СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска"
Публичная презентация результатов педагогической деятельности
1. Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе
1.1. Описание педагогического опыта учителя, отражающего сущность его методической системы. Аннотация к методической разработке, раскрывающей основные позиции авторской методики. Результаты эффективного использования методической разработки в образовательном процессе
Известно, что жизнь человека, его судьбу во многом определяет то, что он умеет, что знает, может ли думать и действовать самостоятельно, способен ли достойно по-деловому общаться. Нет необходимости убеждать, какую важную роль в обеспечении учеников этим багажом и в становлении его личности играет учитель.
За последние годы интерес учащихся к точным и естественным наукам заметно упал.
Как спланировать свою работу с детьми, как спроектировать урок, чтобы заинтересовать если не каждого, то большинство? Как организовать деятельность учащихся, чтобы они были убеждены в необходимости получаемых знаний? И как самой не отстать от своих же учеников в век информационных технологий?
Считаю, что одним из аспектов успешной работы учителя является его самообразование. Поэтому, будучи знакомой со многими педагогическими технологиями, и используя элементы этих технологий, считаю одной из современных, прогрессивных и перспективных технологию личностно ориентированного развивающего обучения, в которой УЧЕНИК занимает центральное место. А цель обучения – РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.
Практическая деятельность убеждает меня в этом. При проектировании уроков с использованием этой технологии в первую очередь предусматриваю мотивацию учащихся, затем планирую их мыслительную деятельность, практическую, познавательную, коммуникативную. Организация деятельности учащихся по развитию мышления позволяет переходить им от конкретного мышления к абстрактному, нацеливает на поиск альтернативных вариантов решения проблемы и дает возможность выбрать наиболее оптимальный. На первых этапах работы учащиеся используют подробные инструкции при рассмотрении физических явлений, законов, алгоритмы решения задач. Постепенно осуществляется переход к наиболее общим и сокращенным инструкциям. Необходимым фактором, способствующим развитию самостоятельности – создание специальных условий. Это могут быть задачи, решаемые несколькими способами: кто найдет наибольшее число решений, а также задачи, требующие не формального применения тех или иных формул, а осознанного решения. Но наибольшую возможность в развитии самостоятельности, личного отыскания способов решения поставленной проблемы, самообучения учащихся, дает мне использование метода проектов, который можно отнести к технологии развивающего обучения.
В первую очередь мне самой пришлось много поработать: учиться на курсах по программе Intel «Обучение для будущего», стать тьютором и обучить по этой программе педагогов школ города. Метод проектов я использую как на уроках, так и во внеклассной работе. Пока ещё урок не позволяет использовать метод проектов в полной мере. В первую очередь - это технические проблемы, другая – работа над проектом требует времени, даже если он краткосрочный. С учётом этого, темы проектов на будущий учебный год, я предлагаю учащимся уже в конце текущего. Ученики могут предложить и выбрать свою тему проекта, но они чаще всего не связаны с темами, изучаемыми на уроках, и над ними мы работаем после уроков. Работа над проектом предполагает создание проектной папки, что учит детей систематизировать собираемый материал, анализировать и выбирать главное, необходимое. Работа над проектом завершается его защитой в виде презентации, что требует знания компьютера, хотя могут быть и другие методы защиты.
В процессе обучения предметам и в воспитательной работе я использую другие методы, в том числе и возможности современных информационных технологий.
Учебный материал успешно воспринимается в том случае, если задействованы все способы восприятия. Учащийся должен услышать, увидеть и сделать сам. Таким образом, успехи в изучении предмета, связаны с умением учащегося самостоятельно работать над поставленной задачей. Перечислю виды самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, которые используются мною при обучении.
Самостоятельная работа учащихся включает в себя:
Способствуют росту мотивации и регулярные занятия с отстающими учащимися. На дополнительных занятиях успешно применяется методика взаимообучения. При взаимообучении учащийся, успешно усвоивший данную тему, выступает в роли «учителя» и объясняет материал «отстающему». Затем «отстающий" получает у преподавателя индивидуальное задание, выполняет его самостоятельно и сдает на проверку своему «учителю». После проверки работы «учителем», работу проверяет преподаватель. Применение этой методики ведет к повышению самооценки учащихся и способствует установлению в коллективе благоприятной и доброжелательной психологической обстановки.
Использование информационных технологий в преподавании физики и информатики определяется в основном имеющимися на настоящий момент компьютерными программами. Выделю несколько направлений использования компьютера на уроках физики и информатики в качестве универсального технического средства обучения:
В процессе обучения предметам и воспитательной работе используются как средства обучения видеоматериалы. Способность видеоматериалов устанавливать и наглядно раскрывать внутренние и внешние связи изучаемого объекта, факта, явления с окружающей действительностью, с прошлым и будущим, представлять материал для сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, выделять главное в объекте и убедительно показывать детали – все это делает видеозапись незаменимым средством обучения. Я применяю на уроках следующие варианты использования видеозаписи:
Мною проводится работа по сбору в кабинете видеотеки, включающей документальные и научно-популярные фильмы по физике и информатике.
