СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МАОУ СОШ № 12 города Томска
Вот так я стал учителем…
Многие из нас не раз задумывались о том, как мы стали учителями? Было это у нас «на роду написано» или как то иначе? Почему именно такой жизненный путь я выбрал для себя? Размышляя над этим вопросом, я с улыбкой отвечаю сам себе – наверное, так предначертано судьбой. На мой выбор стать учителем и формирование педагогической философии большое влияние оказали мои учителя в школе и университете.
Я учился легко, с увлечением, всегда старался быть в центре школьных или вузовских событий. В 90-х в университете нас учили на всё иметь своё мнение. А какой же ты тогда был студент, если не участвовал в КВНе и не играл за сборную по футболу? И во время педагогической практики, во время, неожиданного для меня, свободного диалога с классом, я почувствовал, что не только мне, но и школьникам во время уроков было интересно, время пролетало для нас незаметно. После университета один из томских депутатов предложил мне создать детский футбольный клуб при микрорайоне. Я с радостью согласился, а успехи не заставили себя долго ждать – уже через два года команда «Каштак» стала финалистом Всероссийского турнира на призы клуба «Кожаный мяч». Меня пригласили работать тренером в футбольную школу, одновременно я пришел и в образовательную школу.
Для начала, для того, чтобы большее время проводить со своими футболистами, так как за прошедшие, в основном выездные, соревнования я почувствовал, что нужен им. В трудные минуты, а иногда даже не имея повода, ребята проводили время в спортивном зале. Постепенно и со всеми остальными учениками у меня сложились хорошие отношения. «Получится ли у меня, заслужу ли доверие детей, примут ли меня?» Эти и многие другие вопросы, волновавшие меня в студенчестве, остались в прошлом. Я ни на минуту не пожалел о выбранном мною пути.
Я пришел работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения. Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.
Важно было понять, каким мне быть в своей профессии. И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирал те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Но как отделить педагогическую философию от философии жизни?
Ведь перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным - вот и вся философия.
Работа тренером научила меня постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя. Приходилось самому придумывать подводящие упражнения, за счет поиска новых идей и выдумки обыгрывать более сильных и подготовленных соперников. Одно из самых сильных чувств в работе – ощущение вместе со своими учениками вкуса победы, удовлетворения от сделанного и последующая тяга доказать еще раз себе и всем что это не случайность, а действительно результат долгих занятий и нестандартных решений. Участие самих школьников в принятии этих решений, в разработке тактических планов приводило к тому, что школу мы покидали неприлично поздно. Родители со временем привыкли к такому образу жизни своих детей, из них получились самые преданные фанаты и болельщики. Спустя три года тренировок, мои ученики выиграли областные соревнования по футболу и стали серебряными призерами финала СФО в Красноярске. Уже через год, в 2009 году, четырнадцатилетние мальчишки, обыграв по привычке всех в Томской области, победили в Красноярске хозяев соревнований в финале СФО.
Справедливым подарком для нас стала путевка в Москву на Всероссийский финал, где томские школьники, обыграв москвичей, стали третьими в России. Такие серьезные результаты стали возможными благодаря не только постоянным тренировкам, но и сильному командному духу. Воспитать такой дух в своих учениках была одна из основных задач при обучении.
Для этого я определил для себя профессиональные и личностные ценности: честность, справедливость, требовательность, доброта, любовь. Учитель должен понимать ученика, уважать его мнение, слышать и слушать его, быть открытым, гуманным, тактичным, обладать чувством юмора, иронией, владеть собой, уметь сдерживать эмоции. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки. Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Хочу, чтобы мои ученики не только были физически здоровы и успешны в спорте, но и любили свою культуру, семью, край, историю.
И что не менее важно, школьный учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
Открывая себя для учеников, они отвечают мне тем же. Вместе мы смело погружаемся в любые проекты, участвуем в различных конкурсах. Для двенадцатилетних школьников 12 школы, в прошлом учебном году активнее всех участвовавших и побеждавших в спортивных мероприятиях и конкурсах, мною была написана программа социально-педагогической направленности, которая называется «Наше время». В этом возрасте подростку сложно самоопределиться, это время является решающим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы школьник научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Занятия создают благоприятные условия для социализации подростка и выработке собственной жизненной позиции, помогают объективно осознать свой личностный потенциал. В рамках программы мы сотрудничаем с домом детства и юношества «Кедр» (организовываем туристические походы, учимся ставить палатки, преодолеваем полосы препятствий) и НИ Томским государственным университетом (посещаем военный институт ТГУ, где кадровые военные проводят с нами занятия по боевой и огневой подготовке, знакомят с родами войск и всеми видами вооружения).
Постоянно находиться в творческом поиске, спешить передавать свои знания при неизменных профессиональных и личных ценностях – это не только моя философия как учителя, но и мой образ жизни.
Работая с детьми, ты и вправду не стареешь, тебе просто некогда стареть, да ты и не можешь этого сделать. Приходишь в класс, а он снова преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. За это я благодарен своей судьбе, своей профессии, своим ученикам. Я знаю, что иного выбора у меня все равно не было. За свою педагогическую практику я многому научился, накопил опыт, выпустил приличное количество учеников. Я люблю их, дорожу ими, горжусь ими. Благодаря интернету мы постоянно общаемся, делимся своими успехами и успокаиваем друг друга при неудачах.
Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.
Февраль 2014г.