СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МОУ СОШ №16 г. Орехово-Зуево Московская область

Обо мне

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» г. Петушки.

 

Самоанализ профессиональной деятельности

учителя математики высшей категории Минаевой Татьяна Михайловны..

 

            Я, Минаевой Татьяна Михайловны , учитель математики высшей  квалификационной категории в 1984 году окончила математический факультет Владимирского Педагогического института им. Лебедего-Полянского. Стаж педагогической деятельности составляет 36 лет.

             В данном самоанализе я попыталась изучить состояние и результаты своей профессиональной деятельности, установить причинно-следственные связи между элементами педагогических явлений и наметить пути дальнейшего совершенствования моей профессиональной деятельности в качестве учителя математики

Задача, поставленная мною, тесно связана с целями и требованиями современного образования в России.

  Одной из таких важнейших задач является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности.

Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности при активном участии своих учеников – цель, которая стала для меня, учителя математики, актуальной, первостепенной. Но возникли трудности: уровень познавательных способностей моих учащихся оказался разным, к тому же выяснилось, что большая часть учащихся имеют низкую мотивацию к обучению, проявляют пассивность в учебном процессе. Из этого следует основная моя цель-  развитие познавательных способностей учащихся.

Первые мои шаги к главной цели – это «разбудить» детей, заинтересовать их математикой, в связи с чем я остановилась на методической теме «Формы и методы активизации учащихся на уроках математики».

         С учётом этой цели я поставила перед собой следующие первостепенные задачи:

  1. повышение у учащихся мотивации к изучению математики;
  2. развитие логического и творческого мышления, памяти,  внимания, умений и навыков точно излагать математический материал;
  3. создание на уроке оптимальных условий для развития каждого  школьника;                    4. самосовершенствование своих профессиональных компетенций.

           Для успешного решения поставленных задач необходимо владение современными  образовательными технологиями и методиками и   эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. Выбор и использование мною современных образовательных технологий определяется целями и задачами каждого конкретного урока, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.        

               В своей работе я опираюсь на концептуальные положения Р.Г. Хазанкина, В.Ф. Шаталова:

 - личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;      

 - обучение математике - значит, обучение решению задач;

 - обучение решению задач - значит, обучение умению типизации и    алгоритмизации плюс умение решать типовые задачи практического содержания;

 - индивидуализация обучения «трудных» и одаренных;

  органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности;   

 - сочетание урочной и внеурочной форм работы, что позволяет убедиться в  правильности выбранного направления педагогической деятельности.    

             Полученные результаты соотносятся естественным образом с разработанными и внедренными в учебный процесс методами и приёмами, направленными на достижение поставленной цели.

              Считаю, что основой эффективной практической деятельности учителя являются современные образовательные технологии. В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

  • личностно-ориентированную;
  • разноуровневого обучения;
  • проблемного обучения;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • развивающие творческие способности в процессе обучения  математике;

Применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Индивидуальную форму работы провожу чаще при контроле усвоения нового материала по карточкам такого типа:

Карточка № 1 по теме «Делимость чисел». Иногда использую для индивидуальной и групповой работы деловую игру.

Так при изучении темы «Квадратный корень» выявила уровень творческого логического мышления учащихся, позволила мне в дальнейшем по-другому строить работу с отдельными учащимися. 

 В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения, что является основой личностно-ориентированной технологии и разноуровневого обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей своих детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

С обучающимися девятого и  одиннадцатого класса дополнительная подготовка  к государственным экзаменам  осуществлялась с помощью интернет – ресурсов (http://www.ege.edu.ru/;   http://www.uztest.ru ;  http://windows.edu/ruhttp://www.exponenta.ru ) , информации с официального сайта МИОО, систематически проводились тестовые работы в режиме он – лайн. После уроков проводились как  индивидуальные, так и групповые занятия.  Обратная  связь с обучающимися включала самопроверку и взаимопроверку  по части: 1. ЕГЭ - В и С;    2. ГИА части 1 и 2. 

Я считаю,  что элементы  групповой исследовательской деятельности: совместный поиск решений, совместный подбор необходимого инструментария,  дискуссии относительно выбора рациональных способов решения, сыграли положительную роль при сдаче ЕГЭ.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций.

 Мозговой штурм - самая интересная форма групповой деятельности. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, я решаю в работе с учащимися следующие задачи: обеспечить освоение учениками логической цепочки выдвижения предположений, аргументации своих предположений, доказательств выбора решений, выводов, опорных схем и конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для индивидуального самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно - познавательные компетенции.

 Наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя математики,- средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение - полностью согласуется с целями, которые решает школа и система образования в целом. Осознание новых целей, стоящих перед школой, послужило мотивом для поиска путей достижения этих целей. Когда приходишь на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис     « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность  « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволило мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными и далее в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении.

Особое место в моей методической копилке занимают тестовые технологии, которые вырабатывают у учащихся навыки ускоренного обдумывания выбора ответа, используя методы сравнения, исключения, взаимосвязей, по аналогии и т.д.

            Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются.  Проводится работа по повышению успеваемости. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в январе тестовые работы в форме ЕГЭ, а  в конце—итоговые контрольные работы в форме ЕГЭ по демонстрационным вариантам. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину  об изменениях в знаниях по диагностической карте и отслеживаю  динамику роста качества  ЗУН. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов.

Готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам и по воспитательной работе и имею свои накопления:

            Использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся, использую таблицы, плакаты и др. пособия. В рамках реализации данной программы я веду обучение не только учащихся, но и учителей навыкам работы с ПК, Интернет- ресурсами. Проводя уроки с использованием компьютерных мультимедийных презентаций, я убедилась в том, что они легко вписываются в урок, позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучаемому, реализовать идеи развивающего обучения.

            Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет и внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, провожу математические недели, математические олимпиады, математические бои, КВНы.  

            На таких  занятиях учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя. Считаю, что перечисленные виды работ создают благоприятные условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся, способствуют более успешному обучению и предполагают формирование школьника как активной личности. 

             

                    Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Результаты работы по перечисленным технологиям, думаю, есть. Мои учащиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах разного уровня и показывают хорошие результаты.

В заключение хочу отметить, что результатом учета образовательных потребностей учащихся считаю:

  1. овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;
  2. повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности;
  3. наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;
  4. стараюсь знать и понимать интересы и увлечения своих учеников, быть в курсе их проблем, что позволит им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.

 

 

Моё образование

Я, Минаевой Татьяна Михайловны , учитель математики высшей  квалификационной категории в 1984 году окончила математический факультет Владимирского Педагогического института им. Лебедего-Полянского. Стаж педагогической деятельности составляет 36 лет

Рейтинг

Баллов: рейтинг2405 Место: место20566 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!