1.2. Приложение 1. - методическая разработка (выходные данные учебного пособия или монографии с ксерокопией соответствующего разворота издания), экспертные заключения по апробации методической разработки, рецензии, отзывы коллег, использующих методическую разработку учителя. Справки о внедрении методической разработки учителя, его педагогического опыта в практику работы других учителей (указать Ф.И.О. учителей, место работы), подписанные руководителями образовательных организаций, в которых осуществляется внедрение
1.3. Наличие методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы Претендента (в том числе докладов на научно-практических конференциях, семинарах)
№ |
Название методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы Претендента (в том числе докладов на научно-практических конференциях, семинарах) |
Уровни |
Опубликование на Интернет-сайтах (адрес сайта) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
Кейс-технология как ведущая технология дистанционного обучения |
|
+ |
|
|
|
2 |
Информационно-коммуникационная компетентность учителя |
+ |
|
|
|
|
3 |
Систематизация знаний по теме при подготовке к ЕГЭ по информатике |
+ |
|
|
|
|
4 |
Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья |
+ |
|
|
|
|
5 |
Учебный проект «Все есть число (системы счисления)» |
|
+ |
+ |
|
|
1 – муниципальный уровень; 2 – региональный уровень; 3 – федеральный уровень, 4 – международный уровень
1.4. Наличие объемных публикаций, содержащих последовательное изложение собственной методической системы, или диссертационного исследования
№ |
Название публикаций, содержащих последовательное изложение собственной методической системы Претендента (в том числе учебных пособий, методических рекомендаций, монографий), тема диссертационного исследования |
Уровни |
Опубликование на Интернет-сайтах (адрес сайта) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
Использование ИКТ на уроках физики как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся |
|
|
+ |
|
|
1 – муниципальный уровень; 2 – региональный уровень; 3 – федеральный уровень, 4 – международный уровень
1.5. Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (регулярные мастер-классы, семинары, проведение занятий на курсах повышения квалификации, работа с молодыми коллегами), в том числе через Интернет:
Темы выступлений |
Дата |
Информация о выступлениях |
|||
Уровень (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) |
Название мероприятия |
Форма выступления (мастер-класс, лекция, семинар, доклад, сообщение, выступление для СМИ, представление педагогического опыта) |
|||
Информационно-коммуникационная компетентность учителя |
12.02.12 |
муниципальный |
Заседание МО учителей физики г. Медногорска |
доклад |
|
Кейс-технология как ведущая технология дистанционного обучения
|
28.02.12 |
региональный |
Зональный этап конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области |
мастер-класс
|
|
Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья |
23.03.13 |
муниципальный |
Заседание МО учителей физики г. Медногорска |
семинар |
|
Систематизация знаний по теме при подготовке к ЕГЭ по информатике |
02.11.13 |
муниципальный |
Заседание МО учителей информатики г. Медногорска |
мастер-класс |
|
Учебный проект «Все есть число (системы счисления)»
|
22.02.12 |
региональный |
Педагогическая гостиная Межрегионального форума «Педагогические инициативы – 2012» |
представление педагогического опыта |
Также постоянно обмениваюсь опытом в профессиональных сетевых сообществах:
На данных сайтах я активно участвую в профессиональных конкурсах, привлекаю к участию в ученических конкурсах своих учащихся, обмениваюсь опытом о применении инновационных технологий в учебном процессе, идеями о различных формах и приемах работы на учебных занятиях, апробирую печатные и электронные учебники, делюсь опытом по общепедагогическим и методическим вопросам.
На персональном сайте
Также имею собственное информационное пространство
1.6. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные ее элементы
Методическая разработка «Использование ИКТ на уроках физики как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся» апробировалась в школах города Медногорска и показала свою эффективность и целесообразность. Результаты были представлены на МО учителей физики в ноябре 2013 года, получили высокую оценку. Методики создания собственных цифровых ресурсов были продемонстрированы мной в рамках работы круглого стола учителей физики города Медногорска в сентябре 2014 года, на педагогическом совете в МБОУ СОШ № 2 в марте 2015 года.
28 февраля 2012 года проводила мастер-класс для учителей восточной зоны Оренбургской области, на котором демонстрировала целесообразность применения кейс-технологии для дистанционного обучения. Получила высокие оценки присутствующих.
