СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

филиал МКОУ "Вяткинская СОШ" - "Беловская ООШ"

Обо мне

Я  работаю  учителем  русского  языка  и  литературы   в  Беловской общеобразовательной  школе  в  течение  25  лет.   Как и много лет назад сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому, сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я уверена, что учитель – это не специальность, которую я выбрала, а особое состояние души… Вот здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. И выполнить великую миссию: стать не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляющим своих воспитанников на новые открытия…

Мне очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Если откровенно, работа с детьми возвращает меня в незабываемый и уже далёкий мир детства, и сразу оживают слова из песни: «Куда уходит детство, в какие города?..» Мне кажется, что оно всегда остаётся в стенах школы, что в него может вернуться каждый. Я же возвращаюсь в этот мир ежедневно, и машиной времени являются мой кабинет. Заходишь в него со словами: «Доброе утро, ребята!..», и помчалась машина по времени детства то в седьмой класс, то в пятый, то…  В езде встречаешь добрые приветливые глаза ребят. И понимаешь, что это путешествие – многогранная жизнь моего труда и ребячьих интересов, в которой сливаются наши увлечения и творчество. Ты открываешь мир, а кто-то открывает тебя…

Учение должно быть для детей интересным увлекательным делом, озаряться ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры. Перефразируя известное стихотворение В. Высоцкого, хочется сказать:

«Я учу, а, значит, я живу

Я живу, а, значит, я учу».

Да и как не учить этих смекалистых и настойчивых ребятишек, стремящихся узнать всё сразу, научиться практически всему, как ни учить этих тихих и шаловливых, открытых и замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие они есть… И любить. Любить всей душой, всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких ребятишек-пятиклашек вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети. О них можно говорить бесконечно…

Урок русского языка для учителя… Он начинается задолго до звонка, с раздумий о том, что нужно сделать, чтобы для ребёнка он стал праздником творчества и познания. На каждом занятии хотят ученики узнать что-то новое, чему-то научиться, что-то преодолеть. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно вызовет добрые чувства у каждого школьника. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения грамотности. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должна стать тем импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в них.

Повышение  орфографической  грамотности  учащихся  остаётся  одной  из  важнейших  проблем  методики  преподавания  русского  языка  в  школе.  Ни  для  кого  не   секрет,  что  у  подавляющего  большинства  школьников,  допускающих   орфографические  ошибки,  просьба  учителя  сформулировать  ту  или  иную  орфограмму  не  вызовет  особых  затруднений.  Однако  необходимость  применить  давно  знакомое  правило  в  несколько  неожиданных  условиях,  требующих  не  механического  повторения  привычного  алгоритма,  а  осознанного  подхода,  оказывается  для  многих  почти  неразрешимой  задачей.

Грамотное  письмо – один  из  важнейших  показателей  речевой  и  общей  культуры  человека.  Именно  эту  мысль  стараюсь  внушить  своим  ученикам,  объясняя,  зачем   нужно  писать  правильно.  Вопросам  мотивации  каждодневной  орфографической  работы   придаю  большое  значение.  Развивая  и  углубляя  познавательные   интересы  детей,  показываю,   что  грамотность  нужна   для  успешного  обучения  в  школе,  для  общения  и  получения  профессии,  для  уважения  окружающих  и  самоуважения.   Стремление  осуществить  запланированное  заставляет  работать  творчески,  уплотнённо  проводить  учёт  знаний,  тщательно  отбирать  изучаемый  материал,  формы, методы  и  приёмы  его  подачи.

