СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ "Сынтульская СОШ" филиал Алешинская ООШ
«Искра знания возгорается в том, кто достигает понимания собственными силами»
/Из трактата индийского математика Бхаскары, 12 в./
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, сколько целенаправленно, интенсивно развивать у учащихся интеллектуальную самостоятельность и активность. Ведь современный социальный заказ – это люди умеющие мыслить, прогнозировать события и явления, готовые к продуктивному сотрудничеству и способные к созидательной деятельности. В соответствии с этим, усвоения предметных знаний должно рассматриваться скорее как средство и результат обучения и развития, чем как его главная цель. Современному учителю необходимо обеспечить не только усвоение содержания программного материала, но, главное, создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся.
Работая в малокомплектной школе, я с каждым годом пополняла свой педагогический багаж новыми находками и знаниями в области методики математики. Моей главной задачей с первого года работы была правильная организация индивидуальной и самостоятельной работы в классах с малой группой школьников. И казалось бы, что индивидуальное обучение в такой школе как бы автоматически должно давать высокие результаты. Но это не так. Эта проблема меня очень взволновала. Значит надо искать какие-нибудь свои эффективные подходы.
В своей деятельности я поставила ряд следующих задач:
Обучить своих учеников умению сделать выбор, облегчить им путь познания, научить не только понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, уметь моделировать собственную творческую деятельность.
Целями являются: учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость, ориентацию на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше, ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке, учёту результатов учебной деятельности через систему заданий.
Как правильно заметил В.Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развивать ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».
Все трудности, возникшие передо мной, я стараюсь решить с помощью различных форм и методов обучения.
Нельзя дать знания тому, у кого не воспитан интерес к ним. Интерес есть самый сильный стимул к учению. Без эмоций, без переживаний ум не напрягается. От эмоциональности зависит работа его памяти. Если ученик равнодушен к изучаемому материалу, если предмет у него не вызывает интерес, то материал легко усваивается, запоминание происходит как бы само собою, без особых усилий.
Учащихся 5-6 классов уже нужно привлекать к самостоятельной исследовательской работе. В этих классах можно использовать элементы проблемного обучения с разными целями: например, с целью введения учащихся в новую тему. Эффективные возможности в плане реализации проблемного обучения создаёт исторический подход к введению учебного материала. Систематически и правильно поставленное вкрапливание сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней.
Ещё один метод повышающий интерес к предмету и раскрывающий творческие способности личности – игра.
Введение в урок игровых моментов способствует развитию и укреплению интереса к математике. Это игровые уроки обобщающего характера, уроки-зачёты с дидактической игрой, уроки деловой игры.
Чтобы обеспечить активное участие всех учеников в процессе урока применяю различные организационные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа.
Воспитание интереса и любви к предмету невозможно без проведения содержательной и разнообразной внеклассной работы. Поэтому уже стало традицией проведение дней математики, мероприятий, посвящённых истории математики, школьных олимпиад, конкурсов логического мышления.
Именно после внеклассных мероприятий у ребят появляется искорка в глазах, желание идти на уроки математики с радостью.
Интерес учащихся к предмету повышает и качество обучения.
Учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, способностями, состоянием нервной системы. В классе обязательно есть ученики разного уровня развития: это – слабые, средние и сильные. Моей задачей является построить урок так, чтобы были вовлечены в учебный процесс все дети, независимо от уровня их развития. Поэтому я применяю различные формы индивидуальной и самостоятельной работы, практические работы, выполнение заданий определённого уровня, отвечающего склонностям и возможностям ребёнка.
Как показывает практика работы, среди всех предметов математического цикла именно геометрия обладает самым большим развивающим потенциалом. Да и возрастание значимости геометрии на всех ступенях образовательной лестницы, в самых разных областях науки, техники, искусства – заметная тенденция сегодняшнего времени.
Однако следует признать, что за последние годы уровень геометрической подготовки учащихся снижается.
Моей целью стала разработка индивидуализированной программы по геометрии адаптивной к малокомплектной школе. Программа опирается на базовую. Не противоречит ей и не отрицает её, а дополняет в теоретической части, усиливает практическую направленность обучения геометрии.
Программа ориентирована на наличный уровень знаний, умений учащихся, на их интересы, способности. Расширение и углубление содержания программного материала осуществляется в рамках того же количества часов за счёт интенсификации процесса обучения, рационального отбора форм и методов обучения.
Главное в организации обучения геометрии – создание условий для развития творческих способностей учащихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения и осуществление интегрированного подхода при проведении уроков.
Опираясь на опыт педагогов других школ, изучая методическую литературу, анализируя результаты работ по геометрии, прослеживая линию геометрического материала за весь курс с 1 по 6 классы я убедилась, что необходимо ранее введение геометрического материала на уроках математики. И результатом этой работы стала разработка программы по математике с элементами наглядной геометрии для 5-6 классов.
В своей практике я часто использую метод проектов, как один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определённых результатов и овладения определёнными знаниями. Математика и информатика – это науки, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения.
Компьютер предоставляет принципиально новые возможности при изучении математики как школьного предмета и особенно в поддержке геометрической деятельности учащихся, такие возможности, которые без использования современных компьютерных технологий были бы недоступны.
Обучение с использованием ИКТ может не просто помочь учащимся в овладении геометрическим содержанием, но и служить решению задачи всестороннего развития ребёнка: развития его мотивационной сферы, психических процессов, интеллектуальных способностей, творческих качеств личности.
Поэтому на уроках наглядной геометрии используется электронный ресурс «Наглядная геометрия», где включены следующие блоки: геометрия и моделирование, конструкция из кубиков и шашек, графические диктанты и тангран, математическое вышивание, измерение геометрических величин, геометрические конструкции на плоскости и пространстве, орнаменты.
Стремительный процесс информатизации общества влечёт за собой принципиальные изменения в образовании, поскольку в информационном обществе и школа должна быть информационной. В связи с этим актуальным становится введение в начальную школу пропедевтического курса информатики, направленного на формирование у младших школьников начального уровня информационно-коммуникационной компетенции, на развитие нового типа операционного мышления. С этой целью мной была разработана программа дополнительного образования «Занимательная информатика» для начальной школы, программа по информатике для 5-6 классов по информатике, которая опирается на базовую, ведущим методом в этой программе стал метод проектов.
Для детей дошкольного возраста была разработана и апробирована программа дополнительного образования «Мир глазами детей» с целью изучения и развития детской художественной одарённости средствами нетрадиционной техники изобразительного искусства.
Для учащихся 8-9 классов была разработана программа кружка по математике «Юный математик», где учащиеся овладевали внепрограммным материалом, готовились к итоговой аттестации.
Учащиеся участвуют во Всероссийских математических конкурсах и чемпионатах, где показывают неплохие результаты по предмету.
В школе оформлен кабинет математики. На переменах учащиеся находят полезную информацию урокам и внеклассным мероприятиям, здесь проводятся уроки с использованием ИКТ.
В кабинет накоплен большой методический материал, оформлена электронная библиотека по математике и информатике и внеклассной работе.
На протяжении всех лет работы в школе я была классным руководителем. Организовывала для учащихся и вместе с учащимися конкурсы, диспуты, классные часы-презентации, были активными участниками всех школьных мероприятий.
Высшее