СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этот праздник со слезами на глазах..." Музейная экскурсия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная экскурсия основана на найденной фотографии (снимок 9 мая 1945 года). В ходе экскурсии используються театрализованные сценки , презентация , отрывок авторского фильма , мелодии частушек и запись голоса Левитана . 

Просмотр содержимого документа
«"Этот праздник со слезами на глазах..." Музейная экскурсия»





Цели экскурсии: 1. формирование чувства гражданственности и

патриотизма у подрастающего поколения.

2. формирование активной жизненной позиции.





Задачи: 1. формировать и развивать чувство гордости за

героическое прошлое России .

  1. развивать интерес к истории народа и страны через

работу с экспозицией и архивом музея.

  1. осуществлять связь поколений через встречи с

участниками описываемых событий.



Аудитория: обучающиеся профессионального училища, студенты филиала ТЭПК с.Кожевникова, учащиеся сел Кожевниковского района.





Продолжительность экскурсии: 30 минут.

























План экскурсии

Тема: «Этот праздник со слезами на глазах…»

Оснащение: указки, текст экскурсии, презентация, видеофильмы, экспонаты, книга отзывов.

Оборудование: компьютер, ноутбук, микрофон, экран.



Ход экскурсии:

1.Организационный этап:

Руководитель музея:

Здравствуйте. Перед началом экскурсии мне хотелось бы напомнить вам правила поведения во время экскурсии. Вы должны вести себя тихо, если появятся вопросы, поднимите руку и только после разрешения экскурсовода задавайте свой вопрос. И еще одно правило: отключите или поставьте на виброрежим сотовые телефоны. Спасибо!



2.Экскурсионный этап:

Проведение экскурсии экскурсоводом



3.Заключительный этап:

Руководитель музея:

Спасибо всем за внимание. Нам очень важно знать ваше мнение о сегодняшней экскурсии. Свои впечатления запишите, пожалуйста, в книгу отзывов музея.















План выставки

















подставка 3

планшет 1 планшет 2

подставка 1 подставка 2 экран для демонстрации

манекен видео и презентации



подставка 4























Основные исторические приемы

тема

(основная)

объекты показа

содержание

методические приемы,

логические переходы



«Этот праздник со слезами на глазах…»






































Мелодия «День победы»

Слайд 1























Слайд 2



Снимок 9 мая 1945 года

(Синявин Анатолий Михайлович)











Подлинные вещи Анатолия Михайловича

(деревянные и алюминиевые ложки, эмалированные чашки, керосиновая лампа, рубанок)











Мать, уходящий на фронт сын

( Мать одета в длинную юбку, вязанный жилет,темный платок. Сын в костюме, на голове кепка, брюки заправлены в сапоги)

На фоне «Прощания славянки»













Слайд 3







Солдат исполняет частушки

(Гимнастерка, голифе, сапоги)



























































Гармонь, принадлежавшая

Анатолию Михайловичу.

Гимнастерка, вещмешок, противогаз, шапка-ушанка, фляжка – подобные тем, которые носил Анатолий Михайлович в период ВОВ











Слайд 4





Слайд 5











Слайд 6

















































Мелодия День победы, с убыванием

Слайд 7



Слайд 8,9





Ксерокопии фотографий подписания капитуляции, акта о капитуляции

аудиозапись







Слайд 10

Ксерокопии снимков Дня Победы 9 мая 1945 года





















































Видео ( часть фильма «Деревенские зарисовки»)

Слайд 11







Слайд 12













Слайд 13













Слайд 14













Фотографии 9 Мая разных лет

(2007, 2008, 20010, 2012)

Видео (часть фильма «Наш общий праздник»)



Слайд 15



























Слайд 16















Слайд 17























Слайд 18



















Слайд 19











Видео(часть фильма «Наш общий праздник»)













Слайд 20

Мелодия «День Победы»























Слайд 21









По словосочетаниям говорят участники сценок, собираясь у экскурсоводов

Экскурсовод №1:

Здравствуйте, вас приветствуют экскурсоводы профессионального училища № 31

- Любовь Баурова

- Елена Казакова

Экскурсовод №2:

Наша экскурсия называется « Этот праздник со слезами на глазах…»

Экскурсовод №1:

Цель нашей встречи: кому-то напомнить, а кому-то и рассказать о самом радостном и долгожданном дне поколения 40-х, о 9 мае 1945 года и о людях, которые приближали этот день.