Я  работаю  по  программе  общеобразовательных  учреждений  по  русскому  языку, составленной  М.М Разумовской и В.Я. Коровиной.     Важным  считаю  этап  диагностики. Принимая  в  начале  учебного  года  новый  класс,  я  с  первой  же  недели  стараюсь  выяснить,  насколько  сформированы  навыки  самоконтроля,  умение  выделять  главное,  сравнивать,  уровень  развития  произвольного  и  непроизвольного  внимания,  определить  тип  памяти  каждого  ученика,  выявить  наиболее  слабых  учащихся,  чтобы,  не  теряя  времени,  начать  с  ними  индивидуальную  работу.  В  тетради  учёта  успеваемости  на  отдельной  странице  записываю  фамилии  этих  учеников,  а  затем  первые  ошибки,  ими  допущенные. После  каждой  письменной  работы  записи  пополняются.  Это  даёт  возможность  не  только  классифицировать  ошибки,  но  и  видеть,  когда  ученик  допускает  ошибки  в  одних  и  тех  же  словах.

        В  начале  5  класса  дети  при  списывании  допускали  много  ошибок.  Я  стала  проводить   контрольное  списывание,  предупреждая  пятиклассников,  что  за  одну  ошибку  ставится  неудовлетворительная  оценка.  Результаты  первых  работ  были  очень  плохими.  Но  постепенно  дети  становились  более  внимательными.  До  сих  пор  я  провожу  такую  работу  каждую  четверть.

Усвоение  нового  материала  происходит  с  опорой  на  ранее  полученные  знания. Для  этого  провожу  вводный  контроль  с  помощью   теста,  словарной   диктовки,  проговаривания  опорных  определений,  правил,  использования  алгоритмов  и  т. д.   Сразу  после  завершения  вводного  контроля,  его  проверки  и  обсуждения  недостатков  начинается  объяснение  нового  материала,   его  краткую  схематическую  запись  фиксирую на  доске.  При  анализе  орфографического  правила  выделяем  основные  части,  перечень  условий,  от  которых  зависит  правильное  написание,  анализируем  письменный   образец,  сочетая  словесное  комментирование  и  графическое  обозначение. Усвоение  нового  материала  происходит   с  помощью  учебника  или  анализа  языкового  явления, или   эвристической  беседы,  или  постановки  проблемного  вопроса.     Опрос  начинаю  со  слабых  учащихся,  заканчиваю  сильными.  При  объяснении  материала,  построенном  таким  образом,  все  учащиеся  принимают  в  нём  посильное  участие,  дополняя  и  поправляя  предложенные  варианты  ответов.  Для  слабых  учащихся  предлагаю  повторное  объяснение,  снизив  уровень  изложения  и  привлекая  дополнительные  дидактические  средства: рисунки,  запоминалки,  а  также  игровые  и  занимательные  формы. Каждый  ученик  по  мере  усвоения  изучаемой  информации  включается  в  работу  по  первичному  закреплению  основного  содержания  материала.

                    Этапы  первичного  закрепления:

1.Повторный  разбор  изучаемого  материала  в  парах.

2.Заполнение  работ  с  печатной  основой.  Каждый  ученик  работает  в  своём  темпе.  Моя  задача  на  этом  этапе – организовать  помощь  нуждающимся.  В  ходе  коллективной  проверки  ошибки  исправляются.  Результаты  заполнения  пропусков  не  оцениваю,  так  как  работа  носит  обучающий  характер.

3.Проговаривание  теоретических  вопросов   про  себя  или  в  парах  друг  другу.

 На  втором  этапе  учимся  применять  знания  на  практике.  Для  этого  использую  различные  виды  тренировочных  упражнений:  упражнения  типа  списывания,  обычно  осложнённого  грамматико-орфографическими  заданиями, диктанты  различных  видов  (предупредительные,  объяснительные,  выборочные,  творческие,  свободные).  Последовательность  диктантов  определяется  степенью  самостоятельности  учащихся.  В  тренировочные  упражнения  ввожу  смешиваемые  написания.  

