СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МОУ "СОШ №1"

Обо мне

«Я – учитель»

 

«Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

В Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Воспитание было таким же общественным явлением, как любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Но человек рос как личность, а вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

В современном обществе успешность человека стала зависеть, в первую очередь, от его способности и готовности к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, не могли не затронуть и сферу образования. Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Смещение акцентов нового стандарта от  содержания к ценности образования, обновлению средств обучения, свидетельствует о необходимости создания образовательного пространства, которое бы инициировало деятельность младших школьников, способствовало формированию универсальных учебных действий. То есть, на первый план выступает не столько степень сформированности предметных знаний, сколько проявление компетентного поведения, которое предполагает:

- независимое самостоятельное действие;

- умение действовать в незнакомых, нестандартных ситуациях;

- способность определить, каких знаний, умений не хватает для выполнения конкретных действий;

- способность находить нужную информацию;

- умение классифицировать объекты;

- умение презентовать свои суждения;

- умение работать с моделями;

- способность самостоятельно ставить цели, намечать план, следовать ему, оценивать результат;

- способность понимать и принимать позиции различных участников коммуникации, высказывать свою точку зрения.

Я уверена, что достижение этих целей образования возможно лишь при условии их осознания и принятия на личностно значимом уровне каждым педагогом. Это значит, что каждому учителю необходимо стать активной частью образовательного процесса, что заставило меня задуматься над вопросами: как учить и ради чего учить?

Свой педагогический опыт я начала приобретать, задолго до начала работы в школе. Наверное, нет такого человека, который каким – либо образом не был бы связан с детским садом, школой.

Всякий раз, когда я приводила своих детей в детский сад,  я видела, как опытные, мудрые воспитатели ласково брали ребенка за руку и, начиная ему что-то рассказывать, уводили в группу к остальным детям. Увлеченный малыш забывал о слезах, капризах, страхах. Так происходило знакомство ребенка с новым социальным окружением, той средой, в которой будет происходить дальнейшее развитие личности.

Важнейшим этапом становления личности человека является и период его вхождения в школьную жизнь, освоения новых, ранее не известных социальных ролей. Считаю, что этот процесс будет успешным только благодаря общению.

У ребенка всегда есть, что рассказать учителю.

Главное – поддержать разговор, показать свою заинтересованность.

И как приятно видеть, как к нашему разговору присоединяются другие ученики. Тут мне остается только тихо отступить в сторону и наслаждаться  умением своих первоклашек общаться с товарищами. Конечно, в этом случае налицо внешний диалог, беседа. Но ведь какое огромное значение имеют складывающиеся отношения, психологический климат в классе. И эти беседы служат ступенькой к той форме диалога, при которой происходит обмен информацией или мнениями.

Но вот звенит звонок на урок. Грамотная организация начала урока позволяет не только привлечь внимание учащихся к учителю, но и включить детей в активную мыслительную деятельность и сохранить тот позитив, который получили ребята от встречи друг с другом. Поэтому я считаю психологический настрой  важным этапом урока.

Я начинаю рассказывать своим первоклашкам, о том, что увидела утром по дороге в школу. Осенний туман. Кленовая аллейка, ставшая «золотой» буквально за несколько дней. А первые заморозки, превратившие улицы города в иллюстрации к сказке! И дети слушают. Слушают внимательно и поглядывают в окошко, надеясь увидеть то, на что они не обратили внимания, идя в школу. Проходит всего  две минуты урока. Мне удалось  привлечь внимание учеников, задать уроку позитивный настрой.

А самое главное, со временем дети становятся более внимательными к окружающему миру, начинают сами замечать чудеса вокруг. И уже не идут утром в школу, а бегут. Бегут рассказать, поделиться, прокричать о своем новом открытии. Это ли не стимулирование стремления учащихся к саморазвитию?  Это ли не ориентирование на становление таких личностных характеристик ученика, как любознательность, заинтересованность в познании мира?

Но тут я замечаю, что некоторые дети начинают шушукаться с соседом по парте. Самое время поработать в парах, продолжить диалог. Ведь, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями именно при сотрудничестве со сверстниками, что дает широкие возможности для проявления индивидуальности каждого ребенка,  понимания значимости своей личности. Тем самым стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор.

