СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ СОШ № 3 города Новочебоксарска ЧР

Обо мне

Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться  с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость, обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в  собственных интересах, так и в интересах общества. 

В связи с этим, применяю в работе с учащимися следующие формы обучения:

  • учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы - урок);
  • внеплановую (консультации);
  • вспомогательную (группы выравнивания).

Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками.  Для урока я использую необходимый материала  на школьном сервере, либо в Интернете. Наличие в классе проектора и интерактивной доски помогает фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов.

Групповая форма обучения используется мною для проектной деятельности. Каждая группа работает над своим заданием в проекте, в результате чего формируется единое решение по проектному заданию для всего класса. Проекты, предусмотренные  мною многообразны: пособия для дошкольников; информационные буклеты-памятки, буклеты-справочники; информационные каталоги; образовательные модели книг, стендов, наглядных пособий; электронные фотоальбомы разной тематики, слайдовые мультипликационные сказки и др. Такая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

 Также на уроках информатики я широко использую парный метод обучения, сформированный из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. 

 Для людей характерна информационная деятельность, связанная, как правило, с работой в коллективе. Поэтому я применяю учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы школьников с учебным материалом.

В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий.

Из опыта работы выделяю следующие формы работы на уроках информатики, как наиболее эффективные:

  • фронтальная беседа;
  • работа за компьютером индивидуально и попарно;
  • демонстрация презентации или работы программы всему классу;
  • обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.

На практике мною распространены комбинированные уроки. Такие уроки имеют разнообразную структуру и обладают рядом достоинств:

  • обеспечивают многократную смену видов деятельности;
  • создают условия для быстрого применения новых знаний;
  • обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом;
  • приносят много отметок;
  •  реализуют индивидуальный подход в обучении.

В комбинированных уроках информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и так далее, сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. В процессе беседы он вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения;

4) работа за компьютером (клавиатурный тренажер, компьютерный практикум, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов урока.

 Используя мультимедийный проектор и демонстрационный экран или интерактивную доску, демонстрирую ученикам различные учебные элементы содержания курса, ввожу новые технологические приемы. Использую презентации. 

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

  • освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);
  • закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);
  • отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);
  • проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).

Индивидуальная практическая работа — более сложная форма работы по сравнению с фронтальной лабораторной. Ее характерные черты:

  • разнотипность заданий по уровню сложности;
  • большая самостоятельность;
  • большая опора на учебник и справочный материал;
  • более сложные вопросы к учителю. 

Эта работа может приобретать черты учебно-исследовательской практики, когда ученики получают от учителя индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома).

Учитывая гигиенические требования к организации работы школьников со средствами ИКТ, стараюсь успевать следить за тем, чтобы время непрерывной работы не превышало рекомендуемых норм.

Виды домашней работы для учащихся также разнообразны: индивидуальная (проверяю знания конкретного ученика с целью коррекции имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в электронном файле; групповая (как часть общего классного задания); творческая (составление докладов, сообщений, макетов слайдов с разным тематическим сюжетом), дифференцированная, одна на весь класс.

Организую по мере необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие), которые проводятся эпизодически.

Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.  

Только такая организация уроков предполагает, по-моему мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только так можно сделать предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.

Моё образование

высшее, ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, психолого-педагогический факультет, 2008 год

высшее, Учреждение ДПО "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки", 2017 год

Рейтинг

Баллов: рейтинг1674 Место: место30183 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!