Экскурсовод №2:

Тема экскурсия была выбрана нами не случайно. Подбирая материал, мы наткнулись на снимок. Он был сделан 9 Мая 1945 года. И нам захотелось узнать о человеке со старого снимка.

Экскурсовод №1:

Синявин Анатолий Михайлович, родился 17 мая 1926 года в Новгородской области, д.Лисичиха. Он был третьим из девяти детей простой крестьянской семьи. Жизнь научила вести их строгий и скромный быт. В такой атмосфере росли и воспитывались все девять детей.

Экскурсовод №2:

Представление экспонатов выставки







Экскурсовод №2:

Он был простым крестьянином, но, как и все мужчины села, не остался равнодушным к всеобщей беде. На фронт ушли четыре брата, домой вернулся лишь один Анатолий. На фронт сумел уйти, добавив себе два года. Трудно вспоминать Анатолию Михайловичу его прощание с матерью.



- Не пущу, не пущу, и все! Ну куда ты? Какой фронт! Да посмотри на себя, ведь дите еще!

- Мама, мамочка, ну пойми же…

-Сынок, ну куда же ты? Да какой же ты солдат - посмотри на себя в зеркало!

-Мама, да пойми ты, не могу я сидеть тут, возле тебя, я Родину защищать иду, понимаешь?

-Ведь один ты у меня кормилец остался, нет уж ни Коли, ни Саши, на Петра похоронку принесли… Одумайся, останься! Сынок…

-Прости, мама!

(мать стоит, закрыв лицо руками)

- Я не сомневаюсь, я обязательно вернусь! Я очень люблю жизнь…, но если мне суждено умереть, моя смерть будет достойной.

Сын медленно уходит, мать крестит его, утирает слезы.

Экскурсовод №1:

Анатолий Михайлович был очень веселый человек, он прекрасно играл на гармони, знал очень много частушек. На всем фронтовом пути вместе с ним была гармонь, которая веселила солдат между боями.

Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим:

И на море, и на суше

Разобьем и разгромим.



Эй, фашистский солдат,

Ты куда шагаешь?

В Сталинград попадешь -

Шею там сломаешь



Ехал Гитлер на Москву

На машинах-таночках,

А оттуда, из Москвы -

На разбитых саночках.



У московских, у ворот

Удивляется народ:

Немцы ходят в наступленье

Только задом наперед.



Из колодца вода льётся,

Вода – чистый леденец.

Наша Армия дерётся –

Скоро Гитлеру конец!



Скоро Гитлеру могила,

Скоро Гитлеру капут,

Скоро русские машины

По Берлину побегут!



Затопи ты, друг мой, баню,

Чтобы Гитлер угорел.

Третий год уже воюет,

Как собака надоел!

Экскурсовод №2:

Представление экспонатов выставки











Экскурсовод №2:

Победа застала Анатолия Михайловича в г. Дрезден (Германия). Вот, что вспоминает ветеран о Дрездене в 45 году:

Экскурсовод №1:

« Нам рассказывали, что до войны в Дрездене проживало около 650 000 жителей. Это был очень красивый старинный германский город, в котором было много церквей и музеев. В феврале 1945 года город бомбили. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Кругом развалины церквей, дворцов, жилых зданий. Пламя от пожара в Дрездене было видно до 200 км от города.»





Экскурсовод №2:

Снова обратимся к снимку, а точнее к его дате.

- Знаете ли вы, что это за день?

-ответы обучающихся

-Правильно. Это день победы нашего народа над фашистской Германией. Из проведенного нами опроса стало ясно, что об этом дне знают очень мало и это стало одной из причин обращения к истории этого праздника.

-Давайте вспомним, что это была за война, назовите, какие страны участвовали в этой войне ?

Обучающиеся называют, ведущие помогают: СССР, Фашистская Германия, Англия, Франция, США...

- Вот видите, как много стран. Поэтому она и получила название - Вторая Мировая война.

-А кто знает, в каком году началась Вторая Мировая война?

- 22 июня 1941 года

- Нет 22 июня 1941 года Германия напала на СССР и началась Великая Отечественная война, а вторая Мировая война началась раньше - Сначала фашисты вторглись в Польшу, напали на Англию. А 22 июня напали на СССР. Но для нашей Родины эта война началась действительно 22 июня 1941 года и продолжалась долгих 1418 дней.