Правила  правописания  гласных  после  шипящих  и  ц  изучаются  в  5-7  классах,  но  уже  первоклассники  знают:  «жи,  ши  пиши  с  буквой   и».  Ученики  это  прочно  запомнили  и  далее  неоправданно  расширяют  сферу  применения  этого  правила  на  следующие  случаи:

- слова  с  проверяемой  (шесты,  сожаление)  и  непроверяемой   безударной  гласной  в  корне  (железный,  шеренга);

-окончания  дат.  и  предл.  падежей  имён  существительных   1-го  склонения  с  основой   на  ж   и   ш   ( по  крыше);

-падежные  окончания   прилагательных  и  причастий   с  основой  на   ж  и   ш  (на  свежем  сене);

-на  личные  окончания  глаголов  с  основой  на   ж  и   ш   (завяжет).

 Исходя  из  этих  фактов,  для  предупреждения  орфографических  ошибок  мы  сопоставляем  правила  написания  гласного  в  сочетании  жи,  ши,  с  одной  стороны,  с  указанными   выше  правилами – с  другой,  разграничиваем  их.

       Такой  подход  способствует  более  чёткому  теоретическому  обоснованию  написания  и  вместе  с  разумно  организованными  тренировочными  упражнениями  обеспечивает  хороший  уровень  орфографической  грамотности.

При  обобщении  и  систематизирующем  повторении  задача  состоит  в  том,  чтобы  теоретические  положения  объединить  и  свести  к  минимуму  правил. На  этом  этапе  использую  различные  средства  обучения:  обобщающие  таблицы,  схемы,  алгоритмы.

Именно  алгоритмизация  самых  сложных  орфограмм  помогает  ученикам  оптимально  найти  «ключ»  к  правильному  написанию.  Алгоритмы  учат  обобщать  знания,  приводить  их  в  определённую  систему,  логически,  последовательно  приходить  к  решению  языковой  задачи.

        Чтобы   проводить  сравнения,  обобщения,  надо  создать  в  классе  такую  рабочую  атмосферу,  чтобы  каждый  ученик  был  внимателен  и  заинтересован. Поэтому  постоянно  приходится  думать  о  путях  интенсификации  процесса  обучения,  об  оптимальном  сочетании  общеклассных,  групповых  и  индивидуальных  форм  работы,  об  объёме  и  способах  организации  самостоятельной  работы  на  уроке,  о  реализации  воспитательных  возможностей  нашего  предмета,  о  формах  сотрудничества  учителя  с  учащимися.

С  учащимися,  обладающими  низкими  учебными   возможностями,  часто  работаю  в  непосредственном  контакте:  рассказываю,  опрашиваю,  проверяю,  помогаю,  показываю.  У  этих  ребят  медленный  темп  работы,  но  и  они  обязательно  определённый  промежуток  времени  на  уроке  работают  самостоятельно, получая  соответствующие  знания.

Эффективной  формой  организации  труда  учеников  на  уроках  считаю  групповую  работу.  Она  даёт  возможность  вовлечь  каждого  ученика  в  процесс  познания,  воспитать  такое  важное  качество,  как  ответственность. Высокая  результативность  уроков  обусловлена   активностью  учеников. 

Домашнее  задание – важный  этап  урока,  поэтому  продумываю  его  до  мелочей.  Оно  должно  вооружить  ученика  рациональными  способами  самостоятельной  работы  с  учебником.  Вместо  задания  «Выучить  правило  и  повторить  параграф»,  я  предлагаю  вопросы,  ответить  на  которые  ученик  сможет  только  с  помощью  указанного  правила,   или  даю  задание  «Составить  вопросы  по  таблице».  Домашнее  задание  по  практическому  овладению  учебным  материалом  должно  быть  посильным  для  каждого  ученика,  поэтому  оно  дифференцированное. 

Выработке  прочных  знаний  помогает  использование  различных  видов  организации  обратной  связи,  форм  контроля  и  самоконтроля.  Наиболее  результативны  следующие  приёмы:

·        уплотнённый  учёт  знаний  (по  карточкам  у  доски  и  на  месте);

·        письменные  работы  « По  следам  ошибок»;

·        выполнение  индивидуальных  заданий  по  вариантам;

·        словарные  диктанты  с  использованием  сигнальных  карточек;

Чтобы  контролировать  уровень  практических  умений  и  навыков,  предусматриваю  ещё  в  начале  изучения  темы   все  срезовые  и  проверочные  работы,  рационально  сочетая  традиционные  (диктанты,  грамматические  задания,  изложения,  сочинения,  опрос  и  т.  д.)  и  нетрадиционные  формы  контроля  (тесты,  перфокарты,  схемы  и  др.)  Срезовые  работы  обычно  провожу  в  конце  каждого  тренировочного  урока.  Это  оценка  не  столько  ученику,  сколько  учителю,  эффективности  его  урока.