Показав соответствующую карточку (работа в парах), предлагаю детям найти слово, подходящее к звуковому «домику». И дети с огромным удовольствием это делают. А ведь один из признаков сложившейся учебной деятельности – умение работать с соседом по парте, с участником учебной группы, с учителем. А доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение – являются одними из личностных характеристик выпускника. И думаю, что это умение взаимодействовать во многом может определить успешность сначала ребенка, а позже и взрослого человека.

Конечно, не сразу нам удалось наладить работу в парах. Долго думала, как  увлечь детей этой работой.

Что будет интересным первокласснику сделать в паре со своим товарищем? И начали мы раскрашивать. Что? То одну пару рукавичек на двоих. Одно условие. Рукавички в паре должны быть одинаковыми. Что для этого необходимо? Договориться с товарищем о рисунке и цвете. То выполняли аппликацию одного на двоих букета в вазе с незатейливым орнаментом. Если бы вы видели, как дети договаривались о том, какой цветок приклеить посередине, а какой слева от него или справа! Они спорили! Это было следующим шагом  к умению найти общее решение, уступить партнеру или отстоять свою точку зрения.

Помогла мне и ролевая игра. Сначала предлагала одному ученику выступить в роли учителя, а другому – в роли ученика. Со временем необходимость в распределении ролей отпала. Дети научились выслушивать товарища, высказывать свое мнение.

Но пора урок продолжать. И после непродолжительной работы, слово, которое поможет определить тему урока, найдено.

Формулировать цели урока мы начинали, используя кластер.  Но уже через месяц практически самостоятельно первоклассники ставят в начале урока перед собой цели, соответствующие теме урока.

А ведь основной путь формирования учебной деятельности, с точки зрения В. В. Давыдова, и заключается в переходе от совместного с учителем осуществления учебной деятельности к способности самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению.

Всегда помню о том, что для формирования детского мышления полезны учебные ситуации, в которых нет готовых способов действия, а ученики ищут собственный путь. Ведь только в процессе добывания (а не получения!) знаний ребенок овладевает новыми способами учебных действий, усваивает приемы самоконтроля и самооценки. В учебном процессе такие ситуации представлены в виде заданий проблемного характера. Для педагога важно научиться, не только пользоваться готовыми заданиями этого типа, но и конструировать их.

Поэтому я не предлагаю детям элементарного составления схем слов, хотя и этот вид работы на первоначальном этапе обучения труден для первоклассника, а к схеме подбираем одно слово из группы предложенных.

Не развиваем навык чтения при многократном прочтении столбика слов, а после первичного чтения находим слова по их описанию. Сначала сама даю эти описания, называю синоним или антоним к имеющемуся слову, пользуясь толковым словарем, а со временем дети и сами начинают формулировать аналогичные задания.

При составлении таблицы – состава числа десять, предлагаю детям начать работу с самого простого примера: пять плюс пять (пять пальцев на правой руке плюс пять пальцев на левой). И от этого примера поднимаемся по таблице вверх. Если количество единиц первого множества уменьшить на один, а сумма остается неизменной, то количество единиц второго множества при этом должно увеличиться на один. И вот у нас и второе равенство готово: четыре плюс шесть равно десять. А когда добрались до выражения один плюс девять и нашли его значение, возвращаемся к тому, с чего начали: пять плюс пять. Как составить вторую часть таблицы? Неужели опять уменьшать и увеличивать? И тут озарение! Перестановка слагаемых, с опорой на уже имеющуюся таблицу. И опять вопрос – а надо ли составлять эту вторую часть, имея первую? Ученики с легкостью замечают закономерность составления таблицы. Внутренняя позиция учеников, характеризующаяся внутренней свободой, умением объяснять свои действия - критерий, который позволяет мне безошибочно определить, смогла ли я реализовать принципы развивающего обучения.

Конечно, говорить об абсолютной самостоятельности моих учеников еще рано. Но они уже молодцы. И надеюсь, что мы достигнем ее, если я буду следовать принципам: во-первых, быть человеком эрудированным и образованным, знающим свой предмет. Во-вторых, быть профессионалом, владеющим комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практической деятельности. В-третьих, учитель – это всегда ученик, который приобретает новые знания. В-четвертых, педагог должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство.

И, наконец, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ. Вот какого учителя ждет сегодняшнее поколение.

 

 

Моё образование

ФГБОУВО "Московский педагогический государственный универстет"

Рейтинг

Баллов: рейтинг2948.6 Место: место16189 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!