Экскурсовод №1:

И все 1418 дней страна ждала один день, но какой!

История праздника ведется с 9 мая 1945 года, когда в пригороде Берлина начальником штаба верховного главнокомандования генерал-фельдмаршалом В. Кейтелем от вермахта, заместителем Верховного главнокомандующего маршалом СССР Георгием Жуковым от Красной армии и маршалом авиации Великобритании А. Теддером от союзников, был подписан акт о безоговорочной и полной капитуляции вермахта.

Представление экспонатов выставки





Объявление о капитуляции Германии

(аудиозаписьс голосом Левитана)





Экскурсовод №2:

Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России.

Экскурсовод №1:

«В этот день, - вспоминал Анатолий Михайлович, - мы палили из автоматов, не жалея патронов, совершенно незнакомые люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.В этот день мы ели настоящие щи с мясом, чай с сахаром и изюмом. Каждый мог есть столько сколько хотел. Солдаты кормили немецких детей, из числа беженцев, которые очень сильно голодали на окраинах Дрездена…»

Экскурсовод №2:

Не все вернулись домой, но Анатолию Михайловичу повезло, дома его встречали мать, младшие сестры.





- Мама, Мама!

Скорее, наш Толя ….вернулся…

-Здравствуй, мама!

-Сынок!

-Здравствуйте, сестренки, дорогие!

-Господи, Толенька ! Живой!

(мать и сын обнимаются, сестры)

-Как же мы рады тебе, сынок?

-Как замечательно, что ты вернулся!

-Я вот воевал, разные места видел. А на войне больше всего тосковал по нашей родной деревне, по березоньке возле околицы, по отчему дому. Ведь где бы мы ни были, нет уголка краше, чем то место, где ты родился.

Показ видео

Экскурсовод №2:

Солнечное утро 9 Мая 2012 года настроило на особенный праздничный лад, и все как-то по-другому и воздух какой-то особенный. Сердце наполняется гордостью, а к горлу подкатывает комок.

Собираемся с друзьями к Вечному огню. Не думаю, мы может понять и осознать всю важность этого дня.

Экскурсовод №1:

Очень шумно, много народу, море цветов и отовсюду слышаться слова: « С Праздником! С Праздником дорогие ветераны, с Днем Победы

Экскурсовод №2:

Идем к вечному огню, и я ловлю себя на мысли о том, что несколько лет назад, все было по-другому. Так много было ветеранов, они искали друг друга в толпе людей, радостно обнимались, и ударялись в свои воспоминания, радуясь тому, что они все еще живы.

Экскурсовод №1:

А сегодня, глаза их почти не встречаются, и дело вовсе не в том, что устали они от такой жизни. А в том, что мало, такие крохи остались от воевавших на фронте, что невольно хочется обнять каждого из них и подарить еще хоть немного лет жизни.

Экскурсовод №2:

И чтобы и мой сын и даже внук тоже мог видеть их в этот, такой важный для нас день, и мог сказать им: « С Праздником, дорогие ветераны!»

Представление экскурсионного материала



Показ видео







Экскурсовод №1:

В ходе подготовки материала экскурсии, мы собрали здесь некоторые из фронтовых рецептов. Их основная ценность в том, что записаны они непосредственно со слов ветеранов - живых свидетелей той эпохи, которых, увы, с каждым годом остается с нами все меньше и меньше.

Экскурсовод №2:

Кулинарные рецепты лихих военных лет очень простые. Их основные ингридиенты - это кипяток, крупа, картошка, и, если очень повезет, тушенка. Но они так трогают душу, этой своей немудреностью и непосредственностью. И еще тем, что именно они были на праздничных столах наших дедушек и бабушек , которые своим трудом и мужеством завоевали для нас эту Победу.

Экскурсовод №1:

Хлеб «Ржевский», выпеченный из картофеля и отрубей.

Итак, рецепт: отварить картофель «в мундире», очистить, пропустить через мясорубку. Полученную массу выложить на противень, посыпанный отрубями и охладить. Добавить отруби, посолить быстро замешать тесто и, поместив в смазанную маслом форму, выпекать до готовности.

Экскурсовод №2:

Вобла на пару

Воблу (тарань ее называли почему- то), в войну выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой.

Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая.