Для  быстрого  получения  обратной  информации   использую  тесты  с  цифровым  выбором  правильного  ответа.

Анализируя  ошибки  детей,  решаю,  на  кого  и  на  что  обратить  внимание,  что  доработать,  чтобы  дети  усвоили  материал.  В  конце  каждой  темы – проверочная  работа.  Эти  работы  различны  по  объёму,  по  степени  сложности  (ученик может  выбрать  работу  на  «3»,  на  «4» - с  одной  звёздочкой,  на  «5» - с  двумя  звёздочками),  по  содержанию  заданий:  сопоставление  языковых  явлений,  конструирование  предложений,  орфографические  задачи,  творческие  задания. 

 Важное  значение  придаю  работе   над  ошибками.  Хорошие  результаты  даёт  индивидуальная  работа.  Все  слова,  в  которых  ученик  допустил  ошибки, он  правильно  выписывает  на  карточки,  обозначая  орфограммы.  Карточки  складываются  в  конверт,  который  ученик  приносит  на  все  уроки  русского   языка.  Индивидуальная работа  проводится  на  последующих  уроках  во время  учёта  знаний не  только  учебный,  но  и  воспитательный  эффект:  перед  каждым  учеником  ставится  вполне  конкретная  цель,  которой  он  стремится  достичь.  Так  воспитываются   целеустремлённость,  трудолюбие,  настойчивость  и  -  повышается  орфографическая  грамотность.

           Чтобы  уроки  по  орфографии  не  были  скучными,  однообразными,  провожу  различные  виды  уроков:  практикумы,  зачёты,  путешествия,  исследования,  то  есть  такие,  которые,  развивая  и  углубляя  интерес  к  предмету,  позволяют  учащимся  проявить  наибольшую  активность,  собственные  творческие   возможности.

       Учащиеся  умеют  находить  в  словах  орфограммы,  обосновывают  их  выбор,  правильно  пишут  слова  с  изученными  орфограммами,  находят  и  исправляют  орфографические  ошибки.  Дети  грамотно  оформляют  любой  текст,  умеют  составлять  проекты,  таблицы,  опорные  конспекты. 

Двадцать  лет  являюсь  классным  руководителем.  В  коллективе  развито  самоуправление.  Каждый  ученик   имеет  поручение,  которое  выбирает  по  желанию. Большую  роль  в  классе  играет  актив,  в  который  выбраны  дети,  умеющие  организовать  коллектив,  выступить  с  инициативой,  оказать  позитивное  влияние.  Мои  учащиеся -  победители различных  школьных, районных и краевых  мероприятий.    Уделяю много времени развитию творческих способностей у учащихся, в результате мои выпускники подтверждают знания, полученные в школе на выпускных и вступительных экзаменах в других учебных заведениях.

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя учебного предмета, другие… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Я, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими учениками.

Жизнь не остановить, она идет вперед. Я только маленькое звено в цепи сменяющихся поколений. После меня придут другие. А сегодня, открывая двери кабинета, надеюсь, что и мои ученики со временем будут продолжать учить детей нового поколения…

 

 

 

 Я  работаю  учителем  русского  языка  и  литературы   в  Беловской общеобразовательной  школе  в  течение  25  лет.   Как и много лет назад сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому, сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я уверена, что учитель – это не специальность, которую я выбрала, а особое состояние души… Вот здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. И выполнить великую миссию: стать не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляющим своих воспитанников на новые открытия…

 

