Проектная задача по русскому языку
2 класс
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «Исследование
словарных слов»
Цели:
· формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи;
· повышение интереса не только к изучаемым словам, но и к языку в целом.
· углубление и расширения знаний детей об окружающем мире, способствующее лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.
- способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
· развивать общеучебные умения ребёнка: классифицировать, планировать работу, анализировать, выделять существенное, фиксировать найденные решения, работать со справочным материалом.
Планируемый педагогический результат:
· Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.
· Учащиеся придумают интересные способы запоминания словарных слов.
· Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
· Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способ и формат оценивания результатов работы:
· Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.
· Составление иллюстрированной брошюры.
Замысел проектной задачи:
Учащимся предлагается изготовить в подарок для сказочных героев пособие, которое поможет им запомнить правописание словарных слов. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает техническое задание:
1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;
2) изучить предложенные словари и найти необходимый материал, который предстоит изложить в своей части брошюры;
3) проиллюстрировать, применив методику ассоциативного запоминания словарных слов;
Результат проектной задачи: иллюстрированное пособие, в котором четко, наглядно, доступно описаны словарные слова.
Описание проектной задачи:
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для наших любимых сказочных героев, которые прекрасно справляются с работой на огороде. Кто это?
Фрагменты мультфильмов «Маша и Медведь», «Смешарики», «Винни Пух и все-все-все» (дисней).
Конечно, это Медведь, Копатыч и Кролик.
Злой волшебник Кляксич заколдовал овощи, которые они выращивают. Он поставил в названиях овощей свои ужасные «кляксы». Овощи эти расти не будут, если мы не научим сказочных героев правильному написанию их названий. Поможем Копатычу, Медведю и Кролику? Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Словарные слова». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».
Ребята делятся на 3 группы по 5 человек.
Задание 1.
Выберите героя, которому вы будете помогать. (выдаются картинки сказочных героев, изображённых с помощью шаржа, где у медведя прячется буква «Е», у Кролика – буква «А», а у Копатыча – буква «О»)
Задание 2.
Вам даны карточки со словарными словами. В словах пропущены буквы, правописание которой нужно запомнить.
М..рковь, к..пуста, к..ртофель,
р..дис, п..трушка, ..гурец.
Ребята, вам нужно определить, какому герою, про какие слова, вы будете готовить брошюрку.
(Медведю – про «редис и петрушку», т.к. пропущена буква «Е» и на портрете Медведя тоже есть буква «Е». Кролику – про «капусту, картофель», т.к. пропущена буква «А» и на портрете Кролика есть буква «А». Копатычу – про «морковь, огурец», т.к. пропущена буква «О», и на портрете имеется буква «О».
Задание 3. Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.
· Определение лексического значения слова →
· Подбор слов-синонимов→
· Подбор однокоренных слов→
· Найди материал о происхождении слова→
- Подбор пословиц, поговорок с данным словом.
· Иллюстрирование способ ассоциативного запоминания словарного слова→
- Работа со словом в тексте (изменение формы слова) →
Комментарий к заданию 3: Первое задание – это распределение работы внутри группы. Какой будет выбран вариант: а) предварительное выяснение возможностей каждого или стихийно, без существенных оснований.
Задание 4. Выдаются каждой команде, как страницы для брошюры. Дети работают самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает по просьбе самих детей.
· Определение лексического значения слова (работа с толковым словарём)
· Подбор слов-синонимов (работа со словарём синонимов)
· Подбор однокоренных слов (работа со словообразовательным словарём)
· Этимология слова (работа с этимологическим словарём)
- Подбор пословиц, поговорок с данным словом (работа со словарём пословиц и поговорок)
· Иллюстрирование способ ассоциативного запоминания словарного слова
- Работа со словом в предложениях (изменение формы слова)
Примерные предложения:
1 группа.
Вставь слово «Огурец» изменив форму слова.
Молодец, молодец, как соленый ____________.
_____________ – не еда, в них одна вода.
Кто в Суздале не бывал, тот ___________ не едал.
Вставь слово «Морковь» изменив форму слова.
Я вчера сходил в магазин за _____________.
Зайчик любит ______________.
Учитель рассказал о ________________.
2 группа.
Вставь слово «Петрушка» изменив форму слова.
Петрушка варив суп, переборщил с ____________________
На огороде выросла __________________.
Повар сдабривать супы мелко нарезанными корешками _________________.
Вставь слово «Редис» изменив форму слова.
Я вырастил ранний __________.
В ____________ много полезных витаминов.
Как приготовить салат из _____________________.
3 группа.
Вставь слово «Картофель» изменив форму слова.
Мама отправила меня в магазин за __________________.
В огороде цветёт _____________________.
Клубни _____________ созрели в сентябре.
Вставь слово «Капуста» изменив форму слова.
На грядке в огороде моей бабушки росла сочная, красная __________.
Козлик жевал ___________.
Как приготовить котлеты из ___________.
Задание 5.
Используя полученные материалы, каждая группа рассказывает о своих словах и составляет брошюру (скрепляет листы), которые отправляются сказочным героям.
«Теперь нашим сказочным героям Волшебник Кляксич не страшен. Мы помогли убрать все его кляксы, и на огороде у наших друзей будет всё в порядке. Они благодарят вас и прислали угощение (конфеты в форме овощей)