СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ "Лицей №26", г. Саранск, Республика Мордовия
Любите то, что преподаете,
и тех, кому преподаете.
В.О. Ключевский
«Моя педагогическая философия».
Короткая строчка анкеты: педагогический стаж - 23 года. 23 года – возраст вполне совершеннолетний! Кажется, всё было только вчера. Слова напутствия, сказанные деканом факультета истории и социологии МГУ им. Н.П.Огарева. Твёрдое желание соответствовать наказу. Обязательно быть! Быть похожей ещё и на ту идеальную учительницу, образ которой нафантазировала в школьные годы. Это обязательно красивая женщина, всегда нарядно одетая, хорошо причесанная, чтобы во время урока хотелось смотреть только на неё и слушать только её, потому речь у неё правильная и льётся, как чистый ручеёк.
«Учителем надо родиться, и только после этого стать!» - писал Роберт Рождественский, и был абсолютно прав.
А ещё, по- моему, нужно многое понять, многому научиться.
Древние говорили: «Хорошо быть строгим, ещё лучше – добрым, но лучше всего - справедливым».
Как найти золотую середину между строгостью и мягкостью, оптимизмом и осторожностью, требовательностью и уступчивостью, эмоциональностью и рассудительностью?
Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель! Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
А что значит для меня быть учителем? Это не просто чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность, любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Иногда опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют» таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Современный учитель... Каким он должен быть? Какими гранями таланта должен обладать, чтобы быть интересным детям? Эти вопросы я задавала себе не раз. Помню, будучи ещё ученицей XX века, я писала сочинение о школе XXI столетия, размышляла о том, какой она станет, представляла того фантастического учителя, которому будет все по плечу. И вот такой, казалось, далекий XXI век уже наступил, теперь я – тот учитель будущего, но вовсе не фантастический, не мечтатель, я – реалист. Мои глаза не прикрыты розовыми очками, мои мысли не уносятся в поднебесье. Я четко осознаю, что мы живем в мире высоких технологий, когда можно информацию передавать на большие расстояния, с большими скоростями и большими объемами. Но никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Я нашла три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через технологию преподавания. Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему, как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас и в истории, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым - не значит натаскивать себя на «доброделание», а накапливать внутреннее тепло в своем сердце. Важно, чтобы язык учителя и ученика совпадал, и тогда смысл многих понятий дойдет до учеников не в искажении, а в первоначальном смысле. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться», - эти слова А. Экзюпери - ключ к реализации моей мечты. Я поняла свою задачу: помочь пробудиться, зародить чувство истории, творимой сейчас, в данную минуту. Важно, чтобы твои воспитанники поняли: прошлое неразрывно связано с настоящим, здесь нет прерванности исторического пути.
Развивать чувство истории можно лишь на основе исторических знаний от «дней минувших анекдотов, от Ромула» до четко структурированного знания истории, которое уже не может обойтись без «хронологической пыли бытописания земли»». На чувстве истории основано «самостоянье человека». Это центр человеческой личности.
В современном образовании и обществе укоренилась тенденция избирательности, некий прагматизм, четкое деление на «нужные» и «не нужные» науки (предметы). Во главу угла поставлен «его величество» выбор по принципу целесообразности и необходимости для освоения профессии, часто обоснованный финансовым благополучием. Цель замечательная – быть успешным в жизни! В свой адрес историки часто слышат упреки: «Зачем учить историю? Такое обилие фактов, дат, объема информации!». Эта ситуация навела на размышления….
В обилии школьных предметов существует особая когорта дисциплин, которая формирует у поколений выпускников мобильность, адаптивность, коммуникативность, гражданственность. И, несомненно, история входит в их число, ведь «поэтом можешь ты не быть, а Гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
На первый взгляд, существует обилие сухих и неинтересных цифр в курсе истории, но это не что иное, как цепь закономерностей, исторических фактов, фундамент или основа, без которых нельзя увидеть историческое время в его движении и развитии. И это лишь поверхностное восприятие истории есть гораздо более значимый и сильный пласт: в центре внимания исторического времени всегда человек, личность, народ. И тогда моя миссия – помочь ученикам увидеть правду истории, человека в ней с его переживаниями, страстями, судьбой в самых тяжелых исторических перипетиях, ведь всегда находились светлые личности, которые отстаивали высшие гуменные ценности, часто жертвуя жизнью ради них.
Именно благодаря моей профессии я имею возможность влиять на становление мировоззрения моих учащихся, а благодатной почвой для этого является российская история с ее «белыми пятнами» и неразгаданными тайнами. Национальное и духовное возрождение ещё предстоит России, и на уроках в сотрудничестве с учениками формируется видение достоверного восприятия исторических процессов, умение, не обеляя и не очерняя, видеть в историческом времени историю, как понимание жизни.
Читая Карамзина, Пушкина, Толстого, понимаешь, что они рассматривают историю не как причинно-следственную цепь событий: для них в истории действует некая сила, которая именуется Промыслом. Пытаюсь вместе с учениками разгадать поступь промысла и увидеть, где он держит историю крепко, а где, давая возможность человеческой свободе, развивается самочинно, то есть проследить действие промысла на протяжении исторического времени, поставив Россию в очередной раз перед проблемой выбора.
Сейчас вся историческая наука не только в России, но и в мире концептуально находится в кризисном состоянии. Причина этого - технотронная цивилизация, рассчитанная на прямолинейный процесс, который ведет, в конечном итоге, к дегуманизации общества и образования.
Убеждена, что остается одно: личным примером, собственным бытием воздействовать на учеников, окружающую обстановку. Ответственно осознаю, что главный урок, который нужно преподать ученикам - это понимание жизни и своей, и окружающих не как «свободы без границ», а как ответственного служения своему делу.
Я вновь перечитываю письмо А. С. Пушкина в защиту русской истории: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу согласиться... И положа руку на сердце разве не находите вы чего - то знаменательного в теперешнем положении России, чего - то такого, что поразит будущего историка».
Мой Ученик, оправдались ли твои надежды на встречу с Учителем? Я мечтала быть учителем... Я им стала... А стала ли я Учителем?
Жизнь - бесконечное познанье.
Бери свой посох и иди.( М. Волошин)
И я иду... Снова иду на урок истории...
МГУ им. Н.П. Огарева, Республика Мордовия