Мне очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Если откровенно, работа с детьми возвращает меня в незабываемый и уже далёкий мир детства, и сразу оживают слова из песни: «Куда уходит детство, в какие города?..» Мне кажется, что оно всегда остаётся в стенах школы, что в него может вернуться каждый. Я же возвращаюсь в этот мир ежедневно, и машиной времени являются мой кабинет. Заходишь в него со словами: «Доброе утро, ребята!..», и помчалась машина по времени детства то в седьмой класс, то в пятый, то…  В езде встречаешь добрые приветливые глаза ребят. И понимаешь, что это путешествие – многогранная жизнь моего труда и ребячьих интересов, в которой сливаются наши увлечения и творчество. Ты открываешь мир, а кто-то открывает тебя…

Учение должно быть для детей интересным увлекательным делом, озаряться ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры. Перефразируя известное стихотворение В. Высоцкого, хочется сказать:

«Я учу, а, значит, я живу

Я живу, а, значит, я учу».

Да и как не учить этих смекалистых и настойчивых ребятишек, стремящихся узнать всё сразу, научиться практически всему, как ни учить этих тихих и шаловливых, открытых и замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие они есть… И любить. Любить всей душой, всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких ребятишек-пятиклашек вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети. О них можно говорить бесконечно…

Урок русского языка для учителя… Он начинается задолго до звонка, с раздумий о том, что нужно сделать, чтобы для ребёнка он стал праздником творчества и познания. На каждом занятии хотят ученики узнать что-то новое, чему-то научиться, что-то преодолеть. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно вызовет добрые чувства у каждого школьника. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения грамотности. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должна стать тем импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в них.

Повышение  орфографической  грамотности  учащихся  остаётся  одной  из  важнейших  проблем  методики  преподавания  русского  языка  в  школе.  Ни  для  кого  не   секрет,  что  у  подавляющего  большинства  школьников,  допускающих   орфографические  ошибки,  просьба  учителя  сформулировать  ту  или  иную  орфограмму  не  вызовет  особых  затруднений.  Однако  необходимость  применить  давно  знакомое  правило  в  несколько  неожиданных  условиях,  требующих  не  механического  повторения  привычного  алгоритма,  а  осознанного  подхода,  оказывается  для  многих  почти  неразрешимой  задачей.

Грамотное  письмо – один  из  важнейших  показателей  речевой  и  общей  культуры  человека.  Именно  эту  мысль  стараюсь  внушить  своим  ученикам,  объясняя,  зачем   нужно  писать  правильно.  Вопросам  мотивации  каждодневной  орфографической  работы   придаю  большое  значение.  Развивая  и  углубляя  познавательные   интересы  детей,  показываю,   что  грамотность  нужна   для  успешного  обучения  в  школе,  для  общения  и  получения  профессии,  для  уважения  окружающих  и  самоуважения.   Стремление  осуществить  запланированное  заставляет  работать  творчески,  уплотнённо  проводить  учёт  знаний,  тщательно  отбирать  изучаемый  материал,  формы, методы  и  приёмы  его  подачи.

Я  работаю  по  программе  общеобразовательных  учреждений  по  русскому  языку, составленной  М.М Разумовской и В.Я. Коровиной.     Важным  считаю  этап  диагностики. Принимая  в  начале  учебного  года  новый  класс,  я  с  первой  же  недели  стараюсь  выяснить,  насколько  сформированы  навыки  самоконтроля,  умение  выделять  главное,  сравнивать,  уровень  развития  произвольного  и  непроизвольного  внимания,  определить  тип  памяти  каждого  ученика,  выявить  наиболее  слабых  учащихся,  чтобы,  не  теряя  времени,  начать  с  ними  индивидуальную  работу.  В  тетради  учёта  успеваемости  на  отдельной  странице  записываю  фамилии  этих  учеников,  а  затем  первые  ошибки,  ими  допущенные. После  каждой  письменной  работы  записи  пополняются.  Это  даёт  возможность  не  только  классифицировать  ошибки,  но  и  видеть,  когда  ученик  допускает  ошибки  в  одних  и  тех  же  словах.