Чистили и с картошечкой ели. Соляной отвар использовали для других блюд. Ведь соль даже после победы была на вес золота.

Экскурсовод №1:

«Макаловка»

Мелко нарезать предварительно замороженную тушенку. Поджарить на сале или растительном масле мелко нарезанный репчатый лук и морковь, добавить туда тушенку и немного воду. Потушить 5-7 минут на слабом огне. Есть макая хлеб в получившееся блюдо и накладывая на него сверху "густоту".



Экскурсовод №2:

Морковный чай

Очищенная морковь натералась на терке, сушилась и прожаривалась в духовке с чагой (древесный гриб), после чего использовали как чай, заваривая кипятком. Морковь давала такому чаю сладковатый вкус, а чага- особый привкус и приятный темный цвет.

Показ видео

Экскурсовод №1:

Есть традиция угощать на 9 Мая всех солдатской кашей. Мы приготовили гречневую кашу по рецепту ветерана ВОВ Синявина Анатолия Михайловича. И сегодня хотим тоже угостить вас кашей. Рецепт прост :

«Лук обжарить на сале. Перемешать в кастрюле между собой тушенку, гречневую крупу и жаренный лук. Залить водой, посолить и варить, помешивая, до готовности.»

Угощение кашей

Экскурсовод №2:

Память о минувшей войне неподвластна времени. Она бережно хранится и передается из поколения в поколение. Нет в России ни одной семьи, которую так или иначе не затронула бы война.

Экскурсовод №1:

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

И тяжесть этих дней военных,

Поверь, мы не забудем никогда.

Минута молчания



Экскурсовод №2:

Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, находящиеся на поверхности.

Экскурсовод №1:

К ним относится и память народа о героическом прошлом.

Мамина песня, отцовский дом, бабушкина сказка, боевые ордена и медали, письмо треугольник с фронта Экскурсовод №2:

- все это наша родословная, наши символы, наша история.

Экскурсовод №1:

Не забыть, сберечь все это – наша главная задача. Мирного вам всем неба!

С наступающим праздником, дорогие ветераны! (вместе)

Исполнение песни «День Победы»





Заключительное слово руководителя музея

Записи отзывов об экскурсии в книгу отзывов и предложений музея
















Прием эмоциональной актуализаци











Прием актуализации темы и целей экскурсии











Прием объяснения







Зрительная актуализация

Прием персонификации







Зрительная актуализация







Прием рассказа















Театрализованная сценка

Прием эмоциональной актуализации



























Прием рассказа







Исполнение частушек

































































Зрительная актуализация























Прием цитирования

Прием зрительного сравнения

















Обращение к зрителям

Работа с экскурсантами

Прием вопросов- ответов

Предварительный опрос





































Прием эмоциональной актуализации















Зрительная актуализация



Прием эмоциональной актуализации





Прием зрительной актуализации







Прием цитирования















Прием рассказа









Театрализованная сценка





















Прием зрительной и эмоциональной актуализации



Прием рассказа















































Прием зрительной актуализации



Прием зрительной и эмоциональной актуализации









Прием изложения











Прием изложения











Прием описания















Прием описания























Прием описания



















Прием описания





















Прием цитирования

Рецепта



















Прием художественного чтения











Прием изложения



























Прием эмоциональной актуализации



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»



Тема:

« Театр ожившей фотографии»

(Этот праздник со слезами на глазах…)



Автор разработки: Синявина О.И.

преподаватель литературы,

руководитель музея


ОГБОУ СПО «КТАБ»


с.Кожевниково Томской области





Дата составления: 20.03.2013г

Утверждено Советом музея



Томск 2013 год



Использованные источники:



1.Воспоминания ветеранов ВОВ:

-Синявина Анатолия Михайловича

-Братухина Владисмира Диамидовича

-Куликова Федора Егоровича

-Дворецкого Григория Андреевича

-Синякова Артемия Ипатьевича

2. Видеофильмы

-«Деревенские зарисовки» (Автор: Маар Владимир, руководитель: Котова Татьяна Ивановна)

-«Наш общий праздник» (Автор: Синявин Александр, руководитель: Котова Татьяна Ивановна)

3.Рецепты блюд периода ВОВ

4.Частушки периода ВОВ

5.Опрос обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 31,студентов филиала ТЭПК

6.Ресурсы Интернета




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!