Разработанная мной методическая система, ее элементы, группы заданий, цифровые ресурсы последовательно и активно используются коллегами из МБОУ «СОШ № 1 г. Медногорска»: Чекаловой Натальей Борисовной (по физике в 7 – 9, 10 – 11 классах), Методические разработки внедряются в образовательный процесс учителем МБОУ «Гимназия г. Медногорска» Ремневой Ларисой Анатольевной (по физике в 7 – 9 классах). С этими учителями мы имеем тесный педагогический контакт, совместно занимаемся экспериментальной и научно-методической работой.
2. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
Показатели |
2012-13 уч. год |
2013-14 уч. год |
2014-15 уч. год |
2.1. Общая успеваемость по предмету (в %) |
100 |
100 |
100 |
2.2. Качество знаний по предмету (в %) |
54,2 |
65,3 |
67,8 |
2.3. Количество обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней (суммарно), по уровням: |
24 |
40 |
58 |
- школьный |
75 |
99 |
120 |
- муниципальный |
4 |
5 |
3 |
- региональный |
1 |
1 |
|
- федеральный |
15 |
24 |
45 |
2.4. Творческие работы обучающихся по предмету (проекты, исследования и др.), представленные на конкурсах, фестивалях и т.д. различных уровней
Учебный год |
Название творческой работы |
Название мероприятия, на котором представлена работа |
Уровень |
Результативность участия |
2012-13 уч. год |
«История чисел и счисления» |
Городская научно-практическая конференция «Восхождение» |
1 |
I место |
2012-13 уч. год |
«Зеленые» батарейки как альтернативный источник энергии» |
Городская научно-практическая конференция «Восхождение» |
1 |
I место |
2013-14 уч. год |
«Сравнение светоотдачи. Источники света» |
Городская научно-практическая конференция «Восхождение» |
1 |
I место |
1 – муниципальный уровень; 2 – региональный уровень; 3 – федеральный уровень; 4 – международный уровень
2.5. Факты, свидетельствующие о повышении качества творческих работ учащихся по предмету:
1. Усиливается практическая составляющая работ.
2. Повышается актуальность исследований и проектов.
3.Приглашения для участия в различных конференциях, конкурсах с
представленными работами
Учебный год |
Название формы внеурочной деятельности |
Участие школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах, выставках, спортивных соревнованиях |
Достижения учащихся (первые и призовые места) |
||
Уровень мероприятия |
Название мероприятия |
Количество участников (суммарно) |
|||
2012-13 уч. год |
Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах |
1 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады по информатике |
5 |
1 место – Тимошенко Михаил, 2 место – Гонтаренко Василий |
1 |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по информатике |
3 |
3 место – Тимошенко Михаил, 1 место – Реутов Александр |
||
2013-14 уч. год |
Системы счисления |
1 |
Школьный конкурс проектов |
15 |
1 место |
2 |
Городская научно-практическая конференция «Восхождение» |
2 |
1 место |
||
2014-15 уч. год |
В мире физики |
4 |
Международная дистанционная олимпиада по физике проекта «Инфоурок» |
20 |
1 место – Кирдань Анжелика, Жильцова Екатерина, 2 место – Букарева Юлия, Скориков Евгений, 3 место – Мамедова Мэхрибан, Мирясова Диана |
3 |
Всероссийский конкурс "Вопросита" Блиц-олимпиада по физике: «Простые идеи великой науки» |
10 |
1 место – Кирдань Анжелика |
1 – муниципальный уровень; 2 –региональный уровень; 3 –федеральный уровень; 4 – международный уровень
4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции
4.1. Приложение 2 – аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»
5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. дети с девиантным (общественно опасным) поведением)
5.1. Приложение 3 – аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для адресной работы с различными категориями обучающихся». Программы работы с различными категориями обучающихся. Индивидуальные образовательные маршруты. Дорожные карты. Документальное подтверждение результатов деятельности учителя. Авторское дидактическое и методическое обеспечение для работы с различными категориями обучающихся
6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
6.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий:
– в процессе обучения предмету (уровни отмечаются знаками +/-)
Название образовательной технологии |
Учебный предмет |
Класс |
Уровень использования |
||
на уровне методических приемов и педагогических техник |
на уровне отдельных компонентов системы |
на уровне целостной системы |
|||
проектная |
Информатика, физика |
7-11 |
|
+ |
|
исследовательская |
Информатика, физика |
7-11 |
|
+ |
|
здоровьесберегающая |
Информатика, физика |
7-11 |
|
|
+ |
личностно ориентированная |
Информатика, физика |
7-11 |
|
|
+ |
Моё образованиеОрский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, 1995, физика (квалификация: учитель физики, математики, информатики и вычислительной техники)_ Рейтинг |