        В  начале  5  класса  дети  при  списывании  допускали  много  ошибок.  Я  стала  проводить   контрольное  списывание,  предупреждая  пятиклассников,  что  за  одну  ошибку  ставится  неудовлетворительная  оценка.  Результаты  первых  работ  были  очень  плохими.  Но  постепенно  дети  становились  более  внимательными.  До  сих  пор  я  провожу  такую  работу  каждую  четверть.

Усвоение  нового  материала  происходит  с  опорой  на  ранее  полученные  знания. Для  этого  провожу  вводный  контроль  с  помощью   теста,  словарной   диктовки,  проговаривания  опорных  определений,  правил,  использования  алгоритмов  и  т. д.   Сразу  после  завершения  вводного  контроля,  его  проверки  и  обсуждения  недостатков  начинается  объяснение  нового  материала,   его  краткую  схематическую  запись  фиксирую на  доске.  При  анализе  орфографического  правила  выделяем  основные  части,  перечень  условий,  от  которых  зависит  правильное  написание,  анализируем  письменный   образец,  сочетая  словесное  комментирование  и  графическое  обозначение. Усвоение  нового  материала  происходит   с  помощью  учебника  или  анализа  языкового  явления, или   эвристической  беседы,  или  постановки  проблемного  вопроса.     Опрос  начинаю  со  слабых  учащихся,  заканчиваю  сильными.  При  объяснении  материала,  построенном  таким  образом,  все  учащиеся  принимают  в  нём  посильное  участие,  дополняя  и  поправляя  предложенные  варианты  ответов.  Для  слабых  учащихся  предлагаю  повторное  объяснение,  снизив  уровень  изложения  и  привлекая  дополнительные  дидактические  средства: рисунки,  запоминалки,  а  также  игровые  и  занимательные  формы. Каждый  ученик  по  мере  усвоения  изучаемой  информации  включается  в  работу  по  первичному  закреплению  основного  содержания  материала.

                    Этапы  первичного  закрепления:

1.Повторный  разбор  изучаемого  материала  в  парах.

2.Заполнение  работ  с  печатной  основой.  Каждый  ученик  работает  в  своём  темпе.  Моя  задача  на  этом  этапе – организовать  помощь  нуждающимся.  В  ходе  коллективной  проверки  ошибки  исправляются.  Результаты  заполнения  пропусков  не  оцениваю,  так  как  работа  носит  обучающий  характер.

3.Проговаривание  теоретических  вопросов   про  себя  или  в  парах  друг  другу.

 На  втором  этапе  учимся  применять  знания  на  практике.  Для  этого  использую  различные  виды  тренировочных  упражнений:  упражнения  типа  списывания,  обычно  осложнённого  грамматико-орфографическими  заданиями, диктанты  различных  видов  (предупредительные,  объяснительные,  выборочные,  творческие,  свободные).  Последовательность  диктантов  определяется  степенью  самостоятельности  учащихся.  В  тренировочные  упражнения  ввожу  смешиваемые  написания.  

Правила  правописания  гласных  после  шипящих  и  ц  изучаются  в  5-7  классах,  но  уже  первоклассники  знают:  «жи,  ши  пиши  с  буквой   и».  Ученики  это  прочно  запомнили  и  далее  неоправданно  расширяют  сферу  применения  этого  правила  на  следующие  случаи:

- слова  с  проверяемой  (шесты,  сожаление)  и  непроверяемой   безударной  гласной  в  корне  (железный,  шеренга);

-окончания  дат.  и  предл.  падежей  имён  существительных   1-го  склонения  с  основой   на  ж   и   ш   ( по  крыше);

-падежные  окончания   прилагательных  и  причастий   с  основой  на   ж  и   ш  (на  свежем  сене);

-на  личные  окончания  глаголов  с  основой  на   ж  и   ш   (завяжет).

