ставить спектакль по  роману «Преступление и наказание». С сентября у нас подготовительный период. Задаем бесконечные вопросы к тексту, ответы находим с трудом, вырабатываем концепцию спектакля, читаем о Достоевском, пытаясь, насколько  возможно, разгадать тайну писателя, потом выходим на сцену, играем сначала этюды, затем делаем более серьезные попытки. К моменту изучения романа на уроках ребята ко многому уже готовы, хотя вопросов  все больше и больше. Дальше какое-то время работа над текстом на уроках литературы идет параллельно с постановкой спектакля, затем на уроках начинаем «Войну и мир» (в спектакле заняты многие ребята из 10-го класса), а работа над спектаклем завершается ближе к маю. Трехчасовый спектакль «Знакомый ваш, Раскольников…»  был сыгран три раза, но Достоевский «не отпускал». Летом исполнитель роли Раскольникова Гайсин Тимур  предложил делать исследовательскую работу по Достоевскому,  и родилась тема «Герман Карлович из романа Набокова «Отчаяние» – подпольный человек Достоевского».  Приехав в Санкт-Петербург по программе «Город в подарок», мы заказали программу «День с Родионом Раскольниковым»,  путешествовали по серединным улицам Петербурга,  заходили во двор дома, где «жил» Раскольников, отмеряли заветные семьсот шагов до дома старухи-процентщицы, посетили музей-квартиру Достоевского. И это было незабываемо! Или, например: даю ученикам  на анализ замечательный рассказ Чехова «Осенью», в процессе работы над рассказом нахожу информацию о том, что Чехов  через три года после создания рассказа пишет по нему пьесу  «На большой дороге», которая существенно отличается от рассказа. Почему он возвратился к этой теме? Почему так поменял отношение к герою и т.д.? Понимаю, что это хорошая тема для исследования. Работаем с ученицей 10 класса над ней целый год, а в следующем учебном году решаем ставить пьесу «На большой дороге» в театре.  Мы совмещаем рассказ и пьесу, ставим во главу угла то, что задевает больше всего нас, создаем, по сути, свою  оригинальную инсценировку, и девочка, делавшая исследование, играет главную женскую роль.

Ну что еще сказать? Я люблю свою работу…

Моё образование

Образование: 1993 г. – Елабужский Государственный педагогический институт, специальность - русский язык и литература.

Рейтинг

Баллов: рейтинг539.7 Место: место81682 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!