СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова"
Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна.
Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии. В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды! Учителем-логопедом я работаю 18 лет. Отучившись в Марийском государственном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, на факультете педагогики и методики начального образования, получила специальность учителя начальных классов с логопедическим уклоном. В 2009 году прошла курсы переподготовки по программе «Специальная дошкольная педагогика и психология (дошкольная дефектология и логопедия)».
Педагогическая деятельность очень интересная и увлекательная, и она не может быть плодотворной без одной важной вещи – любви к детям. Маленькие воспитанники всегда чувствуют отношение учителя к ним и отвечают взаимностью, которая может проявляться по-разному, но каждый раз это их любовь – детская, искренняя, неповторимая. Мир детей несёт необыкновенную ауру, создаёт благоприятную атмосферу для деятельности и творчества. Лично я в школе, среди детей, в маленьком мире наивной искренности, чистоты и тепла дышу, цвету и радуюсь, стараясь помочь своим маленьким воспитанникам преодолевать и исправлять их речевые недостатки, развивать в них уверенность в себе. Учитель – святая благородная профессия. А нам, учителям-логопедам, дано больше, чем любому другому учителю. Только мы, логопеды, знаем каждого ребёнка в школе, как его зовут, как он говорит, пишет и читает, в то время когда другой учитель знает детей только своего класса. Учитель-логопед поможет деткам преодолеть трудности в произношении, чтении и письме на начальных этапах обучения, когда они особенно нуждаются в поддержке. Проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике. По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний. При правильной организации и проведении коррекционной работы мы, учителя-логопеды, помогаем детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями. Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, необходима личная вовлеченность ребёнка в работу. Чтобы занятия были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую предметные картинки, серии сюжетных картинок, мультимедийные презентации, задания на CD. Занятия с детьми я всегда начинаю с артикуляционной гимнастики, которая просто необходима как подготовительный этап при постановке звуков. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. Подбор картинок на все группы звуков на этапе закрепления позволяет более углубленно подойти к процессу индивидуального обучения каждого ребёнка. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения. Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания.
С недавних пор моим действенным помощником и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии более индивидуализированная и нетрадиционная, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
На протяжении трех лет в своей практической деятельности я успешно использую «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере», известного еще с 1993 года. В комплект входит диск и сборник дидактических материалов. Практикум рекомендован к изданию Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Практикум предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. Его основным элементом является компьютерная игра, позволяющая создавать специфическую игровую среду для выполнения дидактического упражнения. При этом реализуются игровые и познавательные потребности ребенка, создается благоприятный эмоциональный фон, организуется практическая деятельность по закреплению пройденного материала. Использование элементов мультипликации и звуковых возможностей компьютера позволяют сделать процесс обучения на логопедическом занятии более интересным и разнообразным. Игровая ситуация, естественным путем соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для него, мобилизуя при этом его жизненный опыт и внимание, позволяя проявлять инициативу и творчество.
Как показывает опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя.
Для эффективного оптимизирования процесса обучения произношению является Комплекс АПМ Логопед одна из частей программы СИРС – система интенсивного развития способностей, разработанная Новосибирским Центром интенсивных технологий в образовании и медицине. Автор Буров А.Н. – кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией ИЭПМСО РАО. В программу входит комплекс Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» (Автоматизированное рабочее место Логопед). Он предназначен для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия. Система упражнений строится по схеме: фонема – фонема в слове – фонема в словосочетании – фонема в предложении – фонема в скороговорке. Электронная информационная среда содержит также пальчиковые и язычковые видео упражнения.
И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен – вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.
Также необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, которые помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы. Это различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, элементы Су-Джок терапии, песочной терапии, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и многое другое – ведь чем лучше двигательная активность ребёнка, тем больше развивается его речь. Обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. Стараюсь чаще выступать на родительских собраниях, чтобы активизировать и повысить деятельность родителей. А как приятно услышать искренние слова благодарности от родителей, которые, принимая участие в обучении своих деток, видят прогресс налицо!
Высшее