 Исходя  из  этих  фактов,  для  предупреждения  орфографических  ошибок  мы  сопоставляем  правила  написания  гласного  в  сочетании  жи,  ши,  с  одной  стороны,  с  указанными   выше  правилами – с  другой,  разграничиваем  их.

       Такой  подход  способствует  более  чёткому  теоретическому  обоснованию  написания  и  вместе  с  разумно  организованными  тренировочными  упражнениями  обеспечивает  хороший  уровень  орфографической  грамотности.

При  обобщении  и  систематизирующем  повторении  задача  состоит  в  том,  чтобы  теоретические  положения  объединить  и  свести  к  минимуму  правил. На  этом  этапе  использую  различные  средства  обучения:  обобщающие  таблицы,  схемы,  алгоритмы.

Именно  алгоритмизация  самых  сложных  орфограмм  помогает  ученикам  оптимально  найти  «ключ»  к  правильному  написанию.  Алгоритмы  учат  обобщать  знания,  приводить  их  в  определённую  систему,  логически,  последовательно  приходить  к  решению  языковой  задачи.

        Чтобы   проводить  сравнения,  обобщения,  надо  создать  в  классе  такую  рабочую  атмосферу,  чтобы  каждый  ученик  был  внимателен  и  заинтересован. Поэтому  постоянно  приходится  думать  о  путях  интенсификации  процесса  обучения,  об  оптимальном  сочетании  общеклассных,  групповых  и  индивидуальных  форм  работы,  об  объёме  и  способах  организации  самостоятельной  работы  на  уроке,  о  реализации  воспитательных  возможностей  нашего  предмета,  о  формах  сотрудничества  учителя  с  учащимися.

С  учащимися,  обладающими  низкими  учебными   возможностями,  часто  работаю  в  непосредственном  контакте:  рассказываю,  опрашиваю,  проверяю,  помогаю,  показываю.  У  этих  ребят  медленный  темп  работы,  но  и  они  обязательно  определённый  промежуток  времени  на  уроке  работают  самостоятельно, получая  соответствующие  знания.

Эффективной  формой  организации  труда  учеников  на  уроках  считаю  групповую  работу.  Она  даёт  возможность  вовлечь  каждого  ученика  в  процесс  познания,  воспитать  такое  важное  качество,  как  ответственность. Высокая  результативность  уроков  обусловлена   активностью  учеников. 

Домашнее  задание – важный  этап  урока,  поэтому  продумываю  его  до  мелочей.  Оно  должно  вооружить  ученика  рациональными  способами  самостоятельной  работы  с  учебником.  Вместо  задания  «Выучить  правило  и  повторить  параграф»,  я  предлагаю  вопросы,  ответить  на  которые  ученик  сможет  только  с  помощью  указанного  правила,   или  даю  задание  «Составить  вопросы  по  таблице».  Домашнее  задание  по  практическому  овладению  учебным  материалом  должно  быть  посильным  для  каждого  ученика,  поэтому  оно  дифференцированное. 

Выработке  прочных  знаний  помогает  использование  различных  видов  организации  обратной  связи,  форм  контроля  и  самоконтроля.  Наиболее  результативны  следующие  приёмы:

·        уплотнённый  учёт  знаний  (по  карточкам  у  доски  и  на  месте);

·        письменные  работы  « По  следам  ошибок»;

·        выполнение  индивидуальных  заданий  по  вариантам;

·        словарные  диктанты  с  использованием  сигнальных  карточек;

Чтобы  контролировать  уровень  практических  умений  и  навыков,  предусматриваю  ещё  в  начале  изучения  темы   все  срезовые  и  проверочные  работы,  рационально  сочетая  традиционные  (диктанты,  грамматические  задания,  изложения,  сочинения,  опрос  и 

Моё образование

Образование высшее, Барнаульский государственный педагогический университет, присуждена  квалификация учителя русского языка и литературы по специальности «Филология», 2004 год.

 

Рейтинг

Баллов: рейтинг889.7 Место: место65887 